Качественные методы прогнозирования

Подходы к принятию решений

Все решения подразделяют на

1. Интуитивные решения —это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Просто человек делает выбор. Часто подходит для опытных управленцев, которые просто всё знают.

2. Решения, основанные на суждениях — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение как основа решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Однако то, что представляется простым, может оказаться сложным. Проблема может лишь казаться очевидной.

3. Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

 

Аналитический процесс

Решение проблем — процесс. Этапы рационального решения проблем или этапы аналитического процесса:

1. Диагностика проблемы.

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.

3. Определение альтернатив.

4. Оценка альтернатив.

5. Выбор альтернативы.

6. Реализация.

7. Обратная связь.

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений

1. Личностные оценки руководителя

2. Среда принятия решения.

3. Определенность.

4. Риск.

5. Неопределенность.

6. Время и изменяющаяся среда.

Важно также учитывать:

- Информационные ограничения.

- Поведенческие ограничения.

- Возможные негативные последствия.

- Взаимозависимость решений.

 

Моделирование

Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая ее структуру. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной ситуации, к которой она применяется. Есть разные типы моделей:

1. Физическая модель представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.

2. Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример аналоговой модели — организационная схема. Выстраивая ее, легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью.

3. Математическая модель. В такой модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.

С учетом разных типов моделей выделяют следующие виды моделирования:

1. Теория игр.

2. Модели теории очередей.

3. Модели управления запасами.

4. Модель линейного программирования

5. Экономический анализ

Методы принятия решения

Существует множество специальных методов принятия решений, от простейших визуальных до сложнейших математических. Основные:

1. Платежная матрица

2. Дерево решений

Неформальные методы принятия решений

1. Вербальная информация.

2. Письменная информация (СМИ, документы)

3. Промышленный шпионаж.

Методы прогнозирования для принятия решения

Прогнозирование — это метод, в котором используются как накопленный опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Разновидности прогнозов:

1. Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.

2. Прогнозы развития технологии позволят предсказать, разработки каких технологий можно ожидать, когда это произойдет, насколько экономически приемлемыми они могут быть.

3. Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.

4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуа­циях, используя данные многих областей знания.

5. Социальное прогнозирование используется для предсказания изменений в социальных установках и состояния общества.

Количественные методы прогнозирования

Количественные методы можно использовать для прогнозирования, когда деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем, и когда имеющейся информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций или зависимостей.

1. Анализ временных рядов

2. Причинно-следственное моделирование

3. Каузальное моделирование

Качественные методы прогнозирования

Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает метод, или модель получается дорогой, руководство может прибегнуть к качественным методам прогнозирования.

1. Мнение жюри.

2. Совокупное мнение сбытовиков.

3. Модель ожидания потребителя

4. Метод экспертных оценок

 

 

present case: координация и контроль

Контроль называют четвертой функцией менеджмента. Это уникальный интегративный процесс, который, на самом деле, осуществляется на каждом этапе работы – и на этапе планирования, и на всех организационных этапах, и при мотивации персонала. То есть контроль одновременно входит в состав остальных функций менеджмента, и выделяется как отдельная функция. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: