Площадь - 20-50м2 на 1 ученика, прямоугольной формы.
Функциональное зонирование участка:
- зона застройки (школьного здания);
- зона отдыха;
- учебно-опытная зона;
- спортивная зона;
- хозяйственная;
- зеленых насаждений
Зона застройки -здание - не ближе 25м от границ участка, окружено полосой защитных зеленых насаждений (не ближе 5-10м от здания).
Зона отдыха - 2 площадки для подвижных игр для младших и старших классов, площадки для тихого отдыха, скамейки.
Учебно-опытная зона -сад, огород, теплицы, метеоплощадка, учебные мастерские и т.д.
Спортивная зона -стадион с беговыми дорожками и ямами для прыжков, площадки для волейбола, спортивные снаряды и др.
Хозяйственная зона - в конце школьного участка ближе к хозяйственному входу, отделена зелеными насаждениями.
Зона зеленых насаждений - не менее 40-50% площади участка.
Требования к школьному зданию.
Системы школьного строительства:
1) централизованная (все школьные помещения находятся в одном здании - старые проекты - высокий уровень инфекций, шума, загрязнения воздуха),
|
|
2) павильонная (много маленьких отдельных зданий, принята сейчас для школ санаторного типа),
3) централизованно-блочная (блоки для младших, средних, старших классов, спортзала, хозчасти). Наилучшая в гигиеническом отношении – изоляция различных возрастов, ниже уровень шума, загрязнения воздуха, профилактика травматизма школьников разного возраста.
Основные группы помещений в школе:
Учебные секции, помещения общего назначения (вестибюль, гардероб, столовая, спортзал, актовый зал, библиотека и др.), служебные помещения (кабинеты директора, учителей, методкабинет, медпункт, пищеблок).
Основная функциональная единица школы - учебная секция - несколько классов или кабинетов, зона рекреации, санузел. Наиболее оптимальна односторонняя застройка школьного коридора с окнами и холлами.
Гигиенические требования к классу в школе.
Площадь 1,25м2 на 1 ученика, в целом не менее 50м2. Микроклимат - как для жилых помещений, кратность вентиляции - 4, объем вентиляции 20-30м3/час на 1 ученика, СО2 - 0,1%.
Очень важны требования к освещению, т.к. школьники постоянно испытывают напряжение зрительных анализаторов:
- естественное: СК 1/4-1/5, КЕО - 1,5%, угол падения 270,отверстия – 50;
- искусственное: общее освещение 150 лк (люминесцентные лампы - 300 лк).
Требования к расположению парт (учебных столов):
Парты (учебные столы) в классе должны быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, должны быть расставлены в 3 ряда, расстояние между рядами 0,7м, до школьной доски 2,5м, до стен 0,5м; на дальних от окон партах - соблюдение норм углов падения и отверстия.
|
|
Гигиенические требования к учебным лабораториям.
Лаборатории химии, физики, биологии. Площадь 70-100м2, имеют лаборантскую 6м2, их лучше размещать на верхних этажах здания (лучше проветривание и снижение загрязнения других классов), должны быть оборудованы искусственной вентиляцией, водопроводом для мытья посуды и оборудования.
Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения в школе.
Преимущества: проще сосредоточить оборудование и дидактический материал в 1-2 кабинетах, не переносить его по разным классам.
Недостатки: большие встречные потоки школьников на переменах (инфекции), сокращение времени рекреации, несоответствие мебели антропометрическим показателям школьников разного возраста
Требования к спортзалу в школе.
Лучше располагать на 1 этаже, при блочной системе строительства - в отдельном блоке (шум мешает урокам в других классах). Площадь - 4м2 на 1 ученика, высота 4,5-6м, должна быть раздевалка и материальная для хранения инвентаря. Особенность микроклимата - температура 16 градусов (перегревание детей при интенсивной двигательной активности), кратность вентиляции 4-5.
Гигиенические требования к школьной мебели:
- соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)
- травмобезопасность;
- нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработкам;
- светлая или зеленая окраска столов.
Размеры школьных парт (столов).
В каждом классе - не менее 3-х размеров, в школах используются парты 6-12 размера, имеющие разноцветную маркировку для учителя. Вначале занятий учитель должен распределить школьников по размерам (линейка Флерова или по формуле Листова: № парты = 2 первые цифры роста - 5).
Гигиенические нормативы школьной мебели:
1. Дифференция -вертикальное расстояние от стола до сидения стула = 1/7-1/8 роста или от опущенного локтя до сидения.
2. Дистанция сидения -горизонтальное расстояние между краем крышки стола и краем сидения = - 4-5см.
3. Дистанция спинки -горизонтальное расстояние от края стола до спинки сидения = передне-заднее сечение тела + 3-5см.
5. Высота сидения -длина голени + 2см.
Врачебно-профессиональная консультация и ориентация в школе.
Проводится врачами, учителями и специалистами центров занятости молодежи с целью определения будущих профессий и рекомендации школьникам круга профессий, подходящими им по состоянию здоровья.
Профессиональная ориентация: справочно-информационная служба о наличии вакантных профессий, психологические консультации с учетом типа высшей нервной деятельности.