Рис.2 Содержание понятия прибыль

 

Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это привело к четкому разграничению таких понятий, как бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль– это результат реализации товаров и услуг, а экономическая – результат «работы» капитала.

 

Виды прибыли

 

Рассмотрим классификационные признаки и виды прибыли.

1. Направление деятельности предприятия

· Прибыль от операционной деятельности

· Прибыль от инвестиционной деятельности

· Прибыль от финансовой деятельности

2. Состав включаемых элементов

· Маржинальная прибыль.

· Прибыль от реализации продукции

· Прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль

· Прибыль до налогообложения

· Чистая прибыль

3. Характер деятельности предприятия

· Прибыль от обычной деятельности

· Прибыль от чрезвычайных ситуаций

4. Налогообложение прибыли

· Налогооблагаемая прибыль

· Не облагаемая налогом прибыль

5. Учет инфляции

· Номинальная прибыль

· Реальная прибыль

6. Экономическое содержание прибыли

· Бухгалтерская прибыль

· Экономическая прибыль

7. Характер использования чистой прибыли

· Капитализированная (нераспределенная) прибыль

· Потребляемая прибыль

8. Степень обобщения

· Прибыль организации

· Консолидированная прибыль

 

В зависимости от направления деятельности предприятия различают: прибыль от операционной деятельности, включающую прибыль от продажи продукции, товаров, работ, услуг; прибыль от инвестиционной деятельности, связанную с приобретением и продажей земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, с осуществлением финансовых вложений; прибыль от финансовой деятельности, связанную с поступлениями от эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций), погашением заемных средств и т. п.

В зависимости от состава включаемых элементов различают: маржинальную прибыль, представляющую собой разность между выручкой и прямыми переменными затратами по операционной деятельности; прибыль от реализации продукции (разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами); прибыль до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль, характеризующую финансовый результат, полученный предприятием для государства, кредиторов, собственников, персонала; прибыль до налогообложения — результат после выплаты процентов кредиторам; чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и прочих обязательных отчислений.

По характеру деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, нетипичных для нормальной деятельности предприятия, которую необходимо выделять из общей прибыли для правильной оценки деятельности предприятия.

В зависимости от налогообложения выделяют налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством.

В зависимости от того, учитывается ли фактор инфляции при анализе прибыли, различают номинальную прибыль (без учета фактора инфляции) и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в анализируемом периоде.

По экономическому содержанию выделяют бухгалтерскую прибыль (разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в бухгалтерском учете) и экономическую прибыль (при ее расчете также учитываются неявные затраты, не отражаемые в бухгалтерском учете).

В зависимости от характера использования чистой прибыли выделяют: капитализированную (нераспределенную) часть чистой прибыли, направляемую на финансирование прироста активов предприятия, потребляемую часть чистой прибыли, расходуемую на выплату дивидендов акционерам.

По степени обобщения выделяют прибыль отдельной организации и консолидированную прибыль группы компаний.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий отражаются следующие виды прибыли:

‒ валовая прибыль — финансовый результат, рассчитываемый как разность между выручкой и себестоимостью продаж;

‒ прибыль от продаж — финансовый результат, полученный от реализации продукции (работ, услуг), рассчитывается как разность между выручкой и расходами на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

‒ прибыль до налогообложения — прибыль от продажи продукции (работ, услуг), увеличенная на сумму доходов от участия в других организация, процентов к получению, прочих доходов, и уменьшенная на величину процентов к уплате и прочих расходов;

‒ чистая прибыль — разность между величиной прибыли до налогообложения и величиной налога на прибыль и иных обязательных платежей.

 

Использование определенного показателя прибыли зависит от целей проведения исследования. Так, например, для оценки уровня доходности производства продукции используется показатель прибыли от продажи продукции, для оценки уровня доходности совокупных активов (совокупного капитала) предприятия — показатель прибыли до выплаты процентов за кредит и налога на прибыль, для оценки уровня доходности собственного капитала — показатель чистой прибыли, для расчета безубыточного объема продаж — показатель маржинальной прибыли, Анализ прибыли предприятия, оценка факторов, влияющих на ее величину, позволяет разработать рекомендации по увеличению доходов предприятия, оптимизации расходов и увеличению прибыли.
Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает.

 

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

 

Различают три источника получения прибыли:

· прибыль от реализации готовой продукции (работ, услуг) основной деятельности предприятия; определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без учета НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции;

· прибыль от прочей реализации, т.е. прибыль от продажи выбывших основных фондов, от реализации подсобных и побочных цехов, от продажи сверхнормативных запасов сырья и материалов;

· внереализационная прибыль, т.е. прибыль от сдачи в аренду, доходы от операций с ценными бумагами, штрафы, пени, неустойки.


Планирование прибыли

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово–экономической работы на предприятии. Прибыль планируют раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать тот, который позволит обеспечить максимальную прибыль.

 

 

В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, заработная плата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

При незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции используется аналитический метод планирования прибыли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: