АД – показатель гемодинамики и характеризует состояние не только ССС, но и ее регуляторную составляющую – ЦНС.
Должное артериальное давление
– вычисляется для оценки фактического АД.
АДСм = 109 + 0,5*В + 0,1МТ
АДДм = 74 + 0,1*В + 0,15МТ
АДСж = 102 + 0,7*В + 0,15МТ
АДДж = 78 + 0,17*В + 0,1МТ
В – возраст в годах, МТ – масса тела в кг.
Ортостатическая проба – оценка вегетативных (регуляторных) функций ССС.
Определяется как разница показателей ЧСС в положении лежа и стоя.
В положении лежа после 5-ти минутного отдыха подсчитать ЧСС за 1 мин. Затем спокойно встать и через 2-3 сек подсчитать ЧСС за 10 сек. и умножить на 6. Из показателя ЧСС стоя вычитается ЧСС в положении лежа.
Норма | 10 –14 |
Удовлетворительно | до 20 |
Неудовлетворительно | больше 20 |
Пробы для оценки функционального подготовленности (оценка взаимодействия и тренированности сердечно-сосудисой (ССС) и дыхательной (ДС) систем).
Сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на мышечную деятельность. Частота пульса может достигать 200-240 уд/мин. Самым простым методом определения пульса в данном случае является измерение его по ударам верхушки сердца в области 5-го межреберья. Измерения выполняют не позже 2-3 секунд после окончания выполнения нагрузки.
|
|
Индекс Рюфье
В положении сидя после 3-х минутного покоя подсчитывают пульс за 10 секунд (2-3 раза для получения одинаковых показателей). Полученное значение умножают на 6 - Р1. Затем делают 30 глубоких равномерных приседаний в течение 30 сек. (темп – 1 раз в 1 сек.). После окончания приседаний сразу же на первых 10 секундах отдыха измеряют пульс в положении стоя – Р2 и сразу же садятся. Последнее измерение пульса проводят через 1 мин. после окончания приседаний, в положении сидя, также за 10 сек. – Р3. Результаты 10-ти секундных измерений умножают на 6.
Для получения более точных значений ЧСС в покое измерение Р1 можно проводить и за более продолжительный период времени (15, 20, 30 и 60 секунд, при этом полученный результат умножают на 4, 3, 2 и 1, соответственно).
Индекс Рюффье рассчитывается по следующей формуле:
Отлично | ниже 5 |
Хорошо | 5 –10 |
Удовлетворительно | 10 – 15 |
Плохо | выше 15 |
Показатель Р1 ниже 60 уд/мин свидетельствует об экономизации сердечной деятельности.
Показатель Р2 больше суммы двух Р1 на 10 ударов и более свидетельствует о недостаточной тренированности или недовосстановлении от предшествующей нагрузки.
Показатель Р3 выше Р1 на 10 ударов и более указывает на изменения в состоянии здоровья (инфекция, травма, усталость, пассивность…).
Р3 ниже Р1 говорит об отличной регуляторной деятельности вегетативной нервной системы.
|
|
Индекс Рюффье является очень реактивным и чувствительным показателем, поэтому важно соблюдать стандартность процедуры исследования.
Значительные выводы о состоянии здоровья и оперативном функциональном состоянии организма можно сделать зная свой стандартный ИР, который определятся путем многократного его измерения в одно и то же время суток (лучше утром перед завтраком, после гигиенических процедур).
Так же с помощью индекса Рюффье можно оценить физиологическую стоимость тренировочного занятия путем сравнения показателей ИР до, после тренировки и на следующие сутки. Если ИР на следующее утро после тренировки не вернулся к стандартному для данного индивида значению, то степень нагрузки на тренировке не соответствовала на тот момент индивидуальным особенностям индивида, а значит, нагрузку следует уменьшить.
Лестничная проба
Методика: подняться на 4 этаж в хорошем темпе без остановок и подсчитать ЧСС за 10 сек., полученный результат умножить на 6.
Отлично | до 100 |
Хорошо | 100-120 |
Удовлетворительно | 120-140 |
Плохо | выше 140 |
Все полученные результаты записываете ниже в таблицу. Все расчеты выполняете в соответствии с вашими данными, выводы все прописываете после каждой пробы. Можете завести отдельную тетрадь, или выполнять здесь же в этом документе. Выполняем все пробы по возможности, в зависимости от условий!
Форма оценки уровня физического здоровья
ФИО: | Возраст: | Физических упр. в неделю (часов): | Оценка уровня качества образа жизни | |||||||||||||||||||
Показатель | Результат | Оценка | Общая оценка | |||||||||||||||||||
Соматический статус | Рост (см) |
| № вопр. | № отв. | Инд. | |||||||||||||||||
Вес (кг) | 1 |
|
| |||||||||||||||||||
Окр.гр.кл.покой (см) |
| 2 |
|
| ||||||||||||||||||
И Брокка (кг) | 3 |
|
| |||||||||||||||||||
% от И Брокка | 4 |
|
| |||||||||||||||||||
И Рорера | (балл) | 5 |
|
| ||||||||||||||||||
И Пинье | (балл) | 6 |
|
| ||||||||||||||||||
Динамометрия (кг) | 7 |
|
| |||||||||||||||||||
И силы | (балл) | 8 |
|
| ||||||||||||||||||
Тип телосложения | 9 |
|
| |||||||||||||||||||
Дыхательная система | ЖЕЛ (мл) | 10 |
|
| ||||||||||||||||||
ДЖЕЛ (мл) |
| 11 |
|
| ||||||||||||||||||
% от ДЖЕЛ | 12 |
|
| |||||||||||||||||||
Жизн. инд. (мл/кг) | 13 |
|
| |||||||||||||||||||
Пр. Штанге (сек) | 14 |
|
| |||||||||||||||||||
Пр. Генчи (сек) | 15 |
|
| |||||||||||||||||||
ССС | ЧСС (уд/мин) | в одно время |
| Сумма индексов |
| |||||||||||||||||
АДС (факт. мм рт. ст.) | Качественная оценка ОЖ* |
| ||||||||||||||||||||
АДД факт. (факт. мм рт. ст.) |
| |||||||||||||||||||||
Ортостатическая проба (уд/мин) | РЕКОМЕНДАЦИИ по применению физических упражнений |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Функциональная подготовленность | И Рюфье | P1 | ||||||||||||||||||||
P2 | ||||||||||||||||||||||
P3 | ||||||||||||||||||||||
И Рюфье | ||||||||||||||||||||||
Тест Купера модифицированный | ЧСС покоя (уд/мин) | |||||||||||||||||||||
верхняя граница ЧСС | ||||||||||||||||||||||
нижняя граница ЧСС | ||||||||||||||||||||||
расстояние (м) | ||||||||||||||||||||||
время выполнения (мин, сек) | ||||||||||||||||||||||
ЧССср (через 2, 4, 6, … мин) | ||||||||||||||||||||||
степень функц. напряж. (%) | ||||||||||||||||||||||
Расчетный результат | ||||||||||||||||||||||
Лестничная пр. (уд/мин) | ||||||||||||||||||||||
PWC170 | H – высота ступеньки (м) |
| ||||||||||||||||||||
Т1 - кол-во подъемов в среднем за 1 мин | ||||||||||||||||||||||
W1 (кг/м/мин) | ||||||||||||||||||||||
f1 (уд/мин) | ||||||||||||||||||||||
Т2 - кол-во подъемов в среднем за 1 мин | ||||||||||||||||||||||
W2 (кг/м/мин) | ||||||||||||||||||||||
f2 (уд/мин) | ||||||||||||||||||||||
PWC170 (кг/м/мин) /(ватт) | ||||||||||||||||||||||
PWC 87% от ЧСС макс (кг/м/мин) /(ватт) | ||||||||||||||||||||||
МПК (мл/мин) | ||||||||||||||||||||||
МПКотн (мл/мин/кг) | ||||||||||||||||||||||
Физическая подготовленность | Общая выносливость: |
| ||||||||||||||||||||
Сила: |
| |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Общая гибкость: «пальцы – пол» | ||||||||||||||||||||||
Быстрота: |
| |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Ловкость |
| |||||||||||||||||||||
* – если сумма индексов в пределах ±1, то – удовлетворительно, выше – хорошо, ниже – плохо.
|
|
АНКЕТА
1. Основное место жительства.
2. Наличие экологически вредных факторов:
1 – нет, 2 – мало, 3 – достаточно, 4 – много.
3. Есть ли у Вас сейчас какие-либо хронические заболевания?
1 – нет, 2 – да.
4. Какой Ваш режим физической активности до поступления в КМПТ?
1 - на физ-ру не ходил, в секции не занимался – 0 ч,
2 - только физ-ра, в секцию не ходил – 2 ч,
3 – физ-ра и активный отдых – 3-5 ч,
4 – физ-ра и секция ОФП – 5-7 ч,
5 – физ-ра, спорт. секция и др. – более 7 ч.
5. Какой Ваш режим физической активности во время обучения в КМПТ?
1 - на физ-ру не хожу, в секции не занимаюсь – 0 ч,
2 - только физ-ра – 2 ч,
3 – физ-ра, секция и активный отдых – 3-5 ч,
4 – физ-ра и секция ОФП – 5-7 ч,
5 – физ-ра, спорт. секция и др. – более 7 ч.
6. С какого возраста делаете регулярно утреннюю гимнастику?
1 – дошк., 2 – мл. шк., 3 – ср. шк., 4 – ст. шк., 5 – не делаю.
7. Как часто делаете утреннюю гимнастику?
1 – ежедневно, 2 – через день, 3 - не регулярно.
8. Какие закаливающие процедуры проводите?
1 – обливание холодной водой, 2- холодовые воздушные ванны,
3 – моржевание, 4 – не провожу.
9. Посещаете ли баню (сауну), как часто (регулярно)?
1 – не посещаю, 2 – раз в неделю, 3 – раз в две недели, 4 – не регулярно.
10. Придерживаетесь ли определенного режима дня?
1 – да, 2 – нет.
11. Курите ли Вы?
1 – нет, 2 – от случая к случаю, 3 – да.
12. С какого возраста курите регулярно?
1 – мл. шк., 2 – ср. шк., 3 – ст. шк., 4 – не курю.
13. Курят ли Ваши родители?
1 – оба, 2 – мать, 3 – отец, 4 – не курят.
14. Употребляете ли спиртные напитки?
1 – нет, 2 – от случая к случаю, 3 – регулярно.
15. Употребляют ли спиртные напитки Ваши родители?
1 – оба, 2 – мать, 3 – отец, 4 – не употребляют.