Понятие товароснабжения и его организация

Товароснабжение — это комплекс коммерческих и техноло­гических операций по доведению товаров до предприятий роз­ничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, при­емку, хранение, подготовку и продажу товаров.

Существуют следующие формы товароснабжения:

транзитная — поступление закупленных товаров в магази­ны непосредственно от поставщиков;

складская — поступление закупленных товаров через скла­ды оптовых посредников.

Например, в магазины США поставку продуктов осущест­вляют следующим образом:

овощи и фрукты — 87% со своих складов, 13% — непосред­ственно от изготовителей;

молочные продукты — 34 и 66% соответственно;

мясо и колбасные изделия — 77 и 23%;

бакалейные товары — 74 и 26%;

хлебобулочные изделия — 24 и 76%;

непродовольственные товары — 35 и 65%.

Товары, имеющие высокую скорость оборачиваемости и короткий срок хранения, доставляются в магазин в контейне­рах на роликах (тара-оборудование). Доля товаров в контейне­рах в общем объеме поставок составляет: фрукты и овощи — 69%, мясо и колбасные изделия — 66%, хлеб и хлебобулочные изделия — 47%, молочные продукты — 66%, бакалейные това­ры — 40%, непродовольственные товары — 34%.

Кроме контейнеров на роликах в процессе доставки исполь­зуют поддоны.

Принципами товароснабжения являются:

• планомерность — завоз товаров на основе плановых гра­фиков завоза;

• ритмичность — завоз товара через относительно одинако­вые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы магазинов, складов, транспорта;

• оперативность — осуществление процесса товароснабже­ния в зависимости от изменения спроса;

• экономичность — минимальные затраты рабочего време­ни, материальных и денежных средств на доставку товаров. До­стигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установ­ления рациональной звенности товародвижения;

• централизация — товароснабжение розничной сети сила­ми и средствами предприятий-поставщиков;

• технологичность — использование индустриальной систе­мы товароснабжения с использованием контейнеров.

Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного пред­приятия) при следующих обстоятельствах:

количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

потребителей немного, и они расположены на относитель­но небольшой территории (наличие концентрации рынка по­требителей);

товар требует высокоспециализированного сервиса;

объем каждой поставляемой партии достаточен для запол­нения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);

у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений;

происходит быстрое колебание цены, что требует немедлен­ного согласования с покупателем.

На организацию товароснабжения оказывают влияние сле­дующие факторы:

• производственные (размещение производства, специализа­ция производственных предприятий, сезонность производства);

•транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта);

•социальные (расселение населения, уровень денежных до­ходов);

• торговые (размеры, специализация и размещение пред­приятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства).

Требования, предъявляемые к организации товароснабжения.

При организации товароснабжения предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:

• источники и приемлемые формы снабжения должны определяться с учетом ассортимента и объема выпус­каемых предприятиями промышленности и другими изготовителями товаров и их территориальной уда­ленности от снабжаемых предприятий торговли;

• завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина ассортиментным перечнем;

• количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, его мощностью, характеризуе­мой объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность тор­говых предприятий соответствующим торгово-технологическим оборудованием (холодильным оборудова­нием, различными емкостями и т. п.);

• величина единовременно доставляемой партии долж­на исчисляться с учетом имеющихся товарных запа­сов, объема среднедневной реализации и установлен­ной периодичности завоза;

• четко разработанная система товароснабжения долж­на обеспечивать минимальные издержки по завозу и хранению товаров.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что понимается под товародвижением?

2. Что понимается под звенностью товародвижения?

3. Перечислите группы факторов, влияющих на проце сс товародвижения.

4. Перечислите производственные факторы.

5. Перечислите торговые факторы.

6. Что понимается под товароснабжением?

7. Перечислите формы товароснабжения.

8. Перечислите принципы товароснабжения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: