Созвучие из 3 и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут
быть расположены по терциям, называется – аккорд. Аккорд, состоящий из 3
звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.
Различают 4 основных вида трезвучий:
Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.
Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.
Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.
Уменьшѐнное (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.
Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшѐнное – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.
Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является
терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:
|
|
Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого
является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и
кварты, крайние звуки образуют сексту.
Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого
является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и
терции, отсюда и название.
Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4
Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4
Увеличенный секстаккорд (Ув6) – б3+ум4
Уменьшѐнный секстаккорд (Ум6) – м3+ув4
Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3
Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3
Увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) – ум4+б3
Уменьшѐнный квартсекстаккорд (Ум64) – ув4+м3
ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА
С ОБРАЩЕНИЕМ И РАЗРЕШЕНИЕМ
Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются
трезвучиями главных ступеней лада. Своѐ название трезвучия берут от той
ступени, на которой строятся.
Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, так как I ст. – тоника;
от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, так как IV ст. – субдоминанта; от
V ст. лада, называется – доминантовым, так как V ст. – доминанта.
В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53,
D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, так как в
его состав входит 6 пониженная ступень: s53
В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53,
d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, так как в его
состав входит повышенная VII ступень: D53
Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада.
|
|
Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые
ступени – IV и VI. Доминантовое трезвучие ещѐ более неустойчиво, т.к. в его
составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – II и VII.
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют
разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаѐтся на
месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от
субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх. Таким
образом получается следующая схема:
S53 – T6 D53 – T64
S6 – T64 D6 – T53
S64 – T 53 D64 – T6
ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА
УМ53 И УВ53 В ЛАДУ С РАЗРЕШЕНИЕМ
Побочные трезвучия – это трезвучия построенные на II, III, VI, VII ступенях, т.е.
на всех, кроме главных.
Ум53 встречается в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.
В натуральном мажоре – на VII ст.
В гармоническом мажоре – на II ст.
В натуральном миноре – на II ст.
В гармоническом миноре – на VII # ст.
Разрешение Ум53: крайние звуки в сторону сужения, а средний – на секунду
Ув53 встречается только в гармоническом мажоре и миноре.
В гармоническом мажоре – на VI b
В гармоническом миноре – на III ст.
Разрешение Ув53: устойчивые звуки – остаются на месте, а неустойчивый
звук в мажоре – на секунду вниз, а в миноре – на секунду вверх. Таким образом,
Ув53 в мажоре разрешается в Т64, а в миноре – в t6.
СЕПТАККОРД. D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ
ОБРАЩЕНИЯ D7 И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
Аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям называется –
септаккорд. Крайние звуки аккорда образуют интервал септима, отсюда его
название. Каждый звук септаккорда имеет своѐ название: нижний звук –
основание или прима, второй – терцовый звук или терция, далее - квинтовый
звук или квинта, верхний – септима или вершина аккорда.
Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического
Минора называется – доминантсептаккорд (D7), т.к. V ступень лада – доминанта, отсюда его название. D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд, т.к. в его составе 2 диссонирующих интервала (м7 и ум5) и он требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие (без квинтового тона) с утроенным основным звуком.
Обращение септаккорда – это вид септаккорда, в котором нижним звуком
является терция, квинта или септима основного вида септаккорда. D7 имеет 3
обращения: D65 (доминантовый квинтсекстаккорд), D43 (доминантовый
терцквартаккорд), D2 (доминантовый секундаккорд).
D65 – это первое обращение D7, нижним звуком которого является терцовый
звук D7. Строится на VII ступени натурального мажора и гармонического
минора, состоит из м3+м3+б2 (или уменьшѐнное трезвучие+б2). Разрешается в
полное тоническое трезвучие (Т53, t53)с удвоенным основным тоном.
D43 – второе обращение D7, нижним звуком является квинтовый звук D7.
Строится на II ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит
из м3+б2+б3. Разрешается в полное развѐрнутое тоническое трезвучие (Т53, t53)
с удвоенным основным тоном в октаву.
D2 – третье обращение D7, нижним звуком является септима D7. Строится на IV
ступени натурального мажора и гармонического минора, состоит из б2+б3+м3
(или б2+мажорное трезвучие). Разрешается в тонический секстаккорд (Т6, t6)с
удвоенным основным тоном.
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
Септаккорд, построенный на VII ступени (вводный звук) лада называется –
водным септаккордом (DVII7). В зависимости от интервала, который образуется
между крайними звуками аккорда, различают 2 вида вводного септаккорда:
малый вводный септаккорд (MVII7) и уменьшѐнный вводный септаккорд
(умVII7)
MVII7 - строится на VII ступени натурального мажора и состоит из м3+м3+б3
(или уменьшѐнное трезвучие+б3). Крайние звуки MVII7 образуют интервал м7,
|
|
отсюда его название.
умVII7 – строится на VII ступени гармонического мажора и гармонического
минора, состоит из м3+м3+м3+ (или уменьшѐнное трезвучие+м3). Крайние
звуки умVII7 образуют интервал ум7, отсюда его название.
Все звука вводного септаккорда неустойчивые, поэтому они требуют разрешения. Разрешаются вводные септаккорды в тоническое трезвучие с удвоенной терцией.
Вводные септаккорды имеют 3 общих звука с D7, поэтому они также могут плавно разрешаться через D65 в тоническое трезвучие. В этом случае 3 общих звука остаются на месте, а верхний звук (септима) переходит от MVII7 – на б2 вниз, а от умVII7 – на м2 вниз и далее в тоническое трезвучие (MVII7 – D65 – Tt53 или умVII7 – D65 – Tt53). Вводные септаккорды также имеют 3 обращения.