Предмет основы безопасности оуа и бд

Тема №6. Эксплуатационные свойства автомобиля.

 

Занятие №1.

 

Вопрос №1. Силы, действующие на транспортное средство.

 

Автомобиль движется по дороге в результате действия на него следующих сил: силы тяги, силы сопротивления движению и силы инерции, которая в зависимости от режима движения может быть направлена вперед, назад или в поперечном направлении в соответствии с рисунком 6.

К силам сопротивления движению относятся: сила сопротивления качению Рf сила сопротивления воздуха Рw, сила сопротивления подъему Ра, сила инерции Рj. Для преодоления этих сил автомобиль оснащен источником энергии - двигателем. Возникающий в результате работы двигателя крутящий момент передается через трансмиссию на ведущие колеса автомобиля. При вращении ведущие колеса создают окружную силу, которая действует на дорогу, стремясь как бы оттолкнуть ее назад. Дорога, в свою очередь, оказывает равное противодействие на колеса, что и вызывает движение автомобиля силу, которая приводит автомобиль в движение, называют силой тяги.

 

Связь между всеми силами, являющимися причиной движения автомобиля, можно выразить формулой:

РК= Рf ±Ра+ Pw+ Рj,

Это уравнение называется уравнением тягового баланса и позволяет установить, как сила тяги распределяется по различным видам сопротивлений.

Сопротивление качению шины по дороге является следствием затрат энергии на деформацию шины (внутренние потери) и на образование колеи (внешние потери). Кроме того, часть энергии теряется в результате трения шины о дорогу при пробуксовке или при проскальзывании, в результате потерь на трение в подшипниках колес и сопротивления воздуха вращению колес. В связи со сложностью учета всех факторов, определяющих сопротивление качению колес, силу сопротивления качению оценивают по суммарным затратам, считая ее внешней по отношению к автомобилю.

При качении эластичного колеса по твердой поверхности внешние потери незначительны. Слои нижней части шины то сжимаются, то растягиваются. Между отдельными частями шины возникает трение, выделяется тепло, которое рассеивается, и работа, затрачиваемая на деформацию шины, не возвращается полностью при последующем восстановлении формы шины. При качении эластичного колеса деформации в передней части пятна контакта с дорогой возрастают, а в задней- уменьшаются.

Когда жесткое колесо катится по мягкой деформируемой дороге (грунт, снег), потери на деформацию шины незначительны и энергия затрачивается в основном на деформацию дороги. Колесо внедряется в грунт, выдавливает его в стороны, спрессовывая отдельные частицы, образуя колею.

В случае качения деформируемого колеса по мягкой дороге имеют место как внутренние, так и внешние потери. При качении упругого колеса по мягкой дороге деформация его меньше, чем при качении по твердой дороге, а деформация грунта меньше, чем при качении жесткого колеса по тому же грунту.

Сила сопротивления качению может быть определена из формулы

 ,

Pf- сила сопротивления качению;

Ga - сила тяжести автомобиля;

α - угол подъема дороги;

f - коэффициент сопротивления качению.

Коэффициент сопротивления качению учитывает все факторы, определяющие силу сопротивления качению, и в зависимости от состояния дороги может принимать следующие значения:

Сопротивление подъему. Автомобильные дороги состоят из чередующихся подъемов и спусков. Горизонтальные участки редко имеют большую длину. Крутизну подъема (и спуска) характеризуют величиной угла а или величиной уклона дороги i, представляющего собой отношение превышения Н к заложению В:

,

Силу тяжести автомобиля, движущегося на подъеме, можно разложить на две составляющие силы: Gasinα, направленную параллельно дороге, и Gacosα, перпенди-кулярную к дороге. Силу G sinα называют силой сопротивления подъему.

На автомобильных дорогах с твердым покрытием углы подъема невелики (не превышают 4..5°). Для таких малых углов можно считать

t = tga≈ sinа,

Тогда:

Ра = GasinaGai.

При движении на спуске сила Ра имеет противоположное направление и действует как движущая сила. Угол а и уклон i считают положительными на подъеме и отрицательными на спуске. У современных автомобильных дорог нет четко выраженных участков с постоянным уклоном.их продольный профиль имеет плавные очертания. На таких дорогах уклон и сила Ра непрерывно меняются в процесс е движения автомобиля.

Сопротивление неровностей. Ни одно дорожное покрытие не является абсолютно ровным. Даже новые цементобетонные и асфальтобетонные покрытия имеют значительные неровности. В процессе эксплуатации дороги неровности увеличиваются, приводя к снижению скорости автомобиля, к сокращению срока службы его узлов и агрегатов, к увеличению расхода топлива. Неровности создают дополнительное сопротивление движению.

При попадании колеса в длинную впадину оно ударяется о ее дно и подбрасывается вверх. При сильном ударе колесо может оторваться от поверхности дороги и снова удариться, совершая затухающие колебания. Переезд через короткие впадины и выступы сопряжен с дополнительной деформацией шины под действием силы, возникающей при ударе.

Таким образом, движение автомобиля по неровностям дороги сопровождается непрерывными ударами колес и колебаниями кузова. В результате происходит до-полнительное рассеивание энергии в шине и деталях подвески, достигающее иногда значительных величин.

Сопротивление качению и сопротивление подъему определяют влияние дороги на движение автомобиля. Поэтому часто говорят о силе общего дорожного сопротивления, равной сумме сил Рfb Ра:

РД =Рf +Ра = Ga(f+i),

Выражение, стоящее в скобках, называют коэффициентом общего дорожного сопротивления У. Тогда сила общего дорожного сопротивления

РД= Gaφ,

Сопротивление воздуха. При движении автомобиля на него оказывает влияние воздушная среда. Сопротивление - воздуха складывается из следующих величин:

– лобового сопротивления, появляющегося как следствие различного давления на переднюю и заднюю поверхности автомобиля (около 55...60% всего сопротивления воздуха);

– сопротивления, создаваемого выступающими частями: зеркалами, крыльями, дверными ручками, декоративными элементами и др. (12...18%);

– сопротивления, возникающего при прохождении воздуха через радиатор и подкапотное пространство(10... 15%);

– трения наружных поверхностей о слон воздуха (8...10%);

– сопротивления, вызванного разностью давлений сверху и снизу автомобиля (5...8%).

Сила сопротивления воздуха во многом зависит от скорости движения автомобиля. При увеличении скорости движения увеличивается и эта сила. При высоких скоростях на преодоление силы сопротивления воздуха расходуется большая часть энергии, вырабатываемой двигателем.

Сила сопротивления воздуха зависит от формы кузова. Поэтому легковые автомобили имеют обтекаемую форму. Грузовые автомобили, скорость которых, как правило, меньше скорости легковых автомобилей, имеют несколько худшую обтекаемость. Наличие прицепа увеличивает силу сопротивления воздуха. Это происходит вследствие значительного завихрения воздушных потоков между тягачом и прицепом, а также из-за увеличения наружной поверхности трения. В среднем можно принять, что применение каждого прицепа увеличивает сопротивление воздуха на 25% по сравнению с одиночным автомобилем.

Сила инерции. Кроме сил сопротивления дороги и воздуха на движение автомобиля оказывают влияние силы инерции. Всякое изменение скорости движения сопровождается преодолением силы инерции, и ее величина тем больше, чем больше масса автомобиля:

 ,

где: g - ускорение свободного падения;

          j - ускорение автомобиля.

Время равномерного движения автомобиля обычно мало по сравнению с общим временем его работы. Так, например, при движении в городских условиях автомобиль движется равномерно в среднем 15...25% времени. От 35 до 40% времени занимает ускоренное движение автомобиля и 30...40%-движение накатом и торможение. При трогании с места и увеличении скорости имеет место положительное ускорение, при торможении - отрицательное, или замедление.

Сила инерции возникает также при движении автомобиля на повороте. В этом случае она направлена в поперечном направлении от центра поворота и увеличивается с увеличением скорости движения и уменьшением радиуса поворота. Поперечная сила инерции не оказывает существенного влияния на скорость движения автомобиля.

Сила инерции изменяется в процессе движения автомобиля в соответствии с изменением ускорения. Для преодоления силы инерции при разгоне расходуется часть силы тяги. Однако в тех случаях, когда автомобиль движется накатом после разгона или при торможении, сила инерции действует в направлении движения автомобиля, выполняя роль движущей силы. Принимая это во внимание, некоторые труднопроходимые участки пути можно преодолевать с предварительным разгоном автомобиля.

В процессе работы автомобиля непрерывно меняются условия движения: тип и состояние дорожного покрытия, величина и направление уклона, сила и направление ветра. Это приводит к изменению скорости автомобиля. Даже в благоприятных условиях (движение по усовершенствованным автомагистралям вне населенных пунктов) скорость автомобиля и сила тяги редко остаются неизменными в течение длительного времени. На средней скорости движения сказывается, помимо сил сопротивления, влияние весьма большого количества факторов. К ним относятся: ширина проезжей части, интенсивность движения, освещенность дороги, метеорологические условия, наличие опасных зон (железнодорожные переезды, скопление пешеходов), состояние автомобиля и др.

В сложных дорожных условиях может случиться так, что сумма всех сил сопротивления превысит силу тяги. В этом случае движение автомобиля будет замедленным и он может остановиться, если водитель не примет необходимых мер.

Сила сцепления колеса с дорогой и сила тяги. Для того чтобы автомобиль можно было привести в движение, необходимо сцепление ведущих колес с дорогой. Сила сцепления зависит от массы автомобиля, а также состояния дороги и шин:

,

где Pсц - сила сцепления;

       φ - коэффициент сцепления;

       Ga - сила тяжести автомобиля.

Коэффициент сцепления характеризует состояние дороги и шин. При увеличении шероховатости дороги коэффициент сцепления возрастает. Для новой шины коэффициент сцепления ее с дорогой больше, чем для изношенной. На величину коэффициента сцепления оказывает влияние ряд других факторов: давление в шине, скорость движения, влажность дорожного покрытия, температура шины и дороги. От сцепления колес с дорогой зависит максимально возможная сила тяги и безопасность при торможении автомобиля. Величина коэффициента сцепления может иметь следующие значения:

– сухой асфальт 0,6...0,8;

– открытый асфальт  0,3...0,4;

– дерн     0,8...0,9;

– сухой грунт    0,5...0,6;

– сухой лед 0,05...0,1;

– мокрый грунт 0,3...0,4.

Если сила тяги меньше силы сцепления, то ведущие колеса катятся без пробуксовки. Если же к ведущим колесам приложена сила тяги большая, чем сила сцепления, то автомобиль может двигаться только с пробуксовкой ведущих колес.

Коэффициент сцепления зависит от типа и состояния покрытия. На дорогах с твердым покрытием величина коэффициента сцепления обусловлена, главным образом, трением скольжения между шиной и дорогой и взаимодействием элементов протектора шины с микронеровностями покрытия. При смачивании твердого покрытия коэффициент сцепления уменьшается весьма заметно, что объясняется образованием пленки из слоя частиц грунта и воды. Пленка разделяет трущиеся поверхности, ослабляя взаимодействие шины и покрытия и уменьшая коэффициент сцепления. При скольжении шины по дороге в зоне контакта возможно образование элементарных гидродинамических клиньев, вызывающих приподнимание элементов протектора над покрытием. Непосредственный контакт шины и дороги в этих местах заменяется жидкостным трением, при котором коэффициент сцепления минимален.

На деформируемых дорогах коэффициент сцепления зависит от податливости грунта. Выступы протектора ведущего колеса, погружаясь в грунт, обеспечивают хорошее сцепление колеса с дорогой.

На величину коэффициента сцепления влияет также рисунок протектора шины. Шипы легковых автомобилей имеют протектор с мелким рисунком, обеспечивающим хорошее сцепление на твердых покрытиях. Шины грузовых автомобилей и автомобилей повышенной проходимости имеют крупный рисунок протектора с широкими и высокими выступами - грунтозацепами. Во время движения грунтозацепы внедряются в грунт, улучшая сцепление колеса с дорогой.

Величина коэффициента сцепления зависит от скорости проскальзывания шины относительно дороги. При скольжении без качения коэффициент сцепления снижается приблизительно на 15%. При проскальзывании 20...30% коэффициент сцепления максимален. Поэтому торможение с вращающимися колесами, находящимися на грани блокировки, более эффективно, чем торможение с заблокированными колесами.

Сцепление шин с дорогой имеет большое значение для безопасности движения, так как оно определяет возможность и интенсивность торможения, возможность устойчивого движения без заноса. Недостаточная величина коэффициента сцепления является главной причиной дорожно-транспортных происшествий на обледенелых дорогах.

Движение мотоцикла также происходит в результате действия на него силы тяги, силы сопротивления движению и силы инерции. Связь между ними выражается тем же уравнением тягового баланса. Однако имеются некоторые различия. Так, например, при действии боковой силы на автомобиль (силы инерции) он сохраняет устойчивость вследствие возникновения стабилизирующего момента, обусловленного силой тяжести автомобиля. При действии боковой силы на мотоцикл (одиночный) стабилизирующий момент не возникает, так как при этом отсутствует плечо приложения силы тяжести мотоцикла. При действии на мотоцикл бокового ветра или при движении на повороте водитель создает стабилизирующий момент искусственно, наклоняя мотоцикл в сторону, противоположную направлению боковой силы.

Вопрос №2. Тяговые свойства автомобиля.

 

Под тяговыми свойствами понимают свойства автомобиля двигаться по дороге с необходимой скоростью, задаваемой водителем, и преодолевать различные труд-нопроходимые участки с повышенным сопротивлением движению. Тяговые свойства зависят от мощности двигателя, которую он способен развивать во всем диапазоне оборотов коленчатого вала, от передаточного числа трансмиссии, от потерь энергии на трение между деталями трансмиссии.

Силы сопротивления движению автомобиля изменяются в широких пределах в зависимости от режима движения, состояния дороги и других факторов. При трогании с места возникает значительная сила инерции, для преодоления которой к ведущим колесам необходимо приложить соответственно большую силу тяги. При равномерном движении по горизонтальной дороге с невысокой скоростью сила сопротивления невелика и для ее преодоления достаточно соответственно небольшой силы тяги.

Современные поршневые двигатели внутреннего сгорания, применяемые на автомобилях и мотоциклах, не могут обеспечить весь необходимый диапазон силы тяги на ведущих колесах. Поэтому между двигателем и ведущими колесами устанавливают коробку передач, которая позволяет водителю увеличивать или уменьшать силу тяги на ведущих колесах в зависимости от условий движения.

Низшие передачи позволяют получить большую силу тяги и используются при трогании с места и при преодолении труднопроходимых участков дорог, высшие передачи используются для достижения высокой скорости движения автомобиля.

Тяговые свойства характеризуются несколькими показателями. Основные из них: максимальная скорость движения, время разгона до 100 км/ч (или до какой-то другой скорости), время прохождения заданного участка (например1 км) С места, или то же самое, но с разгона., наибольший преодолеваемый уклон и другие показатели. Такие показатели, как максимальная скорость и время разгона до определенной скорости, обычно указывают в технической характеристике автомобиля.

Показатели тяговых свойств зависят от условий, в которых их определяют. Так, например, при движении против ветра максимальная скорость автомобиля будет меньше, чем при движении в безветренную погоду. Автомобиль с пассажирами и грузом тоже разовьет меньшую скорость, чем без пассажиров и груза. Поэтому при указании в технической характеристике автомобиля того или иного показателя тяговых свойств обычно оговаривают условия, в которых он был определен. Так, например, максимальную скорость движения обычно определяют для полностью заправленного автомобиля с одним пассажиром при движении по горизонтальной дороге с твердым сухим покрытием в безветренную погоду.

Время разгона автомобиля до определенной скорости зависит от ускорения, которое может развивать автомобиль, и от времени, затрачиваемого на переключение передач. Современные легковые автомобили на первой передаче развивают ускорение 2,0...2,5 м/с2, на прямой передаче 0,8...1,5 м/с2. Грузовые автомобили менее динамичны и развивают ускорение на первой передаче 1,7...2,0 м/с2 и на прямой передаче 0,3...0,5 м/с2.

Ускорение, которое развивает автомобиль при разгоне, ограничивается надежностью сцепления колес с дорогой. Возможны такие ситуации, когда автомобиль, имеющий высокие тяговые свойства, не может развить большого ускорения вследствие пробуксовки ведущих колес из-за плохого сцепления их с дорогой.

Современный легковой массовый автомобиль развивает скорость 100 км/ч за 10...15с. Спортивные автомобили и некоторые автомобили единичного производства, оснащенные мощными двигателями, имеют более высокие тяговые свойства и развивают скорость 100 км/ч за 8...10 с. Максимальная скорость таких автомобилей обычно превышает 250 км/ч.

Грузовые, автомобили предназначены для перевозки различных грузов при обеспечении их полной сохранности. Высокая динамика и маневренность не являются для них главным качеством. Поэтому время разгона грузового автомобиля до определенной скорости (100 км/ч многие из них не развивают) в техническую характеристику не включают. Для хорошего приспособления к изменяющимся дорожным условиям грузовые автомобили, как правило, имеют большее количество передач. Так, например, коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 имеет пять передач переднего хода, в то время как почти все легковые автомобили имеют коробки передач с четырьмя передачами переднего хода.

Некоторые автомобили содержат в своей трансмиссии устройства для удвоения количества передач: делитель в коробке передач автомобиля КамАЗ, демультипликатор в автомобиле ВАЗ-2121 «Нива», раздаточная коробка в автомобиле ГАЗ-66. Широкий выбор передаточных чисел позволяет водителю подобрать передачу, обеспечивающую высокие тяговые свойства и хорошую экономичность.

Наибольший уклон, преодолеваемый автомобилем, определяют на автомобильных полигонах, имеющих специальные участки дорог различной крутизны «горки». Автомобиль подъезжает к «горке» и с места на первой передаче заезжает наверх. Испытывая автомобиль поочередно на всех «горках», определяют наибольший уклон, преодолеваемый автомобилем.

 

Вопрос №3. Тормозные свойства автомобиля.

 

Надежные и эффективные тормоза позволяют водителю уверенно вести автомобиль с большой скоростью и вместе с тем обеспечивают необходимую безопасность движения.

В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля переходит в работу трения между фрикционными накладками колодок и тормозными барабанами, а также между шинами и дорогой в соответствии с рисунком 7.

 

 

Рисунок 7

 

Величина тормозного момента, развиваемого тормозным механизмом, зависит от его конструкции и давления в приводе. Для наиболее распространенных типов тормозных приводов, гидравлического и пневматического, сила нажатия на колодку прямо пропорциональна давлению, развиваемому в приводе при торможении.

Тормоза современных автомобилей могут развивать момент, значительно превышающий момент силы сцепления шины с дорогой. Поэтому весьма часто в практике наблюдается юз, когда при интенсивном торможении колеса автомобиля блокируются и скользят по дороге, не вращаясь. До блокировки колеса между тормозными накладками и барабанами действует сила трения скольжения, а в зоне контакта шины с дорогой сила трения покоя. После блокировки, наоборот, между трущимися поверхностями тормоза действует сила трения покоя, а в зоне контакта шины с дорогой — сила трения скольжения. При блокировке колеса затраты энергии на трение в тормозе и на качение прекращаются и почти все тепло, эквивалентное поглощаемой кинетической энергии автомобиля, выделяется в месте контакта шины с дорогой.

Повышение температуры шины приводит к размягчению резины и уменьшению коэффициента сцепления. Поэтому наибольшая эффективность торможения достигается в случае качения колеса на пределе блокировки.

При одновременном торможении двигателем и тормозами достижение величины силы сцепления на ведущих колесах происходит при меньшей силе нажатия на педаль, чем при торможении только тормозами. Длительное торможение (например, во время движения на затяжных спусках) в результате нагрева тормозных барабанов резко уменьшает коэффициент трения фрикционных накладок, а следовательно, и тормозной момент. Таким образом, торможение с не отъединенным двигателем, применяемое в качестве дополнительного способа уменьшения скорости, позволяет увеличить срок службы тормозов. Кроме того, при торможении с не отъединенным двигателем увеличивается поперечная устойчивость автомобиля.

Различают экстренное и служебное торможение.

Служебным называется торможение для остановки автомобиля или снижения скорости движения в заранее назначенном водителем месте Снижение скорости в этом случае осуществляется плавно, чаще комбинированным торможением.

Экстренным называется торможение, которое производится в целях предотвращения наезда па неожиданно появившееся или замеченное препятствие (предмет, автомобиль, пешеход и пр.). Это торможение может быть охарактеризовано остановочным путем и тормозным путем автомобиля.

Под остановочным путем понимают расстояние, которое пройдет автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до момента остановки автомобиля.

Тормозным путем называют часть остановочного пути, который пройдет автомобиль с момента начала торможения колес до полной остановки автомобиля.

Общее время to, необходимое для остановки автомобиля с момента возникновения препятствия («остановочное время»), можно представить в виде суммы нескольких составляющих:

to=tp+tпр+tТ,

где tр — время реакции водителя, с;

tпр — время между началом нажатия на тормозную педаль и началом действия тормозов, с;

tу —время увеличения замедления, с;

tт — время полного торможения, с.

Сумму tпр-tу часто называют временем срабатывания тормозного привода.

Автомобиль в течение каждого из составляющих интервалов времени проходит определенный путь, и их сумма является остановочным путем в соответствии с рисунком 8:

 

 

Рисунок 8 – Путь торможения и дистанция безопасности автомобили.

 

S0=S1+S2+S м,

где S1,S2,S3 —соответственно нуги, пройденные автомобилем за время tр, tпр+tу, tТ.

 

За время tр водитель осознает необходимость торможения и переносит ногу с педали подачи топлива на педаль тормоза. Время tр зависит о квалификации водителя, его возраста, утомляемости и других субъективных факторов. Оно колеблется от 0,2 до 1,5 с и более, При расчетах обычно принимают t1=0,8 с.

Время tпр необходимо для выбирания зазоров и перемещения всех деталей привода (педали, поршней тормозных цилиндров или диафрагмы тормозных камер тормозных колодок). Это время зависит от конструкции тормозного привода и его технического состояния

В среднем для исправного гидравлического привода можно принять tпр = 0,2 с, а для пневматического — 0,6 с.

 У автопоездов с пневматическим приводом тормозов время ПТР может достигать 2 с. Отрезок tу характеризует время постепенного увеличения замедления от нуля (начало действия тормозов) до максимального значения. Это время составляет в среднем 0,5 с.

В течение времени tр+tПр автомобиль движется равномерно с начальной скоростью Vа. За время tу скорость несколько уменьшается. В течение времени tу замедление сохраняется примерно постоянным. В момент остановки автомобиля замедление уменьшается до нуля практически мгновенно.

Остановочный путь автомобиля без учета силы сопротивления дороги можно определить по формуле:

S0=

где S0 — остановочный путь, м;

Vа — скорость движения автомобиля в начальным момент торможения, км/ч;

кэ — коэффициент эффективности торможения, который показывает, во сколько раз действительное замедление автомобиля меньше теоретического, максимально возможного на данной дороге.;

φх — коэффициент сцепления шин с дорогой.

t=tp+tпр+0,5tу,

Выражение Rэ= представляет тормозной путь, величина которого, как это видно из формулы, пропорциональна квадрату скорости, с которой двигался автомобиль перед началом торможения. Поэтому при увеличении скорости движения вдвое, например, с 20 до 40 км/ч, тормозной путь увеличится в 4 раза.

Нормативы эффективности действия ножного тормоза автомобилей в условиях эксплуатации приведены в таблице 1 (начальная скорость торможения 30 км/ч).

 

Таблица 1

Вид транспортного средства Тормозной путь, м, не более Максимальное замедление, м/с1, не менее

Легковые автомобили и другие, сконструированные на их базе.

Грузовые автомобили с разрешенной массой до 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе.

Грузовые автомобиль с разрешенной массой более 8 т, а также автопоезда, сконструированные на их базе; автобусы длиной более 7,5 м.   

7,2

 

9,5

 

 

11,0

 

           

5,8

 

5,0

 

 

4,2

 

При торможении на снежных и скользких дорогах тормозные силы всех колес автомобиля достигают значения силы сцепления практически одновременно. Поэтому при φх 0,4 следует принимать кэ=1 для всех автомобилей.

Замедление величины изменения (уменьшения) скорости движения автомобиля в течение одной секунд является важным оценочным показателем эффективности действия тормозов. Величина замедления при торможении пропорциональна тормозной силе, действующей на автомобиль, зависит она также и от величины коэффициента сцепления:

Iз=,м/с2.

Нормы эффективности торможения, которые предусмотрены правилами движения, рассчитаны на дороги с асфальтным или цементобетонным покрытием с коэффициентом сцепления не ниже 0,6. При торможении автомобиля под действием силы инерции создается момент, увеличивающий нагрузку на передние колеса и уменьшающий нагрузку на задние, т. е. происходит так называемое перераспределение динамического веса между осями. В этом случае передняя часть автомобиля нагружается и прижимается к дороге, а задняя, наоборот разгружается и приподнимается. Это явление проявляется тем заметнее, чем интенсивнее торможение. В результате происходящей разгрузки задние колеса более склонны к затормаживанию «на юз», особенно у автомобилей, имеющих в статическом состоянии примерно равную нагрузку на оси. Во время торможения автомобиля величины тормозных сил на колесах правой и левой стороны могут быть неодинаковы. В результате этого образуется момент, поворачивающий автомобиль вокруг вертикальной оси, что может вызвать занос автомобиля Причинами подобного явления могут быть различное состояние накладок и барабанов, разрегулировка и увеличение зазора между накладками и барабаном, различное состояние шин и т. д.

Ухудшение тормозной динамичности может также наступить вследствие проникновения в тормоза масла, воды или грязи, уменьшающих тормозной момент. Значительное влияние на величину тормозного пути оказывает состояние покрытия. Новое покрытие имеет шероховатую поверхность, микроскопические выступы которой, вдавливаясь в резину покрышки, увеличивают ее сцепление с дорогой. По мере износа покрытия микронеровности уменьшаются, поверхность становится гладкой и коэффициент сцепления уменьшается.

На зимних заснеженных и обледенелых дорогах условия сцепления резко ухудшаются, и стирается различные в тормозной динамичности автомобилей всех типов, характерное при торможении на сухих покрытиях.

Тема №7. Уголовная ответственность за автотранспортные преступления.

 

Занятие №1.

 

Вопрос №1. Понятие и признаки преступления. 

Статья 1. Уголовное законодательство Республики Казахстан.

1.Уголовное законодательство Республики Казахстан состоит исключительно из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс.

2.Настоящий Кодекс основывается на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Статья 3. Основание уголовной ответственности Единственным основанием уголовной ответственности является совершение преступления, то есть деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. Никто не может быть подвергнут повторно уголовной ответственности за одно и то же преступление.

Статья 4. Действие уголовного закона во времени Преступность, и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия), независимо от времени наступления последствий.

Статья 9. Понятие преступления.

1.Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

2.Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Статья 10. Категории преступлений.

1.Деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

2.Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.

3.Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.

4.Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двенадцати лет лишения свободы.

5.Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет или смертной казни.

Статья 14. Лица, подлежащие уголовной ответственности.

1.Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

2.Лица, совершившие преступления, равны перед законом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства или любых иных обстоятельств.

Статья 38. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Статья 39. Виды наказаний.

1. К лицам, признанным виновными в совершении преступления, могут применяться следующие основные наказания:

1) штраф;

2) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;

3) привлечение к общественным работам;

4) исправительные работы;

5) ограничение по военной службе;

6) ограничение свободы;

7) арест;

8) лишение свободы;

2. Кроме основных наказаний к осужденным могут применяться следующие дополнительные наказания:

1) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград;

2) конфискация имущества.

3. Штраф и лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Статья 53. Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность и наказание.

1.Смягчающими уголовную ответственность и наказание обстоятельствами признаются:

1) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

2) несовершеннолетие виновного;

3) беременность;

4) наличие малолетних детей у виновного;

5) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением;

6) совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

7) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

8) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, задержания лица, совершившего преступление, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

9) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;

10) чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления.

2.При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.

3.Если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

4.При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами (5 и 10) части первой настоящей статьи, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 54. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность и наказание.

1.Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность и наказание, признаются:

1) неоднократность преступлений, рецидив преступлений;

2) причинение преступлением тяжких последствий;

3) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

4) особо активная роль в совершении преступления;

5) привлечение к совершению преступления лиц, которые заведомо для виновного страдают тяжелым психическим расстройством, либо лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

6) совершение преступления по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

7) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

8) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга;

9) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

10) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения либо общеопасным способом;

11) совершение преступления с использованием условий чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;

12) совершение преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Суд вправе, в зависимости от характера преступления, не признать это обстоятельство отягчающим;

13) совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу или профессиональную клятву;

14) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

15) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.

2. Если обстоятельство, указанное в части первой настоящей статьи, предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно не может повторно учитываться как обстоятельство, отягчающее ответственность и наказание.

3. При назначении наказания суд не может признать отягчающими обстоятельства, не указанные в части первой настоящей статьи.

 

 

Вопрос №2. Понятие и виды автотранспортных преступлений.

 

Статья 296. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами.

1.Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причине ни е тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

3.Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 297. Оставление места дорожно-транспортного происшествия.            Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 296 настоящего Кодекса, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 298. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения.

1.Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2.Допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, совершенный собственником или владельцем транспортного средства, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, наказывается штрафом в размере от четырехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3.Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

4.Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 299. Умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

1. Умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба, либо нарушение нормальной работы транспорта и связи, наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2.Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3.Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

Статья 300. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 295,296 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок.

3.Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: