Пр. №7 Порог Кривец (L 200-300 м, О по ЛБ, 2 к.с)

Порог находится на S-образном участке. Перед ним мы остановились на перекус, заодно и осмотрели. В начале порога у правого берега стоит ряжевая стенка, левый берег заметно выше. В порожке есть невысокие валы, мелкосидящие камни, два достаточно крутых поворота с намеками на прижимы. Немного слалома и снова плесы.

Перед Падуном-на-Низьме находится шивера, на выходе которой на высоком ПБ прекрасная стоянка. Мы спустились на 150 м и зачали в бухточку ЛБ перед порогом. Наверху находится хорошая стоянка, где мы и остановились на ночлег. Вечером осмотрели верхнюю часть порога и обсудили варианты прохождения. Решили идти на разгруженных байдарках, поэтому эта стоянка была к месту.

 

День 8

Пр. №8 Порог Падун-на-Низьме (L ~ 1 км, О по ЛБ обязателен! 3 к.с).

Порог имеет два ключевых участка, собственно падун (1,2 метровый водослив) и короткую, но мощную шиверу в средней части. На всем протяжении большая скорость течения, камни, валы, бочки. Мест для промежуточного зачаливания практически нет. К тому же средняя и нижняя часть препятствия плохо просматривается с высокого заросшего берега. Сигнальщиков выставить негде, не говоря уже о страховке.

Утром обнесли снаряжение в конец порога (перед островом): в этом месте лежит большая шина и бочка. Ходка в одну сторону по хорошей тропе занимала 10 мин.

На скале за сливом поставили сигнальщика. Ниже на 30-метровом быстротоке две страховки «на живца». Насколько возможно ребята зашли в воду, чтобы успеть прийти на помощь до того, как перевернутое судно потащит по камням.

 

Руководителя сильно смущал 1,5 метровый вал, на котором не ясно как поведет себя байдарка. Идти правее не хотелось, так как там в сливе виднелся острый камень. Экипаж №1 решил идти левее основного вала, через косую бочку прижимаясь к скалам ЛБ. Заход был неудачным и байдарка кильнулась в сторону вала (фото 14). Великолепно сработала страховка – уже первой веревкой перехватили судно и через минуту все были на берегу.

 

                     а)                                                                          б)

Фото 14 – Порог Падун-на-Низьме.

а) – экипаж №1 за секунду до оверкиля, б) – прохождение вала экипажем №2

 

Экипаж №2 прошел прямо через вал, который не сильно притапливал байдарку, и причалил к ЛБ на уровне второй страховки. Тем же путем успешно прошли и остальные экипажи.

Следующее место зачаливание было на противоположном ПБ – ниже остатков ряжевой стенки. Туда сначала спустилась первая пара байдарок, а потом вторая. По берегу нет тропы для осмотра, поэтому приходилось продираться по зарослям и каменистому руслу. Осмотрев второй сложный участок, мы с ПБ выставили двух сигнальщиков и фотографов (фото 15). Заход был слева, обход большой бочки по центру, дальше лавировка между камней по указаниям сигнальщиков. Они хорошо провели байдарки по правому проходу, где постоянно приходилось смещаться, обходя обливные камни. Ниже этого участка сформировалась хорошая струя, которая вначале обогнула вогнутый ПБ, а затем ЛБ. Байдарки причалили к ПБ перед островом, вблизи того места, где находилось наше снаряжение.

 

Фото 15 – Сложный участок в средней части Падуна-на-Низьме

Второй паре экипажей было сложней. Они лишь знали об успешном прохождении первых экипажей, но оставшись без сигнальщиков, так как на ЛБ поставить их было негде. Ранее сплавившиеся участники могли лишь вести фотосъемку и наблюдать, как они на подтягах прошли ближе к центру по варианту, который даже не рассматривался. Прохождение было успешным. На прохождение порога ушло 3 ч.

Загрузив снаряжение, группа прошла концевую шиверу и достигла слияния притоков Умбы. Слева с воды хорошо была видна концевая шивера пор. Кривец на р. Родвинге.

Все препятствия ниже проходили без осмотра, так как линия движения легко читалась с воды.

В 1830 группа достигла моста дороги «Умба-Кандалакша». На прохождение морских порогов времени не оставалось. Если бы мы пошли к морю, но ночевать пришлось бы в населенном пункте. К тому же подвернулся перевозчик, который согласился доставить группу на Колвицу, не разбирая байдарок (см. раздел 2.2).

 

 

Схема 5 – Нижняя часть Умбы. М1:100 000

Сплав по Колвице

В отчете [1] представлена очень подробная лоция с характеристикой препятствий и их ориентиров. Она была взята за основу с добавлением информации о фактическом прохождении порогов. Схемой 6 мы фактически не пользовались.

 

 

Схема 6 – Р. Колвица. М 1:100 000

 

Сток Колвицы зарегулирован очень большим Колвицким озером и несколькими другими водоемами, поэтому уровень воды в реке не должен испытывать резких колебаний. Длина реки от озера до моря 10 – 12 км. На этом относительно коротком участке 10 порогов различной сложности. Для Колвицы начата новая нумерация препятствий.

День 9

 

Пр. №1 Шивера (L ~ 50-70 м, 1 к.с).

Шивера начинается прямо под автомобильным мостом. Ее прошли вчера вечером только капитаны, так как остальные участники переносили вещи на стоянку на ЛБ (см. раздел 3.2).

 

Пр. №2 Шивера (L ~ 70-80 м, О по ПБ не обязателен, 1 к.с).

Перед препятствием русло сужается и начинается быстроток с мелкосидящими подводными камнями. Этот порог экипажи проходили по мере готовности.

За шиверой следует 1-1,5 км практически гладкой воды. В основном это широкие плесы со слабым течением.

 

Пр. №3 Порог Кривой (L ~ 200 - 300 м, О по ЛБ обязателен, 2 - 3 к.с).

Порог начинается на довольно крутом правом повороте. Его проходили парами байдарок, выставив сигнальщиков на входе и на опоре разрушенного моста.

Заход в порог под ПБ, затем переход под левый, рядом с большим выступающим валуном (фото 16). Затем резкий поворот влево, чтобы уйти от одинокого камня стоящего в струе. После этого байдарки смещались влево, проходя вблизи остатков опоры моста. Ниже начинаются валы. Через 80 м русло резко сворачивает вправо: тут нужно было найти чистый проход между камнями. После прохождения байдарки чалились к ЛБ. После смены фотографов и сигнальщиков успешно прошли порог и экипажи №3 и 4.

Далее следует 700-800 м гладкой воды.

Фото 16 – Вход и выход пор. Кривой

 

Пр. №4 Шивера (L ~ 150 - 200 м, 1 - 2 к.с).

Шивера на расположена на прямом участке реки и проходилась сходу. В конце было  быть мелко, поэтому некоторым экипажам не удалось избежать посадки на каменистые отмели. Затем следует еще 500-600 м гладкой воды.

Пр. №5 Шивера (L ~ 100 - 150 м, 1 - 2 к.с).

Шивера, похожая на предыдущую, расположена на прямом участке и целиком просматривается с воды. Проходилась без осмотра.

 

Пр. №6 Порог Прижимистый (L ~ 100 - 150 м, О по ПБ, 2 к.с).

Начинается на слабо выраженном левом повороте. Конец порога скрывается за плавным правым поворотом. На небольшом холме ПБ находится очень хорошая стоянка. В начале порога слева впадает небольшая речка (Черный ручей). В средней части порога по ЛБ проходит невысокая скальная стенка, к которой чувствуется прижим. Потребовалось немного слалома, чтобы перебраться к центру, обходя два обливняка, затем снова резко уйти влево чуть ниже гряды камней. Выход из порога, через фильтр из камней. Проходили парами экипажей при взаимной страховке с воды. Фотографов расставили вдоль порога чисто из эстетических соображений: место очень красивое.

Благодаря большому количеству суводей у берегов и за бочками, резким границам струй, большой скорости течения и валам правильной формы порог представляет собой отличное место для тренировочного катания на каяках.

За порогом находится широкий плес, благодаря чему до следующего порога есть метров 200 гладкой воды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: