Средства и методы освоения спортивной техники

2.1 Методические приемы технической подготовки

Организуя процесс освоения движений, решающее методическое значение следует придавать двум факторам:

- Синтез афферентаций. В свете представлений об афферентном синтезе становится понятным формирующее значение раздражений окружающей среды при усвоении двигательных действий, например условий мотивации, тренировочных условий, характера требований.

- Акцептор действия. Идея акцептора действия подчеркивает, во-первых, какое существенное значение для быстрого и точного усвоения спортивной техники имеет план действий, т. е. правильное представление о деталях двигательной задачи; и, во-вторых, какое значение для обучения имеет ранее приобретенный двигательный опыт.

Изучая и совершенствуя спортивное действие, стремятся добиться стабильности техники, признанной целесообразной. Спортивная техника мастера как раз и отличается тем, что она исключительно устойчива, хотя, строго говоря, абсолютно точное повторение всех компонентов движений невозможно. Высокая «помехоустойчивость» спортивной техники может быть достигнута, если автоматизированные компоненты спортивного действия, навыки вырабатывались в изменяющихся условиях и вследствие этого обладают достаточной степенью пластичности.

Для достижения спортивной цели в разных видах спорта требуется все же различная степень пластичности целесообразной техники. Так, например, в прыжках в воду и в спортивной гимнастике она проявляется прежде всего в приспособлении к снарядам и окружающим условиям; в легкоатлетических метаниях и толкании, кроме того, в приспособлении к возрастающему уровню развития физических качеств (например, скоростной силы); в спортивных же единоборствах и играх еще и в приспособлении к быстрой смене движений и чрезвычайно напряженной психической ситуации.

При усвоении спортивной техники возникает сложная двойная система временных связей: временные связи, которые определяют:

а) цель действий;

б) способ выполнения.

Поэтому высокая степень автоматизации спортивной техники у представителей спортивных игр или единоборств не гарантирует еще высокой готовности к достижениям. Не менее важна способность при быстром изменении форм движений и чрезвычайных психических нагрузках создавать благоприятные ситуации и точно определять момент для применения техники, которой спортсмен стабильно владеет.

Использование основных упражнений для создания и обновления двигательного опыта

Сознательное усвоение новой спортивной техники предполагает в большинстве случаев изучение некоторых незнакомых движений -- компонентов техники, которые вступают в специфическую связь с уже ранее приобретенными компонентами. В некоторых видах спорта при этом идея достижения заключается в стабиль ном овладении множеством простых и сложных упражнений, а так же их соединениями (связками). Возникает вопрос, какие упражнения можно рассматривать в качестве основы для изучения многих других упражнений. Для ответа на него все упражнения спортивной гимнастики, входящие в данный вид как элементы, и намечающиеся их производные были подвергнуты анализу и объединены в основополагающие группы. Усвоение этих фундаментальных упражнений спортивной гимнастики, составляет важнейшую основу для быстрого изучения многих других упражнений. Фундаментальные упражнения представляют собой синтез двигательных компонентов, совпадающих или имеющих общие характеристики с определенными двигательными компонентами многих других упражнений. Эта общность может заключаться не только в одинаковой структуре движений в целом, но также в одинаковых или сходных углах сгибаний, направлениях и амплитуде движений, величине и последовательности силовых напряжений, а также в общих элементах взаимодействия со снарядом).

В зависимости от степени совпадения компонентов, имеющих то или иное значение для решения двигательной задачи, усвоенные фундаментальные упражнения оказывают обобщающее (интегрирующее) или избирательное (дифферепцировочное) влияние на усвоение упражнений соответствующей группы. Обобщающую функцию фундаментальное упражнение может выполнить в отношении таких упражнений, главные компоненты которых совпадают с компонентами фундаментального упражнения. Такие производные упражнения называют производными первой степе ни). Выполняя избирательную функцию, фундаментальное упражнение создает основу специального двигательного опыта для дифференцировок при изучении тех упражнений, которые, хотя и имеют сходство в некоторых неосновных компонентах, различаются по главным компонентам, определяющим решение двигатель ной задачи (производные второй степени).

Усвоенные производные упражнения первой и второй степени также оказывают основополагающее влияние на изучение последующих упражнений. Однако боль шей частью в одном упражнении все функции уже не объединяются, ибо быстрое усвоение последующих производных за висит теперь от овладения как фундаментальным упражнением, так и производным упражнением соответствующей степени.

Для фундаментальных упражнений характерно, что они отличаются, как правило, наибольшей амплитудой движений по сравнению с другими упражнениями своей группы; свободны от всех вариантов частных движений (дальнейшее расчленение фундаментальных упражнений на части лишило бы их основополагающей функции); за редким исключением они не обусловливают друг друга.

Некоторыми из этих признаков обладают (в меньшей степени) и производные упражнения, на которые частично переносятся функции фундаментального упражнения относительно дальнейших производных. Отсюда ясно, что в принципе существует возможность систематического накопления специального двигательного опыта, как основы дальнейшего непрерывного развития.

Правило, что фундаментальное упражнение имеет наибольшую амплитуду среди упражнений своей группы, выводится из следующих данных. Исследование способности тонко и точно дифференцировать двигательные компоненты показало, что обучающийся в большинстве случаев склонен к слишком раннему, а не позднему выполнению элементов движения. Кроме того, установлено, что сроки усвоения комплекса упражнений сокращаются, если первым изучается упражнение, в котором с максимально возможной полнотой объединены все компоненты изучаемых действий. Для функции дифференцирования лучшие основы при создании двигательного опыта также представляют собой те упражнения, в которых даже формально содержится большее число двигательных компонентов.

При использовании различных функций основных (фундаментальных) навыков требуется дифференцировать сроки начала изучения производных упражнений первой и второй степени. Производные первой степени, как уже было сказано, совпадают по своим главным компонентам с фундаментальным упражнением. Поэтому нет необходимости в полной стабилизации фундаментального упражнения, если приступают к изучению такого производного. Предпосылкой будет только освоение целесообразной техники, процесс же стабилизации может быть завершен при усвоении производного упражнения. Наоборот, если приступают к освоению производного упражнения второй степени, то фундаментальное упражнение должно быть обязательно предварительно стабилизировано, ибо в противном случае попытки дифференцирования приводят к интерференциям, которые затягивают процесс освоения обоих упражнений.

Проведенная в соответствии с такой концепцией экспериментальная тренировка по спортивной гимнастике показала, что в опытной группе было усвоено гораздо больше упражнений, чем в контрольной. Этот результат был достигнут при первоначально одинаковом числе выученных гимнастических упражнений, одинаковом качестве их выполнения, приблизительно одинаковой физической подготовленности обеих групп и в основном одинаковых тренировочных нагрузках.

Причины ускорения процесса обучения в экспериментальной группе заключаются в положительном «переносе» результатов упражнений, в избежание интерференции навыков, а также в систематическом накоплении специфического двигательного опыта. Те спортсмены, которые шли через сознательное усвоение фундаментального упражнения к производным упражнениям первой и второй степени и при этом постоянно сознательно дифференцировали движения, приобретали способность и в процессе решения новых двигательных задач точно различать и выполнять детали движений. Эта способность приобретается и развивается по мере систематического овладения различными упражнениями.

 

В сфере физического воспитания и спорта знание об изучаемых двигательных действиях существует как «техника физических упражнений» (поскольку в этой сфере двигательные действия выступают как средства и методы воспитания, их принято называть «физическими упражнениями»)

Гарантия желаемой эффективности физических упражнений -- квалифицированное использование их, основанное на понимании и умелом соблюдении научных принципов построения физического обучения.

Основной путь совершенствования техники -- эмпирический поиск, «пробы и ошибки». «Техника не стоит на месте, она развивается... И в каждый период времени существует современная, т. е. наиболее передовая техника -- самая эффективная из существующих... И случайно и целенаправленно в десятках и сотнях тысяч попыток ищут новые варианты. Главный источник прогресса -- поиск этих вариантов».

Описывая двигательное действие как предмет обучения, техника должна обеспечить возможность формирования в сознании обучаемого представлений об основных требованиях к организации движений с учетом смысла и условий решаемой двигательной задачи. Чтобы выполнить эту функцию, техника должна, прежде всего, содержать общие рекомендации по оптимальному решению двигательной задачи, показав функциональную зависимость решения от основных определяющих характеристик действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: