Виды человеческого капитала

Человеческий капитал и его значение в современной экономике

Одним из важных направлений развития экономики в двадцать первом веке будет плавный переход к экономике инновационного развития, основой для которой будут стоять в приоритете знания, профессионализм сотрудников, творческий потенциал и инновации. Развитие инновационного общества первоначально зависит от инвестиций, вложенных в человеческий капитал.

«Человеческий капитал» – это сложная категория, состоящая из профессиональных знаний и потенциала человека (работника) или трудового коллектива, направленная на получение сверхприбыли и обеспечение процесса воспроизводства.

Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

Понятие человеческого капитала

Понятие человеческого капитала можно трактовать как особый капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека. Данная трактовка указывает на тот факт, что наличие человеческого капитала означает способность людей к участию в производстве.

Способность людей к участию в производстве определяет интерес к понятию человеческого капитала со стороны предприятий, так как эффективное использование человеческого капитала обеспечивает экономический рост, т.е. увеличение объема создаваемых полезностей, следовательно, повышается уровень хозяйственной деятельности предприятия. Понятие человеческого капитала определяется в рамках нескольких концепций, включая экономическую теорию, управление персоналом, которое в свою очередь, разграничивает управление человеческими ресурсами и управление человеческим капиталом. Таким образом, человеческий капитал проявляет себя непосредственно в качестве капитала и в виде особого ресурса. С точки зрения сущностного содержания природы человеческого капитала, данное понятие затрагивает широкий спектр категорий науки управления людьми.

Исследуя данный термин, мы исходили из основных концептуальных положений теории, основанной американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1979 г. Теодором Шульсом. Он обосновал свою идею о том, что человеческий капитал, как и любой вид капитала, должен подпитываться инвестициями, например, в образование и профессиональное обучение. Еще один американский экономист Гэри Стэнли Беккер развил концепцию человеческого капитала, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал, и сформулировал экономический подход к человеческому поведению. Благодаря активному развитию теории о человеческом капитале, вложения в работника стали рассматриваться как источник экономического роста.

По мнению Е.В. Филатовой, «человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного времени в целях производства товаров и услуг». Говоря об «энергии», входящей в состав человеческого капитала, автор, возможно, подразумевает физический капитал, который является самостоятельным экономическим показателем. Так, в трудах А.В. Шобанова, О.Н. Покусаева можно найти разграничения между этими понятиями.

Человеческий капитал подобен физическому, но при этом имеет явные отличия. Такой капитал представляет собой благо длительного пользования, но с ограниченным сроком службы. Истощение может происходить из-за потери профессиональных навыков. В связи с быстрым развитием технологий не все работники успевают повысить свои профессиональные навыки. Человеческий капитал, как и физический, является исчерпаемым ресурсом и требует особых расходов на «содержание». Его отличительной чертой является то, что устаревает он быстрее, чем физический капитал. Его ценность может расти и падать в зависимости от изменений в предложении взаимодополняющих производственных факторов и в спросе на их совместные продукты.

Виды человеческого капитала

Человеческий капитал классифицируют по разным критериям:

1. По степени ограниченности применения человеческого капитала подразделяется:

• на общий − это знания и навыки безотносительно того, где

они были получены, они могут быть использованы и на других рабочих местах;

• специальный − это знания и навыки, не отделимые от места

получения.

2. По элементам затрат:

• капитал образования;

• капитал здоровья;

• информационный капитал;

3. По формам воплощения:

• живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощённое в человеке;

• неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в

физических, материальных формах;

• институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

4. По отношению к процессу воспроизводства:

• потребительский;

• производственный;

• интеллектуальный.

5. По основным формам формирования и накопления:

• капитал здоровья − физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, период активной трудовой деятельности необходимы в каждой профессии.

• трудовой капитал − чем сложнее труд, тем более высоки требования к квалификации, навыкам и опыту.

• интеллектуальный капитал − интеллектуальная, творческая

деятельность; является пока уникальным атрибутом человеческого

ума, изобретательности, смекалки. Продукт интеллектуальной деятельности патентуется и закрепляется авторским правом как исключительная собственность автора, которому принадлежит право определения направлений и форм ее экономического использования. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в хозяйственный

оборот как нематериальные активы предприятий и увеличивают доходы фирмы и собственников данных активов;

• организационно-предпринимательский капитал − способности к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость и решительность, организаторские таланты, владение коммерческими

секретами;

• культурно-нравственный капитал − деловая этика, порядочность, нравственность, приверженность образцам поведения, законопослушность и т. д.

6. Обобщенный подход:

• биологический человеческий капитал − ценностный уровень

физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень

здоровья населения. Биологический человеческий капитал состоит из

двух частей: одна часть является наследственной, другая − благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ

этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть

необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к

строго ограниченному развитию биологического капитала работника.

Ее главное предназначение − увеличивать период активной жизнедеятельности индивида;

• культурный человеческий капитал − совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и

узаконивают обладание статусом и властью. Культурный капитал −

это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме

знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал),

морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал),

символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).

7. По уровням и собственности:

Индивидуальный человеческий капитал (микроуровень):

• капитал здоровья;

• культурно-нравственный;

• трудовой;

• интеллектуальный;

• организационный;

• предпринимательский;

Человеческий капитал фирмы (мезоуровень):

• признанные активы индивидуального человеческого капитала;

• фирменные нематериальные активы;

• организационный капитал;

• структурный капитал;

• бренд-капитал;

• социальный капитал;

Национальный человеческий капитал (макроуровень):

• социальный;

• политический;

• национальный интеллектуальный приоритет;

• природный потенциал.

Заключение

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки

и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий

капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в

трудовом процессе.

Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала

встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование

пришлось на 50 — 60-е годы прошлого столетия. Видные представители

школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и

др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков

обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату,

эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в

человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными.

В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение

сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и

оборудование.

Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%

Список литературы

1. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2000, №8.

2. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2000, №4, С.21-35.

3.Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.

4.Дятлов С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. - СПб.: СПбУЭФ,1995.

5.Калабихина И.Е. Гендерный фактор воспроизводства человеческого капитала // Вестник МГУ. - 1998. - Сер. 6. Экономика. - № 5.

6.Корицикий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. – СибУПК, 1999.

7.Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2005. – 104 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: