Жестокое обращение с детьми в семье как социальная проблема

 

Для начала необходимо обозначить границы, под которыми мы будем понимать социальную проблему. Социальные проблемы или проблема, как в данном случае, имеет ряд признаков[29]:

- Затрагивают социум в целом.

- Требуют незамедлительного решения.

- Их решение возможно лишь при участии всех членов общества.

Из этого следует, что социальная проблема – это вопросы и/или ситуации, которые опосредованно или прямо оказывают влияние на человека и, с точки зрения части или всего общества, либо значительного числа членов общества, представляются достаточно серьезными проблемами, которые требуют преодоления[30].

Понятие «социальная проблема» появилось в западноевропейских обществах в начале 19 века и изначально было использовано для определения одной проблемы – неравномерного распределения богатства.[31] Дефиниция социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую нужно и можно изменить, позже используется при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции: урбанизация, уничтожение привычных укладов жизнедеятельности и т.д.[32]

«Концептуальным подходом, которым руководствовались первые социальные работники и исследователи социальных проблем в конце XIX – начале XX века, был подход социальной патологии».[33] Подспорье представляет собой органическую аналогию, согласно которой социальные проблемы являются препятствием «нормальному» функционированию организма. Один из теоретиков С. Смит выразил сущность социальной проблемы следующим образом: «Патология в социальной науке определенным образом параллельна патологии в медицине. Точно так же, как изучение физического заболевания имеет важное значение для поддержания физического здоровья, так социальное здоровье не может быть крепким без более широкого и более определенного знания болезни социальной»[34]

Возвращаясь к необходимости определения жестокого обращение с детьми в семье как социальной проблемы, необходимо начать со статистических данных, которые непосредственно касаются жестокого обращения в отношении детей. Многие случаи насилия над детьми остаются нераскрытыми. Это касается воспитания семье в форме телесного, физического наказания, а также ситуаций, когда дети становятся свидетелями проявления агрессии в отношениях между родителями. Затрудняет выяснение количества проявлений жестокого обращения с детьми тот факт, что официальные данные, связанные с жестоким обращением в семье, практически недоступны.

Так, в 2009 г. число погибших несовершеннолетних в Российской Федерации составило 3731 человек, 8878 человек получило тяжкий вред здоровью, в 2010 г. число погибших значительно уменьшилось и составило 1914 человек, изменения также коснулось числа лиц, получивших тяжкий вред здоровью, и это число составило 2330 человек. Но стоит отметить, что в обеих статистиках процентное отношение от общего количества потерпевших не изменилось – 2% и 2,1% проценты соответственно в обоих случаях[35].

В период 2009-2014 г.г. (см. таб. 1) годы на территории Российской Федерации было зарегистрировано и учтено 676 844 несовершеннолетних, ставших жертвами различных видов преступлений или 5,7% от общего количества учтенных жертв преступлений из числа физических лиц.[36] По официальным данным правоохранительных органов на 2013 г. каждое третье убийство совершается в семье. Более 50 тыс. детей каждый год убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье. Ежегодно 7 тыс. несовершеннолетних становятся жертвами сексуального насилия[37].

 На основании данных статистики (см. Таб.1) можно сделать следующие выводы: показатели по разным видам жестокого обращения варьируются в пределах, которые не имеют скачкообразных повышений или понижений, т.е иными словами, показатели жестокого обращения остаются высокими на протяжении 6 лет, начиная с 2009 г. и заканчивая 2014 г. Так как часть их рассмотренных в таблице преступлений происходит внутри семьи, то представленные показатели должны направлять деятельность по превенции жестокого обращения с детьми в семье на постоянное совершенствование, поскольку статистические данные говорят о беспомощности современной превентивной системы в отношении проблемы жестокого обращения с детьми в семье.

Наименования   2009  г. 2010  г. 2011  г. 2012  г. 2013 г. 2014  г. В % к 2013 г. В % к 2009  г.
Всего 105805 97159 89896 84558 84055 86267 +2,6 -18,5
Против жизни и Здоровья 32432 29701 27919 29041 29709 30213 +1,7 -6,8
Убийств/покушений на убийство 544 497 501 504 505 443 -12,3 -18,6
Против половой неприкосновенности 9986 9524 10624 8825 8490 9989 +17,7 0,0
Количество изнасилований несовершеннолетних 354 961 1166 1119 1330 1327 -0,2 + 274,9
Количество насильственных действий сексуального характера 531 1672 2552 3302 3998 3763 -5,9 + 608, 7
Половые сношения с лицом не достигшим  16 лет 4410 3617 3978 1852 1324 2933 +121,5 -33,5  
Развратные действия 1516 2306 2210 1770 987 998 +1,1 -34,2

Таблица 1. Преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних.[38]

Как показывает статистика 2015-2016 г., 30-40% всех тяжелых преступлений совершается в семье, дети и женщины составляют 70% всех жертв семейного насилия.[39] По данным Росстата, в 2015 г. количество зарегистрированных преступлений сексуального характер, совершенных в отношении несовершеннолетних, составило 3,7 тыс.[40] Также количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, с 2013 по 2015 год в России увеличилось на 10 тыс. и составило 96,5 тыс.[41]

По данным министерства, в 2016 г. в связи с семейными конфликтами пострадали около 10000 женщин и 5000 детей. По статье 116 УК РФ («Побои») зарегистрировано порядка 57000 преступлений на бытовой почве. Из них в отношении женщин – 9213, в отношении несовершеннолетних – 4947.[42]

Далее, в 2017 г. выросло число побоев и унижений детей в российских семьях от собственных родителей или опекунов – заявил заместитель начальника профильного управления Министерства внутренних дел РФ Е. Дубов[43]. В первом квартале 2017 г. пострадавшими от насильственных действий со стороны взрослых признаны 2,5 тысячи детей до 14 лет, из которых более 500 пострадали от рук близких, членов семьи, то есть родителей, опекунов, усыновителей, попечителей и т.д.[44]

Результаты пилотажного исследования, проведенного автором в рамках курсовой работы за 3 курс в период с 22.05.17 по 23.05.17, свидетельствуют, что проблема жестокого обращения является социальной и постоянно воспроизводится в обществе. Исследование было направлено на изучение отношения молодежи к проблеме жестокого обращения с детьми в семье. Результаты исследования показали, что, по мнению большинства респондентов, проблема находится в острой фазе, поэтому с ней необходимо бороться на государственном уровне и на уровне городского масштаба. Все респонденты относятся с возмущением к проблеме жестокого обращения с детьми в семье, поэтому у молодых людей сформировано представление о жестоком обращении как о негативном социальном феномене. Большинство респондентов были затронуты проблемой: либо являлись наблюдателями жестокого обращения с детьми в общественных местах, либо становились непосредственным объектом жестокого обращения.

Для полного представления рассматриваемой проблемы в качестве социальной необходимо сделать еще один важный шаг – показать какие последствия оставляет после себя данная проблема. Далее будет рассмотрена проблема формирования склонности к преступлению несовершеннолетних в зависимости от характера их воспитания, специфики проведенного детства и жестокого обращения с ними в семье.

Нравственная обстановка в семье в решающей степени определяется характером взаимоотношений между ее членами, но прежде всего взрослой ее части и детей. Хуже всего, если ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейном окружении, тем более, когда понимает, что это окружение ему враждебно. Отвергаемый семьей ребенок или подросток ощущает себя ненужным и неприятным. Так закладывается основа их дезадаптации в будущем.[45]

Правонарушения несовершеннолетних наиболее опасны, поскольку они несут в себе угрозу будущему общества. «Асоциальные привычки, взгляды, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат к росту преступности и рецидивам»[46].

Ю.М. Антонян определяет личность правонарушителя следующим образом – это совокупность социально – демографических, социально – психологических, правовых и нравственных свойств, признаков, связей, которые характеризуют лицо, совершившее преступление и влияющих на его преступное поведение[47]. Из этого вытекает, что Антонян Ю.М. имплицитно выдвигает факт того, что отношения в семье в детском возрасте наносят свой отпечаток на будущее ребенка, который через определенный промежуток времени станет совершеннолетним и который будет склонен к проявлению девиантного поведения. Б.В. Волженкин определяет личность правонарушителя – это совокупность негативных социально значимых, индивидуально-типологических качеств индивида, которая предопределяет его преступное поведение[48]. Б.В. Волженкин также не оставляет без внимания прошлое «настоящего» правонарушителя, хотя не говорит об этом напрямую. До 10 % жертв насилия погибают, у большинства появляются отклонения, которые служат препятствием на пути к конструктивной социализации. Ореол насилия, недостаточность нравственности порождают обратные реакции – жестокость, бессердечие, равнодушие, низкий уровень нравственности. В связи с этим следует отметить, что риск правонарушения со стороны несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях с процветанием жестокого обращения, выше в 9-10 раз, а в семьях с постоянными внутрисемейными конфликтами в 4-5 раз.[49] В подтверждение подобной статистики необходимо привести следующее процентное соотношение: среди современных беспризорников[50]:

- у 10% кто-либо из родителей отбывает наказание за совершенное преступление в местах лишения свободы;

- у 32% родители лишены родительских прав;

- у 13,5% вообще никого нет, и они являются сиротами;

- у 44,5% родители есть.

Думов С.Б. утверждает, что социальные детерминанты девиантного поведения чаще всего исходят из отношений в семье[51]. Он пишет, что «важность семейного воспитания заключается еще и в том, что именно в семье формируются не только социально значимые функции личности, но и свойственные ей оценочные критерии, эмоциональная инфраструктура, первооснова личностных функций индивида, которые в современных условиях являются лучшей формой профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»[52]. Прончев К.В среди последствий жестокого обращения с детьми выделяет девиантное поведение[53]. По мнению Г.Й. Шнайдера, дети, которые в раннем возрасте становились жертвами жестокого обращения, в большей степени подвержены проявлению девиантного поведения, и составляют 64%. Из тех же, кто в детстве не был жертвой – всего 22%.[54]

На основании приведенных статистик можно вывести, что показатели жестокого обращения с детьми высоки во все рассмотренные временные промежутки. Хотя статистика местами скачкообразна, но цифры остаются ошеломляющими, поскольку количество случаев жестокого обращения с детьми остается высоким, а временами возрастает.

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми. На основании рассмотренных в данном параграфе данных можно утверждать, что проблема является социальной – не только по причине наличия большого количества фактов жестокого обращения с детьми, но и в связке с утверждениями ученых относительно взаимосвязи детского периода жизни и склонности к формированию и реализации девиантного поведения. Иными словами, ребенок, явившийся жертвой насилия, не усваивает социально-положительных отношений в общении с людьми, не может в дальнейшем должным образом приспособиться к жизни. Данная проблема требует незамедлительного вмешательства и решения, поскольку, как уже было сказано выше, она ставит под удар стабильность и благополучие всего общества, несмотря на то, что она является лишь толикой из перечня всех проблем, которые грозят дестабилизации общества.

 

1.3. Виды и причины жестокого обращения с детьми в семье

 

Как уже было отмечено, жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны членов семьи, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу[55]. Согласно данному определению жесткое обращение должно включать три обязательных элемента[56]: описание деяния (действия и бездействие); описание последствий деяния; круг лиц, деяния которых рассматриваются как жестокое обращение.

Р.И. Ерусланова и К.В. Милюхин в своей работе[57] утверждают, что формы семейного насилия различаются ряду причин – по объект-субъектному отношению (например, родители над ребенком, мужчина в отношении женщины, дети в отношении самих детей и т.д.); по содержанию и характеру взаимодействия – физическое насилие, психологическое, интеллектуальное насилие (когда, к примеру, родители заставляют делать то, чего он не хочет – например, навязывание религиозных установок). Жертвы, как правило, слабее агрессора во всех отношения и чувствуют по отношению к ним беспомощность, находятся в зависимости от агрессора по ряду причин. Например, ребенок, не способный обеспечивать себя в финансовом отношении, находится в зависимости от родителей или опекунов. Если рассматривать патриархальную семью, то женщина, как правило, находится в зависимости от мужчины, поскольку данный вид семьи основан на подобной иерархической системе. Возвращаясь к детям, необходимо добавить, что они в силу своего возраста, а также в силу традиций, находятся в зависимом положении от старших поколений. Данная зависимость может носить положительный характер (он подчиняется родителям на основе безусловного авторитета взрослого человека, и взрослые стараются оградить его, к примеру, от «плохой компании»), но подчинение может гипертрофироваться и предстать в форме домашнего насилия.

Классифицировать насилие над детьми в семье можно по следующим критериям:

По форме протекания[58]:

открытое насилие (явное); скрытое насилие (неявное). Под первым подразумевается,  что насилие в открытой форме находит своё отражение в физическом насилии, подвергании детей голоду и т.д., т. е такое насилие, которое можно заметить невооруженным взглядом на самой жертве насилия, в данном случае – ребенке. Под скрытым насилием можно понимать насилие, которое носит имплицитный характер, проявление которого можно заметить лишь с помощью более глубоких методов расследования: наблюдение, расспросы самой жертвы насилия и т.д. Если в первом случае работать с фактом насилия проще – из-за явного, открытого проявления насилия – то во втором случае можно столкнуться с отсутствием доказательств по факту проявления жестокого обращения. Если первый случай достаточно давно стал предметом изучения юристов, психологов, педагогов, социальных работников, то для понимания второго требуется более глубокий анализ, дабы выявить сущность данного понятия[59].

По видам насилия:

Физическое насилие[60] – это любое умышленное причинение физических увечий, которое представляет собой нарушение нормального развития или является риском возникновения такого нарушения. Можно выделить следующие формы: избиение, вырывание волос, нанесение ожогов, порка, бездействие родителей (умышленное оставление детей в небезопасном месте) и т.д.

Основными признаками физического насилия над детьми являются: Частое обращение родителей за медицинской помощью; Несоответствие фактической травмы с возможностью получения травмой самим ребенком (без участия родителей); Наличие повреждений, которые нельзя интерпретировать никак иначе, как присутствие физического насилия (синяки, ссадины, гематомы). «Каждый из указанных выше признаков, взятый по отдельности, не позволяет с достаточно высокой вероятностью предполагать насильственный характер полученной ребенком травмы. Однако совокупность из нескольких признаков дает все основания предположить физическое насилие»[61]. Можно выделить следующие виды физического вреда, которые причиняются детям на исходе физического насилия[62]: кровоизлияния как результата от ударов и толчков; последствие действий «людей – бисмарков»; повреждение костей; повреждение головы и головного мозга; внутренние повреждения; синдром «мюнхгаузена»; отравление.

Психологическое (эмоционально жестокое) обращение – это поведение, которое вызывает у детей страх[63]. Можно выделить формы жестокого эмоционального обращения: заниженные или завышенные требования; душевная жестокость; психологическое давление; запреты на совершение каких – либо поступков, которые якобы оправданы любовью; гиперопека и чрезмерная забота. Последствиями такого отношения являются детская неуверенность, замкнутость, закрытость для формирования привязанностей, страх, появление эмоциональной незащищенности, делает человека агрессивным, склонным к проявлению девиации в будущем или настоящем. Самым неблагоприятным исходом такого отношения является возможность проявление такого же отношения самим ребенком в адрес других людей.

Сексуальное злоупотребление – происходит в случае использования ребенка для удовлетворения своих сексуальных потребностей с применением насилия или без него.

Поскольку сексуальное насилие над ребенком совершается его родителями, либо старшими братьями или сестрами, то ребенком, зачастую в младшем возрасте, само насилие может восприниматься не как насилие, что приведет к согласию ребенка на выполнение тех требований, которые выдвигаются перед ним взрослыми. Данный вид насилия является наиболее опасным, поскольку является интеграционным (может включать в себя все виды вышеперечисленных видов насилия[64]. При сексуальных злоупотреблениях тяжело найти первичные признаки (сперма, волосы насильника), которые буду указывать на совершение данного вида жестокого обращения. Зачастую на произошедшее указывают вторичные признаки.

Необходимо упомянуть, что многие ученые и специалисты, работающие с данной проблемой, выделяют еще и экономической насилие, когда средствами насилия выступают деньги и богатства.[65]

Причины жестокого обращения не являются столь очевидными, как кажется на первый взгляд. За причинами скрываются факторы, способствующие проявлению жестокого обращения с детьми. Все причины, которые играют роль в проявлении жестокого обращения, необходимо достаточно четко и понятно делить на виды.

С. Н. Ениколопов выделяет черты личности, которые отличают тех, кто в большей степени склонен к насилию: насильники воспитывались в семьях, в которых проявлялось насилие; у насильников, склонных к злоупотреблению алкоголем, выявлена подверженность личностным расстройствам; у насильников наблюдается неполноценная «Я – концепция», низкая толерантность к фрустрации; насильники имеют большую склонность к употреблению наркотиками и алкоголем.[66]

Причины, связанные со структурой семьи[67]:

Семьи с низким материальным уровнем – такая семья не способно систематически обеспечивать ребенка всем необходимым (одеждой, едой, крышей над головой, оплатой медицинских услуг и т.д.)

Многодетные семьи – этот фактор вытекает из низкого материального уровня семьи, но несет в себе еще и иной аспект. В жизнь такой семьи включены старшие или младшие братья и сестры, которые могут выступать инициаторами жестокого обращения с младшими детьми.

Неполные или конфликтные семьи – в таких семья на всех членов давит психологическая нагрузка (например, мать недовольна случившимся браком или в семье имеют место частые ссоры и т.д.). Все это наносит свой отпечаток на проявление жестокого обращения в семье с детьми.

Неготовность родителей к появлению ребенка – бывает, что ребенок мог оказаться последствием опрометчивости родителей. Родители были не готовы к его появлению (не знали правил обращения с ребенком, незнание очевидной физиологии и т.д.)

Причины, связанные со здоровьем родителей[68]: выраженный алкоголизм родителей; умственная отсталость родителей; душевные заболевания родителей.

Причины, связанные с особенностями ребенка[69]: повышенная активность; «нежеланность» ребенка; психические отклонения ребенка (он не способен себя защитить). В данном случае ребенок является наиболее слабым объектом семейного насилия (жестокого обращения), поскольку физические и психические нарушают нормальное функционирование организма, т.е ребенок не в состоянии себя защитить путем элементарного обращения к людям, которые имеют возможность обеспечить его защитой. Также причины являются взаимосвязанными факторами, над которыми вырастает жестокое обращение в семье.

Можно выделить четыре контекста, в которых необходимо рассматривать причины жестокого обращения с детьми в семье[70]: первый контекст – социокультурный, основывающийся на необходимости анализа классовой структуры общества и экономической сферы (работа/безработица и т.д.). В данном контексте не обходят стороной культурные различия, т.е. отношение к насилию, сложившиеся формы отношения между поколениями и т.д. различия между методами воспитания также играют большую роль в отношении феномена насилия. Второй контекст – семейный, которые включает анализ изменения института семьи (изменения форм супружества, снижение рождаемости, динамику изменения отношений в семье и т.д.). В данном контексте жестокое обращение с детьми обусловливается стрессами родителей, раздражительностью отца или матери и т.д. Третий контекст – индивидуальный, зиждущийся на предписанном понимании силы и слабости. Он включает в себя личностное видение родителей на должное воспитание ребенка и т.д. В данном случае дети не только объекты воздействия, но и действующие лица – они управляют ситуацией, на которую родители реагируют тем или иным образом. Но они не обладают достаточными знаниями и умениями, которые способствовали бы полному контролю над ситуацией. С этой точки зрения жестокое обращение – это выражение господства родителей. И последний контекст – кризисный, который включает в себя финансовое неблагополучие, которое влечет за собой конфликты, нагрузки, вызванные социальными пертурбациями, снижение сопротивляемости родителей к стрессовым ситуациям.

Причины жестокого обращения не являются столь очевидными, как кажется на первый взгляд. Рассматриваемая проблема является многогранным феноменом, детерминанты которого не всегда можно четко систематизировать. За причинами скрываются факторы, способствующие проявлению агрессии. Зачастую, жестокое обращение с ребенком является симбиозом причин и факторов, которые, в свою очередь, определяют виды  жестокого обращения.

Также следует отметить, что дети, которые воспитывались в условиях применения агрессии и насилия, в большей степени склонны к репрезентации подобных форм поведения; в ходе написания параграфа были выделены черты личности, которые отличают тех, кто в большей степени склонен к насилию[71]: насильники воспитывались в семьях, в которых проявлялось насилие; у насильников, склонных к злоупотреблению алкоголем, выявлена подверженность личностным расстройствам; у насильников наблюдается неполноценная «Я – концепция», низкая толерантность к фрустрации; насильники имеют большую склонность к употреблению наркотиками и алкоголем.

Не следует забывать, что, в первую очередь, жестокое обращение, агрессия, насилие – это всегда ущерб личности, а применительно к детскому возрасту, в котором, по мнению многих выдающихся ученых, закладываются основы взрослой жизни – это не только ущерб личности, но и ее будущему.

 

Выводы по главе:

В первой главе рассмотрены теоретические подходы к пониманию жестокого обращения с детьми в семье, его специфические особенности. Рассмотрение теоретических подходов выполняет важную функцию: наличие представлений об этапах формирования, механизмов развития агрессии и насилия позволяет формировать более широкое представление о причинах жестокого обращения с детьми в семье, иными словами, это делает возможным расширение перечня причин жестокости в целом и в отношении детей в частности.

Проблема жестокого обращения с детьми в семье представлена в качестве социальной. Рассмотрены статистические данные, свидетельствующие о распространенности и актуальности данной проблемы на протяжении значительного промежутка времени. В большинстве своем акты жестокого обращения с детьми носят скрытый характер, необходимо полное знание о индикаторах жесткого обращения с детьми, о возможных внешних проявлениях данного феномена. Подобные затруднения ставят под сомнение возможность эффективной диагностики и своевременной реакции по реабилитации жертв жестокого обращения с детьми в семье.

На попытку разрешения данного затруднения был направлен анализ научной литературы с целью выявления критериев жестокого обращения с детьми. Так, в научной литературе рассматриваются формы, виды и причины, а также факторы роста масштабов проблемы, которые создают базу для утверждений следующего характера: краеугольным камнем большинства случаев жестокого обращения с детьми являются структурные отклонения в функционировании семьи. Понимание и анализ существующих скрытых или явных причин жестокого обращения с детьми позволит совершенствовать систему превенции с целью максимизации ее эффективности, что должно способствовать снижению распространенности проблемы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: