Тема «Определение стоимостных показателей производственной программы выпуска продукции»
Цель занятия: научиться методике расчета амортизации и показателей эффективности основных фондов предприятия. Закрепить теоретические знания по теме.
Оборудование: методические указания, калькулятор.
Теоретическая часть
Производственная программа — это один из разделов бизнес-плана, в котором содержатся планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражении. Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилем предприятия, его подразделений и их развитием.
Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости определяется содержанием договоров с заказчиками с установлением конкретных сроков выполнения.
|
|
Качественные показатели устанавливают соответствие продукции государственным стандартам или техническим условиям заказчика, характеризуют ее производственно-технические и эксплуатационные качества.
Количественные показатели производственной программы характеризуют объем производства в целом и по отдельным видам продукции. К их числу относятся: объем реализуемой продукции, объем товарной продукции, объем валовой продукции и чистой продукции.
В практике планирования производственной программы применяются три метода измерения объема выпускаемой продукции:
натуральный, трудовой, стоимостной, которым соответствуют измерители.
Натуральные измерители — это штуки, комплекты, метры, тонны и другие единицы измерения, характерные для данного вида продукции.
Трудовые измерители — часы, минуты рабочего времени — применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель — трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах.
Стоимостные измерители носят обобщающий характер и являются универсальными при взаимоувязке всех разделов предприятия. В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция, валовый и внутрипроизводственный оборот.
Товарная продукция — это стоимость продукции, полностью изготовленной и предназначенной к отпуску на сторону. Объем товарной продукции (ТП) можно определить по формуле:
|
|
ТП = Тг + Тк + Тф + Ту+Тпф, где
Тг - стоимость готовых (комплектных) изделий на сторону, руб.;
Тпф - стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных к отпуску на сторону, руб.;
Тк - стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия, руб.;
Тф - стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственного производства, зачисляемых в основные средства данного предприятия, руб.;
Ту - стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых но заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия, руб.
Валовая продукция (ВП) характеризует весь объем выполненной работы предприятия независимо от стадии готовности за определенный период времени (месяц, квартал, год). Объем валовой продукции определяется по формуле:
ВП=ТП + (НПк – HПн) + ( Ик – Ин), где
ТП- объем товарной продукции, руб.;
НПкиHПн - стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец периода, руб.;
Ик и Ин - стоимость остатков инструмента специального назначения и приспособлений собственного изготовления соответственно на начало и конец периода, руб.
Объем продаж, реализуемая продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй - в отечественной. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия, как выпускающего товары, так и производящего услуги.
Объем продаж — это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.
Объем реализуемой продукции (РП) является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производствен- но-хозяйственной деятельности предприятия. Он рассчитывается по формуле
РП = ТП + (Он – Oк), где
ТП - объем товарной продукции, руб.;
Он и Oк - стоимость остатков нереализованной продукции соответственно на начало и конец периода, руб.
Чистая продукция - это разница между товарной продукцией и материальными затратами.
Валовый и внутризаводской обороты предприятий. Валовый оборот предприятия (ВО) определяется как сумма стоимости валовой продукции, производимой всеми цехами предприятия, независимо от того, будет данная продукция использована внутри предприятия для дальнейшей переработки или реализована на сторону. Это можно выразить формулой
ВО = ВП1 + ВП 2 + BII3 +...+ ВПn
В валовый оборот включается вся продукция цехов независимо от степени ее готовности. Валовый оборот отличается от валовой продукции тем, что включает повторный счет стоимости полуфабрикатов (продукции отдельных цехов), подлежащих дальнейшей переработке в рамках предприятия, т.е. валовый оборот больше валовой продукции (ВП) на сумму внутризаводского оборота (ВЗО).
Тогда можно записать:
ВО = ВП + ВЗО.
Таким образом, внутризаводской оборот - это объем продукции, обращающейся между цехами предприятия (представляет собой продукцию цехов, используемую внутри предприятия).