Инновационное предпринимательство в России

В России система поддержки инновационного предпринимательства только формируется. К основным элементам инфраструктуры этой поддержки можно отнести следующее:

1. Информационное обеспечение, которое должно включать сведения о федеральном и региональном законодательстве, административных распоряжениях в сфере инновационного предпринимательства, условиях его развития, рынках сбыта продукции, конкурирующих предприятиях, возможностях снабжения сырьем, топливом, энергией, оборудованием, наличии производственных помещений, квалифицированных кадров. Должно быть обеспечено предоставление информации о потенциальных инвесторах и инвестиционных проектах, обо всех сегментах финансового, инвестиционного рынка, рынка ценных бумаг и т.д. Необходимо создавать доступные для потенциальных инвесторов банки данных, информировать их о новых инновационных (венчурных) проектах, создавая конкурентную среду на рынке капиталов.

2. Создание развитой сети коммуникаций для предпринимательства и консалтинговых фирм, помогающих инвесторам выбирать объекты инвестирования и влияющих на инвестиционные потоки.

3. Создание центров менеджмента и маркетинга, осуществляющих обучение и подготовку предпринимательских кадров по всему комплексу необходимых в инновационном предпринимательстве дисциплин и специальностей.

4. Формирование бизнес-инновационных центров, технопарковых и инкубационных структур, которые предоставляют инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для проведения НИР, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и другие услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

Кроме того, для развития инновационного предпринимательства государству необходимо обеспечить решение следующих задач:

1. Планирование отраслевой, функциональной, территориальной инфраструктуры развития инновационной деятельности.

2. Организация и ведение федерального реестра по учету заявок на поддержку инновационных (венчурных) проектов.

3. Реализация госзаказа на поддержку инновационной деятельности путем подготовки и заключения взаимосвязанных договоров и многосторонних государственных контрактов.

4. Совершенствование федеральной контрактной системы по части селективного управления господдержкой.

5. Содействие развитию инновационных предприятий и конверсии оборонных предприятий, а также повышение научно-технического уровня производства.

6. Содействие кооперированию инновационных предприятий.

7. Поддержка инновационных предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности.

8. Формирование социальной сферы инновационных предприятий.

9. Поддержка инновационных предприятий в улучшении экологической обстановки.

10.Проведение государственной налоговой политики поддержки инновационного предпринимательства.

В настоящее время в России функционирует несколько организаций и программ, призванных обеспечивать развитие инновационного предпринимательства. Так, специально для осуществления инвестиционной поддержки венчурных компаний создан Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд «Содействие»). В фонд «Содействие» направляется 1% бюджетных средств, выделяемых государством на науку. Главной формой работы фонда «Содействие» является поддержка проектов развития малых и средних предприятий в области передовых наукоемких технологий. Поддержка таких предприятий осуществляется на конкурсной основе, а финансирование – на возвратной основе с платой за обслуживание кредита сроком на один год. В настоящее время основными направлениями работы фонда являются:

– инвестиционная поддержка конкретных инновационных проектов и производств. На эти цели уходит приблизительно 80% финансовых ресурсов фонда;

– содействие развитию инвестиционной инфраструктуры инновационной деятельности малых и средних предприятий. Около 10% средств фонд направляет на создание новых и поддержку уже действующих бизнес-инновационных

центров;

– поддержка образовательных проектов, имеющих цель – подготовку и переподготовку кадров, работающих в инновационной сфере деятельности.

– лизинг оборудования для малых и средних инновационных фирм и развитие сотрудничества с коммерческими банками в рамках создания гарантийных механизмов для предоставления кредитов этим фирмам.

Государство должно учитывать риск вложений в инфраструктуру поддержки инновационного предпринимательства и их продолжительный характер, и освободить от налога на прибыль ту часть капитала, которая инвестируется в венчурные компании и фонды, снизить ставки налога на получаемые инвесторами дивиденды на вложенный при этом капитал, а также разрешить создание резервов из необлагаемой налогом прибыли.

Согласно стратегии инновационного развития РФ, к 2020 году количество инновационных предприятий в промышленности должно увеличиться в четыре-пять раз относительно нынешних 9,5 %. Общие расходы на инновацию также должны вырасти к этому сроку в два раза с нынешних 1,8 % ВВП. В России система поддержки инновационного предпринимательства только формируется. К основным элементам инфраструктуры этой поддержки можно отнести следующее: 

1. Информационное обеспечение, которое должно включать сведения о федеральном и региональном законодательстве, административных распоряжениях в сфере инновационного предпринимательства, условиях его развития, рынках сбыта продукции, конкурирующих предприятиях, возможностях снабжения сырьем, топливом, энергией, оборудованием, наличии производственных помещений, квалифицированных кадров. 

2. Создание развитой сети коммуникаций для предпринимательства и консалтинговых фирм, помогающих инвесторам выбирать объекты инвестирования и влияющих на инвестиционные потоки.

3. Создание центров менеджмента и маркетинга, осуществляющих обучение и подготовку предпринимательских кадров по всему комплексу необходимых в инновационном предпринимательстве дисциплин и специальностей. 

4. Формирование бизнес-инновационных центров, технопарковых и инкубационных структур, которые предоставляют инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для проведения НИР, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и другие услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.     

Ключевая задача инновационного развития, сопоставимая по важности и масштабности с суммой всех остальных — создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря — компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. «Инновационный человек» — широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, — активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом. Важную роль в этом должна иметь система образования на всех своих этапах.

 Можно сделать вывод, что России нужна продуманная инновационная политика государства, направленная на создание полной инновационной инфраструктуры, которая позволит успешно функционировать инновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для венчурного инвестирования.

 

Заключение

России нужна агрессивная инновационная политика государства, направленная на создание полной инновационной инфраструктуры, которая позволит успешно функционировать инновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для венчурного инвестирования. Реализация инновационной политики потребует ускорения реструктуризации предприятий, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики, а также стимулирования их деятельности по повышению эффективности производства. Необходима правовая база для повышения эффективности управления объектами федеральной собственности и государственными пакетами акций, обеспечивающая при этом соблюдение государственных интересов в инновационном развитии, расширение возможностей государства по управлению находящимися в его собственности предприятиями. В сфере малого предпринимательства деятельность государства должна быть направлена на активизацию использования возможностей малого предпринимательства в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий в тех отраслях, где идет процесс развития кооперационного взаимодействия крупного производства с малыми предприятиями. Это позволит оживить инновационную деятельность малых предприятий и обеспечить положительную динамику по таким показателям как занятость населения, объем продукции и услуг (рост составит 3-5% в год), инвестиции в основной капитал малых предприятий (увеличение до 5% в год), что в результате повлияет на увеличение выпуска отечественной инновационной продукции.

 

 

 

Список литературы

1. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. - СПб, СПбГУ, 2004.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года; 

3. И. Р. Бугаян, Н. В. Каймачникова. Инновационное предпринимательство в России // «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление». — 2012, № 2;

4. ru.wikipedia.org

5. Горфинкель В.Я. Инновационное предпринимательство. Учебник для вузов /Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г., Базилевич А.И. – Москва: Юрайт-Издат, 2013. – 523 с,

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: