Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года

Физическое развитие у детей

Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним.Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. сНаиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза.

 

В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.  э Характеристика коридоров центильной шкалы

Область или «коридор» Характеристика области Встречаемость, тактика врача
№ 1 Область «очень низких величин» (до 3 центиля) Не более 3 % здоровых детей, показано специальное консультирование, обследование
№ 2 Область «низких величин» (от 3 до 10 центиля) 7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование
№ 3 Область «величин ниже среднего» (от 10 до 25 центиля) 15 % здоровых детей
№ 4 Область «средних величин» (от 25 до 75 центиля) 50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерна для данной возрастно – половой группы
№ 5 Область «величин выше среднего» (от 75 до 90 центиля) 15 % здоровых детей
№ 6 Область «величин высоких» (от 90 до 97 центиля) 7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование
№ 7 Область «очень высоких величин» (от 97 центиля) Не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологических изменений достаточно высока, показано специальное консультирование, обследование

 

Определение соматотипа

проводится согласно сумме коридоров (длинна тела+Окр груди+масса тела).

3 соматотипа:

1. микросоматический — ФР ниже среднего (сумма до 10)

2. мезосоматический — ФР среднее (сумма от 11 до 15)

3. макросоматический — ФР выше среднего (от 16 до 21)

Определение гармоничности

1. Гармоничное — если разность коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1.

2. Дисгармоничное — разность 2.

3. Резко дисгармоничное — превышает 3.

Например:

Девочка Е., 7 лет. Рост -127 см — коридор 4, Масса тела — 27 кг — 4 коридор, Окр груди — 60 см — 4 коридор, их сумма равна 12 — макросоматический соматотип. Гармоничное развитие.

Оценка массы тела

Если в 3-5 коридор — норма. 1 и 2 коридор — дефицит массы. 6 и 7 коридор — избыток массы.

Заключение по центильным таблицам разберем на нашем примере:

Девочка е., дата измерения: 01.01.2017г. Возраст 7 лет. Рост — 127см(4), Масса тела — 27 кг(4), Окр груди — 60 см(4), Окр головы- 54см(4).
Мезосоматический тип, с нормальной массой, гармоничное развитие.


Эмпирические формулы и таблицы

Масса доношенного новорожденного ребенка — 2700-4000 г, длина — 46-56 см, окружность головы — 34-36см, окружность груди — 32-34 см.

В первые 4 дня происходит физиологическая потеря массы тела, в норме не превышает 6% от массы при рождении, происходит за счет преобладания катаболических процессов, дефицита жидкости, потерь воды с дыханием, через кожу, с меконием, мочой. К 7 дню происходит восстановление потерянной массы.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей первого года жизни

Окружность головы: в 6 месяцев составляет 43 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 1,5см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Окружность груди: в 6 месяцев составляет 45 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 2см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года

Длина тела от 1 до 10 лет:

· Длина тела ребенка 4 лет — 100 см.

· На каждый год до 4 лет по формуле 100 — 8(4-n)

· Длина тела свыше 4 лет то 100 + 6(n — 4)

Длина тела от 11 до 15 лет:

· Длина тела ребенка в 8 лет — 130 см.

· На каждый год до 8 лет вычитается по 7 см.

· На каждый год свыше 68 лет прибавляется по 5 см.

Масса тела от 2 до 11 лет:

· 10,5 + 2 (n -1), где 10,5 кг средняя масса ребенка в 1 год.

· Масса тела в 5 лет — 19 кг.

· На каждый год до 5 лет вычитается по 2 кг.

· На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 3 кг.

Масса тела от 12 до 15 лет: 5n — 20

Окружность груди от 2 до 15 лет:

· В 10 лет — 63 см.

· До 10 лет: 63 — 1,5 (10-n)

· Старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10)

Окружность головы от 2 до 15 лет:

· в 5 лет — 50 см

· на каждый год до 5 лет вычитаем по 1 см

· на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: