Пр. №1 (без наименования, 1 к.с)

Здесь находятся 3-4 шиверы длиной по 50 – 80 м. Из-за малой воды обнажились камни. Течение несильное, поэтому легко было выбирать линию движение. На выходе из препятствий местами приходилось проводить суда через каменистые отмели. Ниже река протекает через широкие озероподобные плесы. Зайдя в первый такой плес, надо повернуть под прямым углом направо и искать выход там, в самой правой части плеса. На остальных плесах, встречающихся до порога, выход находится в противоположном от входа конце. Через полтора часа подошли к Падуну и зачалились к ЛБ.

 

Пр. №2 Порог Падун (L=1,2 км, О по ЛБ обязателен! 3-4 к.с).

Тропа для осмотра вначале идет по каменным россыпям. Практически на всем протяжении можно идти вдоль берега. На обратном пути лучше возвращаться по хорошо набитой прямой тропе. Несколько удобных стоянок находятся в нижней части порога. После осмотра приняли решение перенести снаряжение к месту будущего лагеря и проходить Падун на разгруженных байдарках.

Начинается порог мелкой шиверой, за которой следует полутораметровый слив. Проход у ПБ из-за обмелевшего русла для байдарок невозможен. Ближе к ЛБ находится каменистый островок с несколькими деревьями (см. фото 2).

В левую узкую протоку до нас пытались пройти три каркасные байдарки: одна перевернулась в бочке за сливом, две другие – выбросило на обливной камень. Этот вариант прохождения относительно безопасен, так как байдарки прибивало к берегу, но обойти обмелевший камень было проблематично.

Фото 2 – Падун на Умбе                                      Фото 3 – Падун. В сливе экипаж №1

 

Мы решили идти по одному экипажу, так как из-за мощного течения и валов рассчитывать на страховку с воды не приходилось. Заход был намечен правее скалистого островка, где просматривался язык струи. Выставили сигнальщика для наведения в слив. В 100 м ниже еще одного, чтобы обеспечить причаливание в небольшую бухту за скальным мысом. Рядом с сигнальщиками были закреплены два спасательных конца.

Первым прошел экипаж №1. Заход от центра к ЛБ, обходя большой обливной камень во входной шивере в сторону островка, затем доворот к центру, чтобы обойти небольшую бочку под островком и снова поворот к острову. Пара гребков, чтобы выровнять байдарку при заходе в полутораметровый слив. Здесь важны согласованные действия экипажа и сигнальщика, так как слив виден с 2-3 метров, когда изменить, что-либо уже поздно. Байдарка нырнула в бочку и всплыла на ровном киле (см. фото 3). Несколько гребков матроса, опора на весло капитана и байдарка пошла по валам. Через 100 м быстрины начинается 2 ступень: обошли плиту, выходящую в русло со стороны скального ПБ почти на треть, сместились к центру, пересекли струю и зачалились в мелкую бухту у ЛБ. 

Чтобы не менять сигнальщиков и фотографов, следующим пустили экипаж №3, который прошел тем же путем, но более изящно (см. фото 4). Вторую ступень он прошел прямо по валам. Из-за сильного деферента «Форели» на нос, казалось, что матрос по пояс сидит в воде.

Следующим пошел экипаж №2 на «Таймене». Из-за несогласованности действий экипажа и меньшей управляемости судна, байдарка прошла слишком близко к островку и опрокинулась на сбое струй (см. фото 5).

 

      Фото 4 – В Падуне экипаж №3                   Фото 5 – В Падуне экипаж №2

 

К действию приступили спасатели. Первый неплохо брошенный спасконец экипаж не заметил. Второй спасконец схватил матрос. Байдарку маятником понесло к берегу. Хотя вскоре веревку вырвало из рук, но судно уже выходило из струи. Далее экипаж своим силами добрался до мели и «Таймень» оказался в той же бухточке, где ранее зачалились первые. Байдарка была целой, обошлось без потерь, экипаж отделался синяками.

Перед прохождением экипажа №4 сменили сигнальщиков, фотографов и страховку. Заход в слив был нормальным, но байдарка всплыла из бочки с сильным креном направо. Вспененная вода, не давала достаточной опоры, и произошел оверкиль. Матрос слишком долго выбирался из байдарки, поэтому первый спасконец не заметил. У капитана вырвало и отбросило весло, поэтому он отделился от байдарки и погнался за ним. Матрос перебрался на корму и, подруливая ногами, развернул судно по потоку. Второй спасконец идеально лег поперек корпуса байдарки, но он был проигнорирован матросом. Не оказалось свободной руки: одна удерживала весло, а другая – байдарку.

Байдарку с матросом пронесло через весь порог, включая концевую длинную шиверу. Хотя в последней было достаточно мелко, но встать на ноги и удержать притопленную байдарку не удавалось. Капитан вышел на ЛБ в шивере. Матрос с байдаркой смог выбраться на ПБ только ниже препятствия. Отлив воду и перегнав байдарку на ЛБ, экипаж провел ее к месту будущей стоянки. Для них прохождение Падуна закончилось. Байдарка осталась целой, смыло лишь упаковку и у одного из участников, стоящего на берегу, каска упала в воду, и ее унесло потоком. В это время Падун проходил катамаран, с которого тоже смыло желтую каску. Поскольку догонять уплывшие каски было не на чем, мы посчитали, что завтра поднимем из воды хотя бы одну.

Трем экипажам еще предстояло пройти последнюю ступень порога (см. фото 6) Ниже третьей ступени на высокой скальном ЛБ снова выставили сигнальщика и страховку.

 

Фото 6 – Нижняя ступень порога Падун    Фото 7 – В нижней ступени экипаж №1

 

Вначале стартовал экипаж №1. Выйдя из бухты, он зацепился за струю и прошел, придерживаясь основного потока, обходя одиночные бочки и обливняки. Струя вначале шла у скалистого ПБ, затем сместилась к отмелям у ЛБ. Ниже русло со стороны ЛБ примерно на половину перегораживала плита, в 8 метрах ниже – еще одна, которая через узкий разрыв выходила к островку. Ниже слива сформировался метровый вал. Примерно в 20-25 м ниже со стороны острова выступает третья гряда камней, о которые разбивается основная струя. После вала за второй плитой матросу нужно было сделать флажок влево, зацепиться за спокойную воду и попытаться слева обогнуть нижнюю гряду камней с большими бочками. Экипажу №1 удалось реализовать только первую часть намеченного плана. После указанного выше вала матрос поставил сначала флажок влево, а после того как байдарка достигла края нижней гряды – вправо.(см. фото 7) Пришлось сплавляться через проход между обливняками и расположенную за ними бочку. Ниже был несильный прижим к скальному ЛБ с небольшой плитой, сформировавшей косой вал. Обойдя этот вал справы, экипаж №1 зачалил в суводь у ЛБ рядом со стоянкой. Ниже порог переходил полукилометровую шиверу, соваться в которую не было смысла.

 

Фото 8 – В нижней ступени экипаж №3     Фото 9 – В нижней ступени экипаж №2

 

Экипаж №3 мастерски реализовал ранее запланированную линию движения. Флажок перед третьей грядой был настолько эффективен, но «Вьюн» не только обогнул препятствие, но вполне мог причалить в бухту у ЛБ (см. фото 8)

Экипаж №2 изящно повторил линию движения экипажа №1 (см. фото 9)

Собственно прохождение порога (без учета обноса снаряжении) заняло у группы 3 часа.

 

День 2

Группа без осмотра прошла шиверу, замыкающую пор. Падун, и занялась поиском уплывших касок. Примерно в 4 км ниже порога была поднята желтая каска, которую вчера смыло с катамарана. В южном углу Верхнего Капустного озера нашли и уплывшую упаковку от байдарки. Умба вернула нам все.

Река вытекает из озера двумя протоками, пошли по более полноводной правой, которой начинается порогом Капустный. Порог осмотрели, но решили дальше не идти, так как на берегу оказалась хорошая стоянка и начал ловиться хариус и мелкая форель.

День 3

Пр. №3 Порог Капустный (L=400 м, О по ПБ желателен, 2 к.с).

Порог начинается узкой (~ 20 м) струей с несколькими высокими валами. Ниже находятся плиты, сформировавшие невысокий, но жесткий косой вал. В этом месте едва не кильнулся экипаж №1 и экипаж №2. Далее следует шивера с S-образным ходом и мелкими камнями на выходе. Прохождение было выполнено в походной колонне при взаимной страховке с воды.

Капустные озера очень мелкие. Несколько раз участники выходили в воду (по колено), чтобы размять ноги. В проливе, соединяющем Среднее и Нижнее Капустные озера, виден разрушенный мост.

Если смотреть от разрушенного моста, то на ПБ Нижнего озера видна гряда невысоких холмов, покрытых редким лесом. Плыть надо на правую оконечность этой гряды. Выход из озера находится как раз около этой точки, а само озеро тянется дальше. Всего по Нижнему озеру нужно пройти 3-4 км.

После выхода из озера на реке имеется пара порогов (1 к.с.), линия движения в которых легко читается с воды.

Затем, примерно в 1-1,5 км ниже озера находится широкий плес с возвышенным левым берегом. Из плеса река вытекает, поворачивая направо. Здесь начинается порог "Разбойник".

 

Пр. №4 Порог Разбойник (L=1 км, О по ЛБ, 2 к.с).

За левым повороте среднюю треть русло перегораживает плита с бочкой, обход возможен с обеих сторон. Ниже струя уходит влево, где по дуге огибает берег. На выходе несколько обливных камней. Этот участок проходили парами экипажей при взаимной страховке с воды. Далее река двумя небольшими островами делится на три протоки – проходима центральная. После островов, в месте слияния всех проток уклон возрастает. Здесь река усыпана заметных размеров пенными бочками и валами. Первые 100 м этого бурного участка проще идти слева. Длина отрезка 400-500 м.

Далее несколько километров стоячих плесов.

Последнее озеро надо пересечь в юго-восточном направлении и обогнуть остров слева. За ним начинается Семиверстный порог.

 


                                        Схема 2 – Умба. М1:100 000

 

Пр. №5 Порог Семиверсный (L~7 км, без осмотра, 2 к.с).

Порог по характеру напоминает Черемош, правда река течет в более широком русле и полноводней. Шиверы чередуются с быстринами. Это неплохой полигон для отработки слаломной техники. На пятом километре, под ПБ в русле несколько плит, образующие высокие валы и бочки. Приходилось проходить через первые и уворачиваться от вторых, благо скорость течения невысокая. Прохождение порога на байдарках доставляло удовольствие. Порог прошли компактной группой при взаимной страховке с воды. Посадок на камни не было.

Затем начинается неширокий, но длинный Жемчужный плес. Его длина 3-4 км. Плес очень живописен. Дно песчаное, на берегах сосны. Комаров относительно мало. На высоком ЛБ есть несколько очень хорошие стоянки. Лучшие стоянки находятся в конце, но заходить за правый поворот не следует. В этом месте Умба подарила нам приличный спасжилет с надписью «Вольный ветер».

Группа остановилась лагерем еще до поворота, в месте, где на склоне у воды находится выход голубой глины диаметром около 2,5 м. Это была лучшая стоянка на Жемчужном плесе, правда подниматься пришлось по песчаному откосу почти на 15 м.

 


День 4

Порог Карежки простой, проходился с ходу. На нем 2 стоянки, особенно хороша на невысоком песчаном обрыве ЛБ, где имеется несколько деревянных изваяний. Порог Нижние Карежки проходим по правой протоке.

Ниже находиться база рыбаков, куда приезжают и иностранцы. Там помимо главного корпуса находится 6-7 современных коттеджей. Ниже базы начинается пор. Карельский.

Пр. №5 Порог Карельский (L=1 км, О по ПБ, 2 к.с).

Порог представляет собой длинную шиверу. Вход в порог через несколько небольших бочек. Дальше придерживались основой струи. Большие валуны, несильное течение – прекрасная трасса для отработки слаломной техники и схоженности экипажей. Порог проходили парами байдарок: причем вторая пара снимала прохождение первой.

Еще одна простенькая шиверка и после правого поворота начинается Канозерский порог с низким ПБ и скалистым ЛБ. Группа прошла входную шиверу и причалила к ЛБ с желтым знаком, на котором размещена информация о Канозерском заповеднике.

После осмотра препятствия решили остановиться на ночлег на хорошей стоянке в начале порога и более детально осмотреть порог.

Пр. №6 Порог Канозерский (L>1 км, О по ЛБ обязателен! 3-4 к.с).

Начало порога было перегорожено крупными косыми плитами с несколькими бочками. (см. фото 10) Видимых заходов два: оба находятся в средней трети русла шириной около 100 м. Ниже под углом проходит вторая плита.

Правый проход по основной струе, обходящей группу валунов в центре русла, упирается в эту гряду. Из-за большого расстояния (у противоположного берега) рассмотреть проход в ней не удалось. От этого варианта прохождения мы отказались, так как на ПБ нужно было устанавливать сигнальщика, что привело бы к разрыву группы. Кроме того, ниже на относительно коротком участке нужно было сделать траверс практически через все русло. К тому же, пройдя входную шиверу, мы без значительных усилий (обноса байдарок вверх по течению) уже не могли перебраться на ПБ.

Поэтому остался только левый вариант, технически сложный и опасный. Слив с первой плиты заканчивался косой бочкой (~450) cо значительной вероятностью оверкиля. Из-за большого удаления страховка с берега была бы не эффективной. Через 40-50 м под углом 600 начиналась вторая гряда, с мелкими обливными камнями, в 10 м ниже еще одна - третья. Связка этих препятствий тянула на «четверку».

Поэтому принято было решение идти на разгруженных байдарках, а первые две ступени обнести по берегу (фактически спустить на воду ниже лагеря). Тем более, что препятствий внизу было предостаточно – еще 5 гряд камней с узкими и мелкими проходами.

Группа остановилась на ночлег на оборудованной стоянке ЛБ.

 

День 5

В конец Канозерского порога шла хорошая тропа к месту еще одной стоянки. Туда мы утром перенесли все снаряжение, чтобы идти на разгруженных судах. Перед стоянкой была бухточка, куда можно было зачалить и забрать снаряжение.

 

Фото 10 – Начало Канозерского порога      Фото 11 – Канозерский порог экипаж №1

 

Единственное место, куда можно было спустить байдарки и стартовать, находилось между второй и третьей грядой. Туда спустили две байдарки носом вниз по течению и «выпускающий» по очереди вытолкнул их на струю. Матросы сделали флажок справа, что позволило успешно пересечь участок сразу за бочкой второй грядой (см. фото 11 и 12). Дальше сигнальщики, стоящие ниже на скалах, «заводили» лодки в узкие проходы двух нижних гряд. Затем были отдельные обливные камни и бочки, но линия движения хорошо читалась с воды (см. фото 13). Струя смещалась к ЛБ, обходя жандарм и скальные выходы посередине русла. Внизу течение было несильное и, байдарки зачалили в назначенном месте.

После смены сигнальщиков и фотографов тем же путем прошла и последняя пара экипажей. Общее впечатление: много слалома, интересно, хорошая «тройка»!   

Фото 12 – Вход в Канозерский порог        Фото 13 – Канозерский порог в нижней части

 

Загрузив снаряжение в байдарки, мы продолжили сплав через шиверу ниже порога. Вся вода уходила в правую протоку. Из-за поворота рядом с островом неожиданно появился узкий метровый слив. Слева оказалась суводь, в которую собрались все байдарки. Осмотрев препятствие с воды и, перегруппировавшись, мы успешно прошли это место. Ниже русло расширилось и сильно обмелело, поэтому, местами байдарки проводили.

Группа вышла в Канозеро. Южный берег был не виден: там небо сливалось с водой. Мы взяли курс на о. Каменистый (см. схему 3). Был штиль и через час группа достигла его восточной бухты. Вскоре приплыла моторная лодка с двумя смотрителями: на этом острове Каменистый 15 лет назад нашли петроглифы – рисунки на каменных плитах, оставленные аборигенами 4 – 6 тысяч лет назад. Место стало популярным, охраняется, останавливаться здесь нельзя. Большая часть рисунков находится на полукруглом скальном основании диаметром около 10 м. Его планируют защитить саркофагом. Изображения хорошо просматриваются лишь в лучах заходящего солнца. Сведения об этом объекте имеются в Интернете. На осмотр достопримечательностей ушло полчаса.

Схема 3 –Умба – Канозеро. М 1:100 000

Стрелками указаны: 1 – скала Одинокая, 2 – о. Каменистый,

3 – о. Еловый, 4 – о. Горелый, где обнаружены петроглифы

Затем группа взяла курс о. Горелый, где на оборудованной стоянке сделала перекус. С северной стороны остров обрывается скальными выходами. В этом месте на небольшую блесну хорошо ловились крупный окунь и плотва! За час поймали около 6 кг рыбы.

После отдыха группа продолжила движение к мысу на юго-западном берегу Канозера (см. схему 4), где нас ожидала хорошая стоянка. До истока реки было около 6 км, которые мы смогли бы преодолеть в любую погоду. Поэтому решено было сделать дневку.

Схема 4 – Канозеро – р. Родвинга – р. Низьма – Умба. М 1:100 000



День 6 (дневка)

Погода была хорошая. Насобирали черники. Грибов из-за засушливого лета не было. Отремонтировали печку-каменку, протопили и вечером организовали таежную баню «по-черному».

 

День 7

Утром был дождь и поднялся сильный северный попутный ветер. Оставшийся отрезок озера решили пройти под парусом. На двух палках закрепили сложенный втрое тент – получился парус размером 1,2х3 м. Парус сначала свернули на палках, вышли на воду, соединили байдарки руками в «четыремаран» и развернули парус, который удерживали матросы крайних байдарок. Управлением занимались капитаны крайних лодок. Не напрягаясь, за полтора часа достигли южной оконечности озера. Это расстояние на веслах мы прошли бы за час, но тут важен опыт плавания под парусом. К тому же современные байдарки плохо держат курс и при попутном ветре стремятся стать лагом, поэтому проиграв во времени, мы сэкономили силы.

Умба вытекает из Канозера двумя протоками. Левая носит название Кица, а правая – Родвинга. Кица протекает через заповедник, поэтому без разрешения идти туда не следует. К тому же наиболее интересное препятствие (пор. Падун) находится на Низьме.

На правом берегу озера рядом с истоком Родвиньги видны небольшие песчаные пляжики, намытые ветром, где есть стоянки для пары групп.

До развилки Родвиньга течет среди болотистых берегов. Развилка находится в 2-3 км ниже Канозера. Здесь Родвиньга распадается еще на две протоки. Левая продолжает называться Родвиньгой и впадает затем, как и Кица, в Пончозеро. Правая протока носит название Низьма и обходит Пончозеро справа. Мы продолжили движение по Низьме.

В Низьме расход воды заметно меньше, чем был в Умбе в начале сплава, но русло уже и река не воспринимается обмелевшей. После развилки плесы чередуются с несколькими перекатами. Стоянок здесь в принципе нет. Остановиться можно только на пор. Кривец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: