Рассмотрим несколько стратегий в конфликтных ситуациях

Практическое занятие по теме: «Стратегии поведения в конфликтной ситуации».

 

Цель:

 

1. знакомство обучающихся со стратегиями поведения в конфликтной ситуации;

2.формирование у обучающихся  умения  правильно оценивать конфликтные

ситуации и способы решения конфликтов;

3.развитие коммуникативных навыков общения.

 

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.

Организационный момент.

Приветствие. Знакомство с темой и целями  занятия.

Сегодня наше занятие будет проходить в необычном режиме.

 

Вводное слово.

Вы наверняка замечали, что иногда даже незнакомые люди способны вызвать симпатию или, наоборот, неприязнь. Соответственно будет строиться и общение с ними. А иногда желаемое общение между партнерами почему–то не складывается. И причиной тому является конфликт. «Конфликт» в переводе с латинского означает столкновение.

 

-Почему возникают конфликты?

 

Часто причиной конфликта выступает несовместимость характеров.

Порой фразой «Не сошлись характерами» объясняется драка в школе, решение супругов расторгнуть брак, взаимная неприязнь соседей и сослуживцев. В каких случаях характеры «отталкиваются, а в каких «притягиваются»? Как показал известный психиатр Карл Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера или темперамента так ярко выражены, что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и «нервным срывам». Но ни в коем случае не стоит забывать, что у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя.

 

 В основе любого конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению. Социальная значимость конфликта различна и зависит от того, какие ценности лежат в основе межличностных отношений.

 

-Имеет ли конфликт определенные временные рамки?

 

Конфликт не может развиваться бесконечно. Каким бы бурным и кратковременным конфликт ни был – это процесс, имеющий свои закономерности. Обычно можно отчетливо выделить пять основных стадий конфликта:  возникновение конфликтной ситуации,  осознание конфликта,  проявление конфликтного поведения,  углубление конфликта  и его разрешение.

 

Основная часть.

А) Диагностика. Анкета «Конфликтная ли вы личность».

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

 

1) не принимаю участия;

2) кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

3) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

 

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

 

1) нет;

2) только если имею для этого веские основания;

3) критикую всегда и по любому поводу.

 

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

 

1) только в шутку и то если это люди необидчивые;

2) лишь по принципиальным вопросам;

3) споры - моя стихия.

 

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

 

1) я возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

2) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

3) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

 

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция?

 

1) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

2) молча возьму солонку;

3) не удержусь от едких замечаний, и, может быть, демонстративно

откажусь от еды.

 

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу …

 

1) с возмущением посмотрю на обидчика;

2) сухо без эмоций сделаю замечание;

3) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

 

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

 

1) промолчу;

2) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

3) выскажу все, что я об этом думаю.

 

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к

этому отнесетесь?

 

1) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда

больше не участвовать в этом безобразии;

2) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором,

пообещав взять реванш;

3) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить

обидчикам.

 

Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Подсчитать

очки.

 

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов,

избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

 

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение.

Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства

исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это

отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не выходите за

рамки, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

 

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите

критиковать других, если же услышите замечание в свой адрес – можете

съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом.

Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность

отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь

обуздать свой характер.

 

Б) Рассказ преподавателя

Считается, что не может конфликт возникнуть на «пустом месте» или, иначе говоря, «нет дыма без огня». Но в любом конфликте всегда есть инициатор, который высказывает необходимую, ортодоксальную мысль, и оппонент, выразивший свое несогласие нет. Несогласие кого – то с кем – то является первой искрой конфликта. В дальнейшем все будет зависеть от поведения оппонента. Если он и дальше будет доказывать обратное –

инициатор вынужден искать доказательства своей правоты. Естественно, что сами участники конфликта могут избрать самые различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации.

 

Рассмотрим несколько стратегий в конфликтных ситуациях.

1. Сотрудничество, направленное на поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех сторон;

2. Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

3. Избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая еѐ, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

4. Приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступать своими интересами.

 

Рассмотренные многообразные исходы конфликтов: сотрудничество, избегание, компромисс, приспособление, по разному влияют как на самочувствие и настроение участников, так и на устойчивость их отношений.

 

- Какие исходы, по вашему мнению, наиболее продуктивны для сохранения отношений с противоположной стороной?

 

Более благоприятны исходы «сглаживания и компромисса». Сглаживание снижает отрицательное переживание обоих участников конфликта, а компромисс стимулирует равноправное сотрудничество и, следовательно, укрепляет межличностные отношения.

 

Ситуация.

Попытаемся применить каждый из исходов к одной ситуации.

 

Представим, что с утра в классной комнате собирается класс. Две подружки заходят в кабинет, и нечаянно их сбивает одноклассник. Одна из девушек начинает кричать на него. Она продолжает кричать, хотя понимает, что еѐ причитания неуместны, забывая, что последнее слово остается за парнем. Парень решает, какую реакцию выбрать и ответить на поведение девушки:

Извини, ты конечно, права» (задабривание, умиротворение);

«Сама дура» (ответное обвинение);

Я догадывался, что ты начнешь кричать (просчет);

Лена приходил Евгений Петрович и просил тебя зайти к нему в

кабинет после первого урока (отвлечение внимания);

Извини, если я тебя сильно толкнул, давай не будем ругаться

(компромисс).

 

Любой из этих ответов может повлиять на развитие ситуации конфликта.

 

В)   Какие качества человека облегчают ему общение с окружающими?  

 

1.Умение слушать собеседника.

2.Способность сочувствовать и сопереживать.

3.Тактичность.

4.Деликатность.

5.Отзывчивость.

 

Обращаем внимание на то, что психологи заметили, что человек при оценке других склонен приписывать им свои черты и качества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: