Практическая работа № 5

Тема «Определение стоимостных показателей производственной программы выпуска продукции»

Цель занятия: научиться методике расчета амортизации и показателей эффек­тивности основных фондов предприятия. Закрепить теоретические знания по теме.

Оборудование: методические указания, калькулятор.

Теоретическая часть

 

Производственная программа — это один из разделов бизнес-пла­на, в котором содержатся планируемые объемы производства в на­туральном и стоимостном выражении. Основанием для формиро­вания производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилем предприятия, его подразделений и их развитием.

Производственная программа разрабатывается в целом по пред­приятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости определяется содержанием договоров с заказ­чиками с установлением конкретных сроков выполнения.

Качественные показатели устанавливают соответствие продук­ции государственным стандартам или техническим условиям за­казчика, характеризуют ее производственно-технические и экс­плуатационные качества.

Количественные показатели производственной программы харак­теризуют объем производства в целом и по отдельным видам про­дукции. К их числу относятся: объем реализуемой продукции, объ­ем товарной продукции, объем валовой продукции и  чистой продукции.

В практике планирования производственной программы при­меняются три метода измерения объема выпускаемой продукции:

натуральный, трудовой, стоимостной, которым соответствуют из­мерители.

Натуральные измерители — это штуки, комплекты, метры, тонны и другие единицы измерения, характерные для данного вида про­дукции.

Трудовые измерители — часы, минуты рабочего времени — при­меняются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной програм­мы. Наиболее распространенный показатель — трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление про­дукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах.

Стоимостные измерители носят обобщающий характер и явля­ются универсальными при взаимоувязке всех разделов предпри­ятия. В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция, валовый и внутрипроизводственный оборот.

Товарная продукция — это стоимость продукции, полностью изго­товленной и предназначенной к отпуску на сторону. Объем товар­ной продукции   (ТП) можно определить по формуле:

ТП = Тг + Тк + Тф + Тупф, где

 

Тг - стоимость готовых (комплектных) изделий на сторону, руб.;

Тпф -  стоимость полуфабрикатов своего производства и про­дукции вспомогательных цехов, предназначенных к от­пуску на сторону, руб.;

Тк  - стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия, руб.;

Тф  - стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственного производства, за­числяемых в основные средства данного предприятия, руб.;

Ту  - стоимость услуг и работ промышленного характера, вы­полняемых но заказам со стороны или для непромыш­ленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия, руб.

Валовая продукция (ВП) характеризует весь объем выполненной работы предприятия независимо от стадии готовности за опреде­ленный период времени (месяц, квартал, год). Объем валовой про­дукции определяется по формуле:

ВП=ТП + (НПк н) + ( Ик Ин), где

ТП- объем товарной продукции, руб.;

НПкиHПн  - стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец периода, руб.;

Ик   и   Ин  - стоимость остатков инструмента специального назна­чения и приспособлений собственного изготовления соответственно на начало и конец периода, руб.

Объем продаж, реализуемая продукция. Первый термин применя­ется в мировой практике, второй - в отечественной. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия, как выпускающего товары, так и производящего услуги.

Объем продаж — это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.

Объем реализуемой продукции (РП) является одним из основных показателей, по которому оцениваются результаты производствен- но-хозяйственной деятельности предприятия. Он рассчитывается по формуле

РП =  ТП + (Он – Oк), где

ТП - объем товарной продукции, руб.;

Он и Oк - стоимость остатков нереализованной продукции соот­ветственно на начало и конец периода, руб.

Чистая продукция - это разница между товарной продукцией и материальными затратами.

Валовый и внутризаводской обороты предприятий. Валовый оборот предприятия (ВО) определяется как сумма стоимости валовой про­дукции, производимой всеми цехами предприятия, независимо от того, будет данная продукция использована внутри предприятия для дальнейшей переработки или реализована на сторону. Это можно выразить формулой

ВО = ВП1 + ВП 2 + BII3 +...+ ВПn

В валовый оборот включается вся продукция цехов независимо от степени ее готовности. Валовый оборот отличается от валовой продукции тем, что включает повторный счет стоимости полуфа­брикатов (продукции отдельных цехов), подлежащих дальнейшей переработке в рамках предприятия, т.е. валовый оборот больше ва­ловой продукции (ВП) на сумму внутризаводского оборота (ВЗО).

Тогда можно записать:

ВО = ВП + ВЗО.

 

 Таким образом, внутризаводской оборот - это объем продукции, обращающейся между цехами предприятия (представляет собой продукцию цехов, используемую внутри предприятия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: