Трудности, возникающие при исследовании категориально-понятийного аппарата методического обеспечения деятельности учреждения культуры объясняются неполной разработанностью понятия «социально-культурная деятельность». В научных трудах существуют различные точки зрения на сущность этого понятия и его место в системе общественных наук.
Понятие «социально-культурная деятельность» выделяет три составляющих: социум, культура и деятельность. Французский социолог Ж. Р. Дюмазедье трактует социально-культурную деятельность «как сознательную преднамеренную организованную даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности», как эффективное средство воспитания [76.с. 42]. Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям.
Исследователь в области культуры Н. Н. Ярошенко подразумевает под социокультурной деятельностью совокупность педагогических технологий, обеспечивающих превращение культурных ценностей и регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы [81.с. 21].
Профессор В.В. Туев о социально-культурной деятельности говорит как об управлении обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» [64.с. 55].
Таким образом, исходя из этих определений, обозначим понятия, обуславливающие современную систему методического обеспечения.
Итак, начнём с понятия «метод». Под этим понятием понимается способ достижения цели, совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, а также совокупность приемов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчиненных решению конкретной задачи. К примеру, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала, освоения (познания) действительности.
В философии методом называется способ построения и обоснования философского знания. Идея метода была разработана еще философом Декартом. Он указывал: «Под методом же я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и, без лишней траты умственных сил, постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно...» [25.с. 86]. Иными словами, методы рассматриваются как приемы, с помощью которых решаются цели культурно-досуговой деятельности. Неоднородный, разноплановый характер культурно-досуговых программ, в которых используются и музыка, и устное слово, и кино, и хореография, и средства наглядности, предопределяют совокупность применяемых средств, способов и приемов. Основная функция метода заключается в организации и регуляции деятельности в любой её форме.
Переходя к «методической деятельности», это понятие вбирает в себя совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Методическая деятельность осуществляется учёными, методистами, практиками с целями изучения теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности и внедрения передовых разработок в социальную практику.
Основные виды методической деятельности: самообразование, методическое исследование, описание и обобщение передового опыта, создание методической продукции, обучение кадров, методическое руководство, методическая помощь, методическая коррекция.
Громов С.Н. и Чижиков В.М. в своих трудах обозначили, что «методическая работа должна иметь четко поставленные задачи, отражающие ее отношение к организации в целом, а также к коллективу, руководителям творческих коллективов и участникам коллективов, но и, конечно же, посетителям» [21.с. 23].
По отношению к учреждению методическая работа решает такие задачи как:
– нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;
– совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов культурно-досуговой деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;
– информационное обеспечение.
По отношению к специалистам методическая работа ставит перед собой следующие задачи:
– повышение уровня профессионализма;
– ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов;
– совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;
– обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;
– поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
– организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;
– организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;
– внедрение в практику работы основ научной организации труда.
По отношению к коллективу методическая работа ставит такие задачи как:
– согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам культурно-досуговой деятельности
– сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;
– способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;
– организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;
– создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространению передового опыта.
По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа оказывает учебно-методическую помощь по конкретным видам творчества.
Исходя из этого следует, что методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов.
Соколов А.С. подчёркивает: «Если методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода, то суть назначения методического обеспечения заключается в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности» [64.c. 56].
Методическая работа в учреждении культуры выполняет следующие функции:
1) осуществление связи с внешней средой:
– именно: осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры;
– внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики;
– трансляция лучшего опыта специалистов учреждений.
2) повышение эффективности деятельности коллектива:
– диагностика, коррекция и повышения уровня профессионализма и квалификации сотрудников;
– выявление, обобщение и распространение передового опыта;
– стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников;
– развитие экспериментальной работы.
3) повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей:
– диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя;
– развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных умений руководителей;
– повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности;
– формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности;
– повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию.
По отношению устройства менеджмента можно выделить такие уровни управления методической работой как:
1) Стратегический уровень. Подразумевает определение целей системы методической работы в целом и координацию деятельности учреждений культуры. Данный уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов РФ, муниципальных), научно-исследовательскими институтами, институтами повышения квалификации, научно-методическими центрами, кабинетами.
2) Тактический уровень. Этот уровень представляет собой управление процессом методической работы в учреждении культуры в целом и координация деятельности работников, осуществляемые администрацией учреждения и методической службой.
3) Оперативный уровень. Это тот уровень, который является непосредственным управлением методической работой в каждый момент времени со стороны руководителей методических объединений.
В работах Шубина Ю.А. сказано: «Управление методической работой осуществляется методической службой, которая решает широкий спектр вопросов, а именно:
– Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение управленческой культуры руководителей.
– Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.
– Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.
– Проектировочные: участие в разработке программ, проектов.
– Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.
– Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.
– Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы» [77, с. 93].
В результате улучшение методов работы в основном зависит от методической работы, которая является целой системой взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого социально-культурного работника, на развитие и повышение творческого потенциала коллективов. Основой методической работы представляется достижения культурологической, педагогической, социологической, философской наук, передовой опыт менеджмента и анализ происходящих социальных и культурных процессов.
Новый этап развития научно-методической деятельности это методическое обеспечение, которое является оснащением учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечением уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.
С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, а именно: разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности.
Вообще методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство – это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции – информация (а именно: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи). Информация должна быть организована для развития системы методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции - прием методической информации, закрепление и воспроизведение в своей деятельности. Здесь управляет не информация, а организационные средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, то есть увеличение количества информации. Объект управления один - это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика, правила требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени.
Итак, основное различие между методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов культурной сферы, информацию, которую они предоставляют, и управляет процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение заключается в средствах и учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей, направленных на получение, оснащение методическими материалами учреждений.
Ещё немаловажным моментом можно назвать систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, которая отличает, прежде всего, предмет деятельности. Авторы научных трудов в сфере культуры, такие как Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что «предметом методического руководства культурно-просветительной работой является сама методика этой работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени» [10, с. 41].
Методикой как сферой человеческой деятельности занимаются учёные, а также институт методистов (методическая служба). С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания об организации какой-либо деятельности или же процесса воспитания.
Методика представляет собой совокупность целей, информационного содержания, средств, методов и форм культурно-просветительной работы, то есть продукта индивидуальной или коллективной творческой деятельности как специалистов, так и актива культурно-просветительных учреждений, и как всякий продукт творческой деятельности человека несет в себе немало субъективного. То есть методика – это определённый способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм создания и организации деятельности с точки зрения воспитательного и творческого процесса. В основном она отвечает на вопрос «как мы действуем?» «как нужно (можно, возможно) действовать?» и выступает средством достижения практических целей, приводящих к определённым результатам.
В научных трудах методика трактуется как определённая область знаний, отрасль науки (к примеру, методика воспитания в педагогике, методика извлечения звука в вокале, методика досуговой деятельности, методика художественно образовательной деятельности, методика искусствознания и другое). В этом случае, как и любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Отсюда становится ясно, что методика является ещё и центральным блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму. Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего, социально-психологические.
Специалист, разрабатывающий методики работы (например, организационно-массовой) и планирующий работу учреждения или отдела, в котором работает, называется методистом (например, методист организационно-массового отдела Дворца культуры).
В результате всего вышеперечисленного следует, что основными понятиями, использующимися в системе методического обеспечения социально-культурной деятельности являются «метод» и «методика», «методическая деятельность» и «методическая работа», «методическое обеспечение» и «методист».
По своей сущности и назначению методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности предполагает создание сервисных условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений. Поэтому очень важно изучение системы методического обеспечения. Чтобы эффективно вести методическую работу, необходимо в первую очередь четко представлять себе ее цели и задачи.
Процесс методического обеспечения изначально начинается с изучения практики. Прежде всего следует глубоко изучить и освоить фактическое состояние дел в культурно-досуговых учреждениях, знать объект, его реальное состояние, узкие места, положительный опыт, потребности в методической помощи.
Объективно оценить положение дел в сфере культуры поможет углубленное изучение запросов, потребностей и интересов реальных и потенциальных посетителей учреждений культуры. Изучая деятельность культурно-досуговых учреждений, необходимо обратить внимание не только на положительную, но и на негативную стороны работы. Оценивая положительные результаты практики, следует взять из нее наиболее ценное, значительное и перспективное. Рассматривая недостатки, необходимо разобраться в причинах, сделать конструктивные выводы, которые позволят в последующем избежать повторения негативных явлений.
Сабуцкая С.В. в актуальных проблемах социокультурных исследований подчеркнула: «Исходным положением в освоении практики культурно-досуговых учреждений является умение осмыслить достижения как в теоретическом, так и в практическом аспектах, важно заметить перспективы, тенденции, ростки нового в развитии данной отрасли. Невозможно объективно оценить практику без глубокого знания законодательных актов, правительственных решений и документов, специальной и периодической литературы. Деятельность учреждений культуры необходимо рассматривать с точки зрения возможностей повторения лучших ее достижений в широкой практике» [61,c.422].
Целостное представление о практике может дать личное участие методиста в работе учреждений культуры. Важно глазами специалиста, а не зрителя видеть и процесс подготовки мероприятия (технологию, методику), и ход мероприятия. Это позволяет наиболее точно разглядеть элементы нового, какие-то упущения, сделать правильные выводы, увидеть педагогический аспект, цель и смысл мероприятия.
Особо важным источником изучения клубной практики являются документы, поступающие в органы культуры, в методические центры: статистические отчеты, текстовые отчеты, планы работы, государственные статистические отчеты.
В ходе изучения клубной практики осуществляется ряд функций методической деятельности. Эти функции раскрываются в процессе методической деятельности в виде осмысления и обработки практики. Любая форма работы, будь то тематическая программа или репетиция, выступление художественного коллектива или диспут молодежи и т.д., имеет многообразие и богатство красок, свои неповторимые и своеобразные черты. В процессе методического осмысления необходимо выделить и охарактеризовать культурно-досуговую программу, опуская различные малосущественные, на первый взгляд, черты и свойства. Такое видение представляет собой методическую схематизацию практики и является необходимым условием для успешной последующей деятельности методиста. На основе такой схематизации осуществляется фиксация программы в виде определенной последовательности действий, которые производились в ходе ее реализации. Подобное видение мероприятия является непременным условием в успешной методической деятельности, оно дает возможность зафиксировать опыт. Таким образом, данная функция методической деятельности состоит в том, чтобы изученную практику представить инструментально-расчлененно. Другой функцией методической деятельности является фиксация целостного процесса практики культурно-досуговой программы. В процессе обобщений следует объединить наиболее характерные для определенных форм общие признаки. Важно при этом обратить особое внимание на сохранение характерных, специфических особенностей и черт. В процессе развития культурно-досуговой деятельности возникают новые связи и отношения между наукой, методикой и практикой работы. Это выражено еще одной функцией методической деятельности - быть посредником между научно-исследовательской работой и практикой, достижения науки внедряются и осваиваются практикой не напрямую, а через методические формы ее осознания и организации, и в этом заключается особая значимость данной функции. На этой основе методическая деятельность становится научно обоснованной, а наука оказывает управляющее воздействие на совершенствование культурно-досуговой деятельности, повышение эффективности.
Отсюда - необходимость постоянного обращения к теоретическим разработкам, специальной литературе, профессиональной информации о передовом опыте работы учреждений культуры.