В научной литературе достаточно часто понятия тестовый контроль, тестирование, педагогическое тестирование, тесты используются как синонимичные, обозначая сущность контроля усвоения материала обучающимися. Рассмотрим ряд таких определений.
Тестовый контроль результатов обучения - это форма измерения знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов, включающая в себя подготовку качественных тестов, затем проведение тестового контроля знаний и последующую обработку результатов.
Педагогическое тестирование - это форма контроля знаний обучающихся, основанное на применении педагогических тестов.
По словарю, тест - это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально - психологических различий [18].
Тест - это набор стандартизированных заданий по определенному материалу. По результатам выполнения этих заданий можно объективно оценить структуру и качество обучения, измерить уровень подготовленности обучающихся. Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности [17].
|
|
Преимущества тестового контроля перед традиционными формами и методами контроля:
а) тестирование представляет собой более качественный метод контроля результатов обучения, так как процедура проведения тестирования строго стандартизирована;
б) тестирование - более объективный метод контроля знаний, так как обучающиеся находятся в равных условиях, как в период тестирования, так и в процессе оценки, вследствие чего возможный субъективизм преподавателя практически исключен;
в) тестовый контроль дает возможность проверить знания по всем темам курса, что позволяет исключить элемент случайности при проверки знаний с помощью билетов;
г) при помощи тестирования можно установить уровень знаний обучающегося по предмету в целом, а также по отдельным его разделам;
д) тестирование более эффективно в плане рационального использования времени, так как на проведение тестирования и обработки результатов обучения в группе из 40 человек занимает полтора - два часа, а устный или письменный экзамен - не менее четырёх часов;
е) тестирование дает возможность для быстрого установления обратной связи с обучающимися и т.д. [14]
К задачам тестового контроля результатов обучения относят: развитие интереса обучающихся к дисциплинам, по которым предполагается тестирование; активизацию самостоятельной работы обучающихся во время подготовки к тестированию; воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки; выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым дисциплинам; определение уровня усвоения материала обучающимися; оценку индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширение диапазона контрольно-измерительных материалов, корректировку методики обучения.
|
|
Тестовый контроль в педагогике выполняет следующие важные функции:
а) диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося. Это основополагающая функция тестового контроля;
б) обучающая функция тестирования состоит в мотивировании обучающегося к повышению уровня образованности, развитию и совершенствованию умственного труда, стимулируется самостоятельность студентов, развиваются их познавательные интересы. Для усиления обучающей функции тестирования используются дополнительные меры стимулирования, например, раздача преподавателем ориентировочного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста;
в) воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить недостаточно усвоенный материал и закрепить его.
Благополучная реализация вышеперечисленных функций во многом определяет плодотворность всего процесса обучения.
По методологии интерпретации (В.С. Аванесов) тесты подразделяются на следующие виды:
а) нормативно-ориентированный тест - позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом;
б) критериально-ориентированный тест - предназначен для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости обучающихся, вовремя определять недостатки в подготовке.
По степени однозначности задач тесты делятся на следующие виды:
а) гомогенный тест - представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; это своего рода система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовки обучающихся по одной учебной дисциплине. Тесты этого вида распространены больше других. В педагогике они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу объемной учебной дисциплины.
б) гетерогенный тест - основывается на содержании нескольких учебных предметов. Этот вид тестирования обучающихся является междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких предметов.
По форме предъявления тесты подразделяются на:
а) бланочное тестирование - тесты предъявляются обучающемся на бумажном носителе в виде распечатки. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий;
б) компьютерные тесты - разновидность тестирования с использованием современных технических средств, имеющее ряд преимуществ: получение мгновенного результата, исключение предвзятости, нормирование трудности и объёма тестовых заданий, массовость, лёгкость обработки результатов, возможность тестирующих программ работать в режиме обучения.
|
|
По целям использования тестирование подразделяется на:
а) предварительный определяющий - предназначен для оценки начальных способностей, охватывает относительно небольшой диапазон знаний;
б) формирующий тест - затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел);
в) суммирующий тест - обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.
По назначению тесты бывают следующих видов:
а) базовый тест - позволяет проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях;
б) диагностический тест - даёт возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень усвоения, учебные возможности обучающегося;
в) тематический тест - проводится в конце изучения темы, позволяет зафиксировать объём и уровень усвоения;
г) итоговый тест - проводится в конце полугодия, года, за курс с целью выявления объёма и уровня усвоения материала.
По форме заданий тесты делятся на: закрытого типа - даны варианты ответа, следует выбрать верный; открытого типа - обучающийся должен сам вписать ответ; установление соответствия - необходимо установить правильное соответствие элементов одного множества элементам другого множества; упорядочивание последовательности - позволяют установить правильную последовательность различных действий, операций, решения задач, расчетов, правил и т.д.[6].
Таким образом, формирование профессиональных компетенций у обучающихся должно носить системный характер и включать в себя планирование, организацию и проведение контрольно-оценочных мероприятий. Основная цель контроля результатов обучения – это обнаружение достижений, успехов обучающихся, указания путей совершенствования. Большое внимание уделяется видам, типам, принципам и методам контроля результатов обучения. Одним из таких методов является тестовый контроль, который обладает рядом преимуществ перед традиционными методами контроля результатов обучения. Контроль результатов обучения посредством тестирования способствует развитию интереса обучающихся к дисциплинам, по которым предполагается тестирование; активизации самостоятельной работы обучающихся во время подготовки к тестированию; воспитанию сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки и т.д.
|
|