Текст №7
Какие сильные живые бл..годарные впеч..тления возбуждает один Кремль. Над его св..ще(н,нн)ыми стенами над его высокими башнями пролетело несколько веков. Я (не)могу истолковать себе тех чу..ств которые возбуждаются во мне при взгляде на Кремль!.. Одна ст..р..на Кремля открылась перед нами. Шумные клики говор народа треск экипажей и частый лес мачт с разв..вающимися разноцветными флагами белокаме(нн,н)ые стены Кремля его высокие башни всё это вместе пор..жало меня возбуждало в душе уд..вление и тёмное смеш..(н,нн)ое чу..ство удовольствия. Я почу..ствовал что нахожусь в первопр..стольном граде в сер..це царства русского.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Докажите, что это текст, и определите способ и средства связи предложений в нём.
3.Объясните значение слова клики, подберите к нему синонимы.
4.Объясните значение выражений первопр..стольный град, сер..це царства русского.
5.Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки глухие.
6.Найдите в тексте сложные слова, объясните, как они образовались.
7.Определите способы образования слов первопр..стольный, несколько, истолковать, разноцветными.
8.Объясните постановку знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения, подчеркните однородные члены.
Комплексный анализ текста (9 класс)
Текст №8
Можно ис..ледовать химический состав технологию производства р..цепты тайны мастерства и всё точно узнать почему ф..рфоровая чашка звенит красиво и ярко а просто глиня(нн,н)ая издаёт глухой звук.
Но мы (ни,не)когда (не)узнаем почему одни фразы стихотворные строки строфы бывают звонкими а другие глухими.
Дело (во)все не в глухих согласных ш..пящих закрытых и открытых звуках. Каждое слово (без)исключения может звенеть будучи поставле(н,нн)ым на своё место. Слова одни и те(же) но в одном случае из них получается ф..рфор бронза медь а в другом случае сырая клёклая глина.
Один поёт а другой хрипит. Один чеканит а другой мямлит. Одна строка как(бы) светится (из)нутрии другая тускла и даже гр..зна. Одна похожа на драгоце(н,нн)ый камень другая на к..мок зама..ки.
Задания:
1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).
2.Определите тип текста и докажите своё мнение.
3.Текст построен на антитезе. Какие языковые средства (лексические, синтаксические) «работают» на этот приём?
4.Найдите в тексте профессиональную лексику. Для чего автор использует её?
5.Объясните значение слова клёклая. К какой группе лексики относится это слово?
6.Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв.
7.Укажите неполные предложения. Какой член предложения в них пропущен?
8.Начертите схему первого предложения. Расскажите о видах связи в нём.