Метод фокальных объектов (МФО) — это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, создании рекламы товаров, сфер применения известных веществ, отходов производства, а также для тренировки воображения.
Целью метода является совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.
Это интересно
Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. Э. Кунце — профессор Берлинского университета. В 1950-х гг. его усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими, практически неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Алгоритм действий при использовании МФО:
• Выделить объект, подлежащий усовершенствованию. Фокальным объектом (ФО) может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования — это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
• Выбрать три-четыре случайных объекта (открыв любую книгу, газету и т. п.).
• Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких как красивый, тяжелый, надежный и т. д. Они подходят почти к любому объекту, поэтому высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания.
• Полученные признаки перенести на ФО и получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
• Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Результатом применения МФО является список идей и предложений по новым модификациям объекта. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.
Достоинствами МФО является его универсальность, простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме, нешаблонность выдвигаемых идей. Однако этот метод имеет и недостатки. Отсутствуют системные правила отбора и критерии оценки получаемых
идей.
5. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций
Этот метод является развитием метода фокальных объектов. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций. Алгоритм данного метода определяет порядок действий, который эффективнее пояснить на примере решения конкретной задачи.
Пример использования метода гирлянд случайностей и ассоциаций.
Задача: необходимо предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента мебельной фабрики.
Алгоритм метода.
1. Определение синонимов объекта.
Гирлянда синонимов для слова «стул»: стул — кресло — табурет — диван — скамейка.
2. Произвольный выбор случайных объектов.
Образуем вторую гирлянду из слов, взятых наугад, например: лампа — решетка — карман — кольцо — цветок.
3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов
и случайных объектов, т. е. каждый синоним соединяют с каждым
случайным объектом.
Таким путем получаем: кресло с лампочкой, решетчатый стул, диван с карманами, табурет для цветов и т. д.
4. Составление перечня признаков случайных объектов. Для удобства их объединяют в таблицу.
5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.
Задание на дом:
Написать конспект.
2. Ответить на вопросы (письменно):
Основной принцип работы метода контрольных вопросов?
Метод МФО: цель, суть.
Какой принцип работы является общим для МФО и метода гирлянд случайностей и ассоциаций?