Общие правила наказания

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

Если есть сомнения "наказывать или "не наказывать", не наказывайте. Никакой "профилактики" на всякий случай.

Наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного Вами или кем бы то ни было - никогда.

Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.

Наказание должно быть без унижения. Что бы ни было, какая ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Оценивать нужно не личность ребенка, а поступок, который он совершил.

Ребенок должен осознавать справедливость наказания.

 

Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Важно:

проявлять терпение;

объяснить причину;

выслушать обе стороны.

 

Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.

В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо.

Если «сцепились» двое наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного. Если «достанется» обоим – обиженных не будет.

Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.

При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого.

Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).

Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить

-мотив наказания,

-рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).

Необходимо в начале смены установить четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.

Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием.

Наказывать детей должен только вожатый (ни директор, ни старшие воспитатели), т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация.

 

Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.

Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.

Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

 

Наказание ребёнка — одна из самых сложных задач вожатской практики, ибо само по себе входит в конфликт с "идеей вожатства", как таковой.

Вожатый наказывает ребёнка, как правило, за свои собственные проступки.

Например, если ребёнок ушёл за территорию лагеря, то вина вожатого может заключаться в том, что он либо не предупредил, либо не проконтролировал, чем занят ребёнок, либо не сумел занять ребёнка чем-то интересным, чтобы ребёнку не захотелось вообще куда-нибудь уходить. Особенно это относится к вожатому, который наказывает весь отряд или палату.

Если дети не хотят спать и шумят после отбоя, значит, вожатый не проследил, что они играли перед сном в эмоциональные игры, не заметил, что у них в палате бегает ёжик или просто поленился почитать им на ночь интересную книгу.

 

Однако мы с вами понимаем, что идеальных людей не бывает, да и дети порой не всегда должным образом реагируют на замечания вожатого. Поэтому иногда детей всё-таки приходится наказывать.

Надо отметить, что наказать ребёнка без предупреждения можно только в случаях серьёзных провинностей, в остальных случаях ребёнка следует предупредить о том, что если он не прекратит своих действий, то будет наказан.

Во многих случаях угроза наказания является более эффективной формой воздействия на ребёнка, чем само наказание, особенно, если ребёнку не сказать какое именно наказание последует за его действия.

Наказывая ребёнка или предупреждая о наказании, надо соблюдать несколько правил:

- мера наказания должна соответствовать совершенному проступку (бессмысленно выгонять ребёнка из лагеря за то, что он на две минуты опоздал на обед);

- нельзя угрожать ребёнку наказанием, которое вы не сможете применить;

- нельзя применять к ребёнку наказание, которое он не в состоянии выполнить;

-если на предупреждение о наказании ребёнок не отреагировал, то его необходимо наказать обещанным образом и при этом проконтролировать выполнение наказания.

 

Выбирая наказание ребёнку, можно учитывать его интересы и ценности (ребёнок очень любит ходить на дискотеки или с отрядом в лес, участвовать в различных представлениях, не любит рано ложится спать и так далее).

 

За один проступок наказывают один раз. То есть наказывать должен один человек за конкретное нарушение, а не все по очереди (вожатый, напарник, начальник лагеря…).

Простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший (в противном случае это может привести к значительным проблемам в управлении отрядом и в отношениях между вожатыми).

Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием. - Ребенок должен бояться не наказания, а вашего огорчения.

Если провинился случайно или не знал, что поступает плохо, не наказывать

И все-таки, какие наказания можно применять к ребёнку?

В зависимости от совершённого ребёнком проступка, его можно не пустить на дискотеку, не взять с отрядом на прогулку, не разрешить участвовать в интересной игре или представлении. Но в этих случаях надо всегда контролировать, чем же ребёнок будет заниматься, чтобы он от скуки не натворил глупостей.

Есть такое специфическое наказание, как лишение вожатской любви, т.е. можно обидеться на ребёнка, специально не уделять ему внимания, не разговаривать с ним, не обращаться к нему с просьбами и не поручать никаких дел (в особенности, если раньше ему оказывалось много доверия), показав тем самым, что ребёнок доверие вожатого потерял.

Это наказание можно применять и ко всему отряду.

Одной из мер наказания является обсуждение поведения ребёнка на сборе всего отряда. При этом чтобы не настроить отряд против вожатого на этом же сборе следует похвалить некоторых детей за хорошее поведение и сказать, что с их надо брать пример (принцип «разделяй и властвуй»).

Можно заставить ребёнка написать объяснительную записку на имя старшего вожатого или директора лагеря о совершённом им поступке. При этом ребенок описывает как само действие, так и причину, побудившую его к этому действию. Когда ребёнок будет описывать свой поступок на бумаге, он более глубоко задумается о своих действиях, тем более что он объясняется такому уважаемому человеку, как старший вожатый или директор. Естественно, директору их никто не отдаёт. Но сам процесс почему-то действует, как «взгляд удава на кролика». Объяснительная имеет и воспитательный смысл: она заставляет ребёнка осознать, что же он сделал, и почему он неправ.

Можно также в качестве наказания пригласить ребёнка на вожатскую планёрку или на индивидуальную беседу со старшим вожатым, директором лагеря.

 

У вас уже записаны правила отряда и висят на видном месте? Отлично!

При первом же, желательно самом мелком конфликте, нарушении или недоразумении, дополните правила списком возможных наказаний за проступки, приемлемых в вашем отряде.

Соберитесь вместе, выслушайте тонну бредовых предложений о наказаниях, объясните заодно почему те или иные способы вообще нельзя применять к людям, потому что они задевают достоинство. А варианты приемлемые запишите. Какие могут быть?

Да вот из того же «нежелательного списка», только с подачи детей:

- бардак в комнате равен уборке территории и выносу мусора

- «словесные баталии» с явно нецензурными эпитетами равны разучиванию детских песенок и выступлению перед отрядом с художественной программой

- мелкая порча имущества равна починке испорченного + еще всегда найдется что подправить в лагере

Запишите все эти мелкие проступки со слов ваших детей (они подскажут, у них опыт) и пусть сами придумают равные по уровню действия-«оправдания».

 

А что касается крупных, серьезных нарушений, ссылайтесь на правила лагеря и сразу дайте понят ь, что

во-первых, это очень серьезно и как бы вообще неприемлемо для вашего прекрасного отряда, а

во-вторых, отвечать будете лично вы: материально и морально. Дети обычно жалеют любимых вожатых и не дают им умереть с голоду на рудниках, отрабатывая детские провинности.

Общее правило звучит где-то так: «Наказывай только тогда, когда по-другому нельзя», но также есть и правило «Отсутствие наказания за осознанный проступок порождает вседозволенность».

 

В любом случае, перед вожатым ставится задача, чтоб провинившийся согласился со справедливостью наказания, лучше если сам себе его и придумает.

Поощрение:

-по логике естественных последствий (сделал - получил).

-традиционные (дети прекрасно знают, что за победу в каком-либо конкурсе их должен ждать приз).

-экспромт (дети не ждали никакого поощрения).

 

Поощрение – способ выражения положительной оценки поведения или деятельности отдельного ребенка и коллектива.     

 

Способы поощрения:

- одобрение (самый простейший);

- благодарность за своевременную и точную работу;

- награждение (вызывают сильные положительные эмоции и стимул к будущей деятельности);

- поздравление с успехом;

- улыбка за остроумное решение;

- признание деловой квалификации;

- предоставление права на самоконтроль;

- разрешение рассказать о своих достижениях;

- публичное чествование перед строем, благодарственное письмо родителям.

 

Необходимо учитывать:

- поведение подростка должно направляться не стремлением получить похвалу, а внутренними убеждениями и нравственными мотивами;

- поощрение не должно противопоставлять ребенка отряду;

- поощрение должно начинаться с ответа на вопрос: кому? сколько? за что?

- поощрение требует личностного подхода;

- справедливость.

ГЛАВНОЕ НЕ ПРИУЧИТЬ!!!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: