Всероссийский конкурс
«Лучшие практики популяризации здорового образа жизни на территории Российской Федерации»
Номинация:
Лучшие физруки ЗОЖ - «Лучший учитель физкультуры, реализующий проекты по развитию здорового образа жизни для школьников»
Автор работы:
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ №18 г. Новороссийска
Карнаух Светлана Владимировна
Тел.8(988)6685065
эл.почта:svetlanakar-66@mail.ru
Адрес школы:
Краснодарский край, г. Новороссийск,
ул. Мефодиевская, 15; nssсhool18@rambler.ru
г. Новороссийск, 2020 г.
Умеренно и своевременно занимающийся
физическими упражнениями человек не
нуждается занимающийся ни в каком
|
|
лечении, направленном на устранение
болезни.
Авиценна
«Чтобы сделать ребенка умным и
рассудительным -сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Вопрос о здоровье актуален и современен во все времена. Во все времена, нации нужны не только образованные, воспитанные, культурные люди, но нужны люди здоровые. Ведь только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать искусством, удивлять в спорте и защищать нашу жизнь, если будет нужно,
Не только для учителя, но и для родителей, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в школьных дисциплинах. Главной задачей школы является обучение детей основам наук. Однако, в свете нынешнего состояния здоровья нации, считаю, задачей, равнозначной обучению наукам, должно быть обучение здоровому образу жизни, привитие навыков владения своим телом.
От правильной организации двигательного режима, зависят здоровье и работоспособность обучающихся. Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности. Умело организованная и мотивированная двигательная активность вполне может перерасти в физическую активность.
|
|
Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни.
Главное для меня, как учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни.
Для этого я делаю следующее:
1) систематически провожу беседы о том, что нужно делать и как для сохранения и укрепления здоровья;
2) стараюсь привить интерес к физической культуре, проводя разные уроки (урок-путешествие, урок-игра);
3) также, учу самостоятельно выполнять различные физические упражнения для развития физических способностей и укрепления здоровья учащегося;
4) воспитываю потребность в движении как образе жизни,
5) формирую у детей и родителей понятие здорового образа жизни и желание его вести через беседы среди учеников и их родителей.
В нашей школе сложилась определённая система физкультурно-оздоровительной работы. Она включает в себя следующие направления:
• физкультминутки на уроках, динамические паузы;
• работу спортивных секций, кружков; (волейбол, карате, шахматы, настольный теннис, бокс);
• подготовка и проведение разнообразных спортивных соревнований, праздников, состязаний, конкурсов, Дней здоровья;
• проведение теоретических уроков по физической культуре, смысл которых заключается в том, чтобы создать у учащихся целостное представление о физической культуре как виде общей культуры общества, позволяющий выработать устойчивый интерес у обучающихся к двигательной деятельности;
• пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;
На уроках физической культуры, решается, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Основное внимание уделяется развитию двигательных качеств: координационных, скоростных способностей и выносливости, силы, гибкости, ловкости, а также воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, честность, смелость.
Уроки проводятся в спортивном зале, а при благоприятных погодных условиях - на открытом воздухе, т.к. закаливание играет важную роль в профилактике простудных заболеваний. Систематические занятия на воздухе снижают число простудных заболеваний, повышают тонус, нормализуют обмен веществ.
«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский. Поэтому важнейшая цель в моей работе – всестороннее развитие личности. На уроках нельзя подавлять индивидуальные способности учащихся. Необходимо помогать каждому ученику развиваться творчески.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:
• Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
• Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
• Система школьного самоуправления;
• Развитие системы внеурочной занятости детей.
здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Сколько бы мы ни учили ребенка элементам игры на уроках, он никогда не научится, если не будет участвовать в соревнованиях.
|
|
Такие дети, как правило, стесняются играть, а это сохраняется надолго и после окончания школы. Дети, участвующие в соревнованиях, значительно лучше разбираются в правилах и тонкостях игры, более уверенно чувствуют себя на площадке и, что очень важно, при любой возможности стремятся играть. Они серьёзней относятся к изучению на уроках техники и тактики игры.
Поэтому соревнования – необходимый и обязательный элемент учебного процесса. Участие в них должно поощряться оценками независимо от занятых мест. Вместе с тем надо учитывать, что соревнования школьников должны коренным образом отличаться от соревнований взрослых.
Главная цель школьных соревнований – обучение и развитие физических качеств, а не определение лучших и худших. Поэтому они должны логически продолжать и дополнять учебный процесс, увеличивая время на освоение и совершенствование изучаемых на уроках действий и упражнений. Они должны увязываться с учебной программой и входить в систему школьных соревнований, рассчитанную на весь учебный год. Детей необходимо учить играть и участвовать в соревнованиях. Как минимум 80% всех соревнований должны проводиться внутри школы с большим вниманием к каждому ученику.
К участию в соревнованиях надо привлекать максимально возможное количество школьников, начиная с соревнований внутри классов. Если невозможно провести их по основным правилам, то используются упрощенные, с меньшим количеством участников в командах. Либо каждый класс выставляет несколько команд, и соревнования проводятся в параллели или между ними.
Проведение дней здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей стало традицией в системе воспитания здорового образа жизни. В каждой параллели периодически проводятся такие соревнования: «День бегуна»; «Военно-спортивные эстафеты»; «Мама, папа, я – спортивная семья»; «Зарница»; «День бегуна»; «Весёлые старты»; первенства школы по пионерболу, волейболу, футболу, баскетболу.
|
|
План
физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий
на 2019-2020 учебный год
№ | Мероприятие | Дата | Класс |
1 | Фигурное катание на роликах | сентябрь | 2 - 4 |
2 | Фигурное вождение на велосипеде | сентябрь | 2 - 5 |
3 | Соревнования по футболу | сентябрь | 5 - 6,7 - 8, 9 - 11 |
4 | Соревнования по пионерболу | октябрь | 4, 5 - 6 |
5 | Самый меткий (броски мяча в кольцо) | октябрь | 4, 5 - 6 |
6 | «Путешествие в осеннюю лесную сказку» | октябрь | 1-4 |
7 | Соревнования по бадминтону | ноябрь | 5 - 6,7 - 8 |
8 | Дартс | ноябрь | 4, 6 -7 |
9 | Веселые старты | ноябрь | 1 - 4, |
10 | «Быстрее! Выше! Сильнее» Соревнования по ОФП | декабрь | 5 - 6, 7 - 8, |
11 | Соревнования по настольному теннису | декабрь | 7 - 8, 9 - 11 |
12 | «Космическое путешествие» спортивное мероприятие по спортивным играм | январь | 1-4 |
13 | «В поисках клада» театрализованное мероприятие | январь | 5-6, 7-8 |
14 | «Спортивный светофор» | февраль | 1-4 |
15 | Военно-спортивная игра «Курс молодого бойца» | февраль | 1-4 |
16 | «Вперед, мальчишки» | февраль | 5,6,7 |
17 | «А, ну-ка, девочки!» | март | 5,6,7 |
18 | «А, ну-ка, девушки!» | март | 8,9,10-11 |
19 | «Путешествие в космос» театрализованное мероприятие | апрель | 1-2 3-4 |
20 | Кросс «Самый быстрый» | апрель | 5,6,7, 8,9,10-11 |
21 | Соревнования по ориентированию | апрель | 4,5-6, 7-8 |
22 | Фигурное катание на роликах | май | 2 - 4 |
23 | Фигурное вождение на велосипеде | май | 2 - 5 |
24 | Комические эстафеты | май | 1-4,5-7 |
25 | Туристические походы | май | 1 - 11 |
Обучающиеся школы принимают участие во всех муниципальных соревнованиях по различным видам спорта. Следует отметить, что ребята ежегодно становятся победителями, а также завоевывают призовые места.
В течение пяти лет команды школы (мини - футбол, гандбол принимают участие в зональных соревнованиях Всекубанской спартакиады «Спортивные надежды Кубани», становясь призером.
Оценивая достижения учащихся, стараюсь ориентироваться на индивидуальные темпы развития двигательных навыков. Личностно-индивидуальный подход, применяемый при контроле и оценке учащихся, направлен на стимулирование стремления детей к совершенствованию и повышению активности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Стараюсь убеждать учащихся в том, что совместные тренировки, соревнования с соперниками обязательно обогащают опытом человеческого общения, учат лучше понимать друг друга.
Теоретические уроки физической культуры, которые проводятся в холодное время года всегда разнообразны: конкурс рисунков, просмотр и обсуждение мультфильмов (начальная школа) и фильмов о спортсменах, о видах спорт, о развитии физической культуры и спорта, о ВФСК ГТО. Также обучающиеся играли в шашки и шахматы, готовили презентации по истории развития разных видов спорта, участвовали в викторинах и т.д. Одним из новых видов деятельности - была проектная, в процессе которой обучающиеся рисовали, применяли пластилин, клей, бумагу и другие средства для «стройки и оборудования» спортивных залов, площадок и стадионов.
Еще один из видов деятельности по данной теме – проведение конкурса чтецов на тему «Физическая культура и спорт», «ЗОЖ».
Учебная работа по физической культуре является важнейшей частью в плане укрепления здоровья, и поскольку здоровье – понятие комплексное, необходимо переходить от акцента на физическую подготовку к воспитанию привычек здорового быта средствами и методами физической культуры.
В летний период на школьной спортивной площадке провожу много разных мероприятий. Вот один из планов проведения мероприятий:
Дата | Мероприятие | Оборудование Инвентарь |
1.06 | Комические эстафеты | Мячи, надувные шары, мешки, скакалки, картон, тоннель, воланы, ракетки |
3.06 | Самый быстрый | Эстафетные палочки, рулетка, секундомер |
4.06 | Фигурное катание на велосипеде | Фишки, велосипеды |
5.06 | Самый сильный | Перекладина |
6.06 | Соревнования по футболу | Футбольный мяч |
7.07 | Соревнования по дартсу | Дартс |
10.06 | Эстафеты | Мячи, скакалки, кубики, кегли, |
11.06 | Соревнования по боулингу | Кегли, мячи |
13.06 | Соревнования по стритболу | Баскетбольные мячи |
14.06 | Фигурное катание на роликах | Фишки, ролики |
17.06 | Самый меткий | Мячи для метания |
18.06 | Соревнования по гандболу | Гандбольный мяч |
19.06 | Соревнования по скейтборду | Скейты, фишки |
20.06 | Ориентирование | Карта школьного двора, контрольные посты |
21.06 | Соревнования по бадминтону | Воланы, ракетки |
24.06 | Веселые старты | Мячи, надувные шары, мешки, скакалки, картон, тоннель, воланы, ракетки |
25.06 | Соревнования по броскам в баскетбольное кольцо | Баскетбольные мячи |
26.06 | День прыгуна | Скакалки, рулетка |
27.06 | Соревнования по ОФП | Рулетка, секундомер |
28.06 | Соревнования по баскетболу | Баскетбольные мячи |
Я считаю, что вовлечение в различные формы занятий физической культуры основной массы учащихся и педагогов окажет самое плодотворное влияние на их здоровье.
Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.
Внеклассное мероприятие: «А, ну-ка, девочки!»
Дата проведения: 06.03.2020 г.
Класс: 4а, 4б, 4в классы
Количество участников: 32 учащихся
Учитель: Карнаух Светлана Владимировна
Цели:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом
- воспитание коллективизма, умение работать в команде
- развитие физических качеств
Внеклассное мероприятие «Развиваем прыгучесть»
Дата проведения: 14.03.2020 г.
Класс: 10
Количество участников: 18 учащихся
Учителя: Карнаух Светлана Владимировна
Цели:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом
- развитие познавательных интересов
- привитие любви к спорту
Внеклассное мероприятие: «Веселые старты
Дата проведения: 16.03.2020 г.
Класс: 4 классы
Количество участников: 30 учащихся
Учитель: Карнаух Светлана Владимировна
Цели:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом
- воспитание коллективизма, умение работать в команде
- развитие физических качеств
Внеклассное мероприятие: «Спортивный муравейник»
Дата проведения: 10.01.2020 г.
Класс: 5-6 классы
Количество участников: 18 учащихся
Учитель: Карнаух Светлана Владимировна
Цели:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом
- воспитание коллективизма, умение работать в команде
- развитие физических качеств
Внеклассное мероприятие «Городские соревнования по волейболу»
Дата проведения: 18.01.2020 г.
Класс: команда юношей (5-6 класс)
Количество участников: 14 учащихся
Учителя: Карнаух Светлана Владимировна
Цели:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом
- развитие физических качеств
- привитие любви к волейболу
1 место в городских соревнованиях
Внеклассное мероприятие: «Соревнования по волейболу,
приуроченные Дню борьбы со СПИДом»»»