Энгармонически равные тональности – это тональности, одинаковые по
звучанию, но разные по названию. Мажорные и минорные тональности с 5, 6 и 7
диезами энгармонически равны мажорным и минорным тональностям с 5, 6 и 7
бемолями. Ключевые знаки в энгармонически равных тональностях в сумме
составляют 12 знаков
Мажорные тональности:
H dur (5#) = Ces dur (7 бемолей)
Fis dur (6#) = Ges dur(6 бемолей)
Cis dur(7#) = Des dur(5 бемолей)
Минорные тональности:
gis moll(5#) = as moll (7 бемолей)
dis moll(6#) = es moll (6 бемолей)
ais moll(7#) = b moll (5 бемолей)
РИТМ, МЕТР, ТАКТ, ТАКТОВАЯ ЧЕРТА, АКЦЕНТ, ЗАТАКТ
Ритм - это соотношение длительностей в музыке. Метр – это равномерное
чередование сильных и слабых долей времени. Такт - отрезок мелодии между
двумя соседними сильными долями. Количество долей в такте может быть
разным. Первая доля такта имеет больший вес, чем все остальные доли, поэтому
она называется сильной долей. Доли, не имеющие ударений, называются
слабыми долями. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной
|
|
тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы
ее выделить. Акцент – это ударение на сильной доле при исполнении музыки.
Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт -
Случаев произведения, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.
СИНКОПА
Cинкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую. Встречаются
а) междутактовые синкопы (двухдольные и трехдольные);
б) внутритактовые синкопы (двухдольные и трехдольные)
ПРОСТЫЕ РАЗМЕРЫ
Простые размеры – это размеры, у которых в такте одна сильная доля. К ним
а) двухдольные размеры – 2/2 (
), 2/4, 2/8
б) Трехдольные размеры – 3/2, 3/4, 3/8, реже 3/16
ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей. При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта должны быть отделены друг от друга.
Объединение всех длительностей общим ребром возможно, когда эти
В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:
СЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Сложный размер состоит из 2 и более простых размеров и может иметь
несколько сильных долей. Акцент первой доли сложного метра сильнее
остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более
слабыми акцентами называются относительно сильными долями. Наиболее
употребительны следующие сложные размеры:
а) 4-хдольные: 4/4, 4/8, реже 4/2
б) 6-дольные: 6/4, 6/8, реже 6/16
в) 9-дольные: 9/8, очень редко 9/4 и 9/16
г) 12-дольные: 12/8, реже 12/16
Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры
группируются отдельно, образуя самостоятельные группы, как бы скрытые
|
|
такты.
СМЕШАННЫЕ РАЗМЕРЫ
От слияния 2 или нескольких простых разнородных размеров образуются
сложные смешанные размеры. Смешанные размеры встречаются в музыке реже
простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них 5-дольные и 7-
дольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8. Изредка встречаются другие смешанные размеры,
например 11/4.
Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:
Строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров; чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.
а) 5-дольные размеры:
б) 7-дольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4).
Встречаются также переменные размеры, в этом случае новый размер выставляется в начале такта.