Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели.
По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Конечно, в данном случае целесообразнее изучить методы второй группы. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Они классифицируются:
• по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические методы и др.);
• по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные методы)
• по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы).
Наряду с этим все более популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы
|
|
• индивидуальная работа (социальный работник-клиент);
• работа с группой (в группе семьей и через семью);
• работа в общине (в микросоциальной среде).
Кейс-метод
Кейс-метод – анализ конкретных учебных ситуаций (case study). Представляет собой метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ, case — случай, ситуация), — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
ГЛАВА II. Социальная работа с подростками группы риска при помощи вербальных и невербальных средств общения
Схема беседы социального педагога с подростком группы риска
1. Учеба:
• любимые и нелюбимые предметы;
• причины школьных успехов и неудач;
• отношение с учителями;
• участие в общественной работе;
• случаи нарушения дисциплины.
2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
3. Отношения со сверстниками:
• предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;
• положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.);
|
|
• критерии выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.).
4. Увлечения в настоящем и прошлом:
• под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;
• каковы достигнутые результаты;
• почему те или иные увлечения заброшены и т.д.
5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:
• кто назван первым;
• о ком забыл упомянуть;
• кто занимался его воспитанием;
• наиболее близкий член семьи;
• с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка.
В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).
6. Отклонения в поведении (прошлые):
• прогулы занятий;
• мелкое хулиганство;
• курение и выпивки;
• знакомство с различными дурманящими средствами;
• побеги из дома;
• был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).
7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.
8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):
- первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
- оценка своей привлекательности;
- начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.