В первые 2 года занятий юных бегунов на короткие дистанции в тренировочных группах основное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, овладению техникой специальных подготовительных упражнений, повышению уровня развития основных физических качеств. Возраст занимающихся - от 12 до 14 лет. После каждого года обучения юные спортсмены должны выполнить контрольные нормативы разносторонней физической подготовленности.
В табл. 12 и 13 приводятся планы-схемы годичной подготовки юного спринтера 1-го и 2-го годов обучения в учебно-тренировочных группах.
Подготовка юных бегунов на короткие дистанции в тренировочных группах (3-го и 4-го годов обучения)
При планировании подготовки юных спринтеров в тренировочных группах 3-го и 4-го годов обучения в годичном цикле необходимо придерживаться следующей периодизации. С началом подготовительного периода на общеподготовительном этапе должны решаться нижеприведенные задачи:
1. Повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности занимающихся.
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы в основном средствами ОФП.
В ОФП входят: кроссовый бег, подвижные и спортивные игры, общеразвивающие гимнастические и акробатические упражнения, другие виды легкой атлетики (прыжки в длину и высоту, толкание ядра, барьерный бег).
Следующий этап - специально-подготовительный - включает задачи:
1. Дальнейшее повышение уровня специальной физической работоспособности.
2. Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.
В первом соревновательном периоде ставятся такие задачи:
1. Совершенствование техники спринтерского бега.
2. Улучшение спортивного результата прошлого сезона в беге на 60 и 100 м на 1-2%.
Для решения этих задач спортсмен участвует в 5-6 соревнованиях при значительном снижении общего объема тренировочных нагрузок.
Во втором подготовительном периоде на общеподготовительном этапе основными задачами будут:
1. Дальнейшее развитие силовых и скоростно-силовых качеств главным образом средствами ОФП.
2. Развитие общей выносливости.
Увеличивается применение средств ОФП, возрастает их интенсивность.
Специально-подготовительный этап включает следующие задачи:
1. Совершенствование техники спринтерского бега с низкого старта
2. Повышение уровня скоростных, скоростно-силовых качеств и уровня специальной выносливости.
На раннем соревновательном этапе ставятся задачи:
|
|
1. Совершенствование техники спринтерского бега в условиях со соревнований.
2. Улучшение спортивного результата прошлого года в беге на 100 и 200м на 2-3%
|
|
Юный спринтер должен участвовать в 4-5 соревнованиях.
Как показывают научные исследования и спортивная практика не всегда удается улучшить спортивный результат на протяжении длинного соревновательного этапа. Поэтому в середине соревновательного периода целесообразно ввести специализированный подготовительный этап (4 недели). Это делается для повышения уровня силовых и скоростно-силовых качеств и подготовки к этапу основных соревнований сезона.
На заключительном этапе годичного цикла (основных соревновании) решаются следующие задачи:
1. Достижение наивысшего уровня специальной работоспособности.
2. Улучшение спортивного результата на 5-6 % по сравнению с прошлогодним.
Выполнение нормативных показателей по ОФП и СФП В табл. 14 и 15 приводятся планы-схемы годичной подготовки юных бегунов на короткие дистанции 3-го и 4-го годов обучения в тренировочных группах.