Математическое:
Математическое обеспечение состоит из совокупности математических методов, моделей, типовых алгоритмов, направленных на достижение целей и реализацию задач ИС:
· средства моделирования процессов управления;
· типовые задачи управления;
· методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
Программное:
Средства программного обеспечения (ПО) включают:
· общесистемное ПО – это комплекс программ, предназначенный для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
· специальное ПО - совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Техническое обеспечение ИС
Техническое обеспечение (ТО) ИС – это совокупность комплекса технических средств (КТС), обеспечивающих работу ИС, а также соответствующей документации на эти средства и на технологические процессы.
В КТС входят:
· компьютеры любых моделей (рабочие станции, ПК, серверы) - центральное звено обработки информации;
· периферийные технические средства, обеспечивающие ввод и вывод информации;
· сетевые коммуникации (компьютерные сети и телекоммуникационное оборудование) для передачи информации;
· средства связи и оргтехники.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Ее можно условно разделить на три группы:
· общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
· специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
· нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Совокупность КТС, ПО и организация БД определяют информационно-технологическую архитектуру (ИТА) ИС.
Различают типы ИТА:
1) централизованная – предполагает хранение и обработку данных на центральном компьютере. Недостатки: ограничение на рост объемов данных, высокий уровень риска неработоспособности ИС;
2) система телеобработки данных – является наиболее дешевым способом организации одновременной работы большого числа пользователей при использовании мощного центрального компьютера, при этом высокопроизводительные каналы телекоммуникации позволяют не зависеть от места обработки или хранения данных;
3) многомашинный комплекс – интегрирует вычислительные ресурсы (внешнюю памяти, процессоры) нескольких компьютеров, расположенных в непосредственной близости друг от друга, в один «объединенный компьютер», что обеспечивает возможность эффективного выполнения сложных вычислений, повышение надежности ИС, рост объемов хранимых данных, но сохраняет централизованный характер хранения и обработки данных
4) телекоммуникационная – наиболее распространенный вариант построения системы обработки данных для крупных ИС на базе компьютерных сетей.
Лингвистическое обеспечение ИС
Лингвистическое обеспечение (ЛО) – это совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИС, а также правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Именно этот вид обеспечения ИС «отвечает» за эргономичность интерфейса пользователя с ИС.
Обычно языковые средства ЛО включают:
1) традиционные языки – естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования;
2) языки диалога с компьютером:
· информационно-поисковые (языки запросов и отчетов, реализующие человеко-машинное взаимодействие);
· языки СУБД (специальные языки определения и управления данными, обеспечивающие адекватность внутреннего представления и согласование внутреннего и внешнего представлений);
· языки операционных средств;
· входные языки ППП.
Организационное обеспечение ИС
Организационное обеспечение (ОО) – это совокупность методов и средств управления производством в условиях внедрения ИС.
Целью ОО является: выбор и постановка задач управления; анализ системы управления и путей ее совершенствования; разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала; внедрение задач управления.
Для реализации цели ОО включает:
1) важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС, типовые проектные решения)
2) совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые ППП)
3) техническую документацию, получаемую в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование, техническое задание)
4) организационно-штатное расписание, определяющее, в частности, состав специалистов по функциональным подсистемам управления.