В результате социализации человек не только принимает информацию из окружающего мира, но и наполняет её личностным смысловым значением, отсеивает не нужное или неприемлемое для него. Так, формируется внутренний мир человека, система его мировоззрения. Еще со времен Античности греки представляли человека двояко: как часть большого космоса, мироздания, несущую в себе элементы целого, и как микрокосмос – отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое. Подобное разделение показывает, что внутренний мир человека далеко не всегда совпадает с тем, что представляет собой огромный мир вокруг нас.
К числу основных элементов духовного мира человека можно отнести:
Ø Духовные потребности.
Ø Познание окружающего мира.
Ø Самовыражение средствами искусства.
Ø Пользование достижениями науки и культуры.
Ø Знания о природе, обществе, человеке и самом себе.
Ø Веру в истинность собственных убеждений.
Ø Представления об окружающем мире.
Ø Убеждения, ценности, принципы, лежащие в основе отношений человека к миру и самому себе.
|
|
Ø Способности.
Ø Чувства и эмоции.
Ø Отношения человека с природой и обществом.
Ø Цели, которые человек ставит перед собой и другими людьми.
Духовный мир человека включает в себя следующие компоненты:
1. Познание – потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни. Именно познание формирует интеллект человека, то есть совокупность его умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
2. Эмоции – личные переживания человека по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т.д.).
3. Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер. Выделяют следующие чувства:
§ нравственные: дружба, любовь, патриотизм;
§ эстетические: отвращение, восторг, тоска;
§ интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность.
4. Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений человека об окружающем мире. Оно обусловливает устойчивые мотивы и поведение человека.
Важно понимать, все перечисленные компоненты духовного мира человека сугубо индивидуальны. У каждого человека свои чувств, эмоции и миропонимание, даже если мы говорим об одних и тех же вещах, каждый из нас воспринимает их по-своему. В этом смысле актуально высказывание греческого философа Протагора, который размышляя о внутреннем мире человека говорил, что «Человек есть мера всех вещей».
|
|
Мировоззрение
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззрение является одним из основных признаков сформировавшейся и зрелой личности человека.
Формируется мировоззрение человека под воздействием множества факторов. Как отмечали некоторые мыслители, мировоззрение подобно пчеле, перелетающей с цветка на цветок, собирает информацию из различных источников, формируя общую картину мира. Обычно выделяют два пути формирования мировоззрения:
1. Стихийный – на основе житейского опыта, формируется под влиянием жизненных условий.
2. Осознанный – посредством планомерного образования или целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей и идеалов.
Мировоззрение человека можно разделить на две составляющие группы:
1. Мироощущение, которое включает в себя эмоциональное отношение человека к окружающему миру (убеждения, верования, настроения, стремления)
2. Миропонимание – интеллектуальное отношение (знания, умения, навыки, ценности, нормы и идеалы).
Не смотря на то, что мировоззрение человека индивидуально и каждый из нас обладает особенным мировоззрением, можно выделить его основные компоненты:
Ø знания;
Ø духовные ценности;
Ø принципы;
Ø идеалы;
Ø убеждения;
Ø идеи.
Обладает мировоззрение человека и рядом универсальных особенностей:
1. Оно всегда исторично, то есть тесно связано с переживаемыми обществом стадиями исторического развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество. Поэтому мировоззрение средневекового человека будет существенно отличаться от мировоззрения человека ХХ века. Идеалы, ценности и стереотипы прошлых эпох были несколько иными, нежели в наши дни.
2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм и разумный критицизм. В различную эпоху их роль в жизни общества будет различаться.
3. Мировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Можно выделить следующие типы мировоззрения:
1. Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей и представляет собой накопленный повседневный опыт.
2. Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основой этого мировоззрения является различные религиозные учения и соблюдение церковных культов.
3. Научное представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Говоря о мировоззрении необходимо назвать основные функции, которые оно выполняет в жизни человека:
1. Дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности (функция целеполагания).
2. Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей (организационная функция).
3. Вооружает людей методами познания и деятельности (познавательная функция).
4. Дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры (культурно-ценностная функция).
5. Помогает людям найти общий язык, договориться о совместных делах и проектах, мирно уживаться на общем пространстве (коммуникативная функция).
6. Позволяет человеку контролировать собственное поведение в обществе с учетом существующих традиций, норм, офычаем и системы права (регулятивная функция).
Мировоззрение человека представляет своеобразный сплав, который определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам. Понятие мировоззрение тесно связано с менталитет человека и народа.
|
|
Подводя итоги можно сказать, что внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое сугубо личностное явление.