В этом разделе Вы должны собрать информацию, связанную с правовым обеспечением хозяйственной деятельности предприятия, и обосновать выбор его организационно-правовой формы. В связи с этим в юридическом плане Вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какой юридический статус наиболее подходит для Вашего вида деятельности? Обоснуйте свой выбор.
2. Рассматривается ли возможность изменения формы предприятия в будущем?
3. Какие разрешения необходимо получить для осуществления Вашей деятельности: лицензию, разрешение на торговлю, сертификат соответствия, гигиеническое заключение, согласования инспекций - опишите порядок их получения и обоснуйте ориентировочный размер затрат?
4. Какие начальные затраты потребуются для регистрации предприятия?
5. Каким образом будут оформлять сделки с поставщиками и потребителями, а также трудовые отношения (если будет привлекаться наемный персонал)?
Организационный план
При подготовке этого раздела бизнес-плана необходимо проработать следующие вопросы:
1. Сведения о руководящем составе предприятия, распределение обязанностей и ответственности
2. Опыт работы в данной области бизнеса
3. Источники профессиональной поддержки
Распределение обязанностей и ответственности
Бывает, что на начальном этапе, глава фирмы сосредотачивает в своих руках все управленческие функции: бухгалтерский учет и ведение финансов, руководство снабжением и сбытом, контроль за ценами и рекламной деятельностью. Но по мере роста фирмы одному человеку за всем уследить сложно и Вам потребуется помощь в управлении фирмой, тогда надо определить какие именно специалисты Вам потребуются для успешного ведения дела. Для удобства можно нарисовать схему, где четко прописано, кто и что делает, кто перед кем отчитывается, кто принимает окончательное решение.
Опыт в данной области бизнеса
В данной части бизнес-плана необходимо описать Ваш опыт работы именно в той области, в которой Вы намерены его применить. Причем речь идет и об опыте хозяйственной деятельности, и об опыте работы руководителем. Не забывайте про опыт, которой Вы получили, будучи руководителем или организатором общественных мероприятий.
Источники профессиональной поддержки
Любое предприятие, вне зависимости от того, чем оно занимается и каковы его размеры, должно прибегнуть к услугам бухгалтера, юриста, банка, страховой компании и т.д.
Лучше заранее навести справки, выбрать лучшее из того, что Вам по средствам, установить контакты и включить себя в число потенциальных клиентов этих организаций. Опишите, как Вы будете действовать в этом направлении?
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
В этом разделе Вам потребуется свести воедино финансовую информацию, которую Вы подготовили в предыдущих разделах. Финансовый план может определить, когда и сколько средств Вам понадобится для создания и развития прибыльного предприятия.
Определение источников финансирования
В этом разделе Вам необходимо дать подробные пояснения об источниках финансирования проекта создания Вашего предприятия – государственные субсидии, привлечение личных средств (инвестиций), банковский кредит, лизинг или что-то иное. Условия, касающиеся привлечения источников финансирования, определяются Вами самостоятельно.
Общие параметры избранного варианта финансирования следует отразить в следующей таблице:
Форма представления информации об используемых источниках финансирования проекта
№ | Наименование источника | Сумма, в руб. |
1. | Государственные субсидии | |
2. | Личные средства: • Денежные • Оборудование | |
3. | Заемные средства | |
4. | Кредит финансовых учреждений: • Залоговый • Беззалоговый | |
5. | Иные источники финансирования | |
ИТОГО источников: |
7.2. Смета затрат до получения первых поступлений от реализации
Информация, предоставляемая в этом подразделе бизнес-плана, необходима для обоснования привлечения дополнительных финансовых средств. Желательно подтвердить сведения об основных ожидаемых расходах копиями соглашений о намерениях, об аренде, о покупке оборудования и т.д. Копии этих документов целесообразно включить в состав приложений. Расчет сметы затрат до получения первых поступлений от реализации следует свести в отдельную таблицу:
Форма представления сметы затрат до получения первых поступлений от реализации продукции
№ | Статьи затрат | Сумма |
1. | Затраты, связанные с регистрацией предприятия, всего: | |
1.1. | Госпошлина за регистрацию | |
1.2. | Регистрация в органах статистики | |
1.3. | Изготовление печати, штампа | |
1.4. | Открытие банковского счета | |
1.5. | Нотариальные услуги | |
1.6. | Формирование уставного капитала (для юридических лиц) | |
1.7. | Оплата патента или лицензии | |
2. | Организационно-техническая подготовка, всего: | |
2.1. | Выполнение проекта | |
2.2. | Оплата услуг инспекций | |
2.3. | Оплата курсов для получения лицензии | |
2.4. | Оплата сертификации товаров и услуг | |
2.5. | Оплата за аренду помещения | |
2.6. | Реконструкция и ремонт помещения | |
2.7. | Приобретение основного оборудования | |
2.8. | Приобретение инструмента и хозяйственных принадлежностей | |
2.9. | Транспортные расходы | |
2.10. | Приобретение сырья и материалов | |
2.11. | Средства на личное потребление в организационный период | |
2.12. | Зарплата персонала до получения дохода | |
2.13. | Начисления на зарплату персонала | |
2.14. | Расходы на рекламу | |
2.15. | Приобретение канцелярских товаров | |
2.16. | Непредвиденные расходы | |
ИТОГО: |
Пояснения: При заполнении п.1 сметы необходимо узнать величину затрат по отдельным статьям. Рассчитывая пункт 1.6., следует иметь в виду, что формирование уставного капитала может производиться как в виде денежных взносов, так и виде оборудования учредителей и нематериальных активов, если они будут использоваться на производственные цели. Под нематериальными активами понимаются права на здания, права на технологию, патенты, лицензии, программные продукты.
Рабочий график первого этапа реализации проекта
Цель составления рабочего графика - согласование сроков, размеров финансирования и затрат на этапе создания бизнеса.