Cодержание административно-правового статуса любого субъекта коллективного зависит от таких факторов, как:
1) является ли он элементом механизма государственного или не является;
2) каким именно видом деятельности занимается;
3) является ли он организационной единицей самостоятельной или включается в структуру более сложную [33, с. 261].
Поэтому при выделении элементов статуса административно-правового у негосударственных организаций необходимо учитывать то, что они не являются частью государственного механизма. При этом данные организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Они представляют собой самостоятельные организационные единицы.
П.И. Кононов предлагает включать следующие элементы в структуру административно-правового статуса организации:
1) ее место в административно-правовой сфере, юридическая связь с органами исполнительной власти, иными административно-публичными органами;
2) сфера, предмет и виды деятельности организации;
3) цель создания и деятельности организации;
4) задачи, которые решаются в административно-правовой сфере;
5) функции организации в административно-правовой сфере;
6) общие и специальные административные права;
7) ограничения административных прав;
8) общие и специальные административные обязанности;
9) юридическая ответственность за совершенные правонарушения в административно-правовой сфере [34, с. 190].
Все указанные элементы можно сгруппировать в несколько блоков. Так, в административно-правовом статусе коллективных субъектов, по мнению Д.Н. Бахраха, выделяется:
а) целевой блок;
б) структурно-организационный;
в) компетенционный (компетенция) блок [35, с. 221].
Элементы статуса коллективных субъектов административного права Д.Н. Бахрахом выделяются по содержательному признаку.
Так, в административно-правовом статусе негосударственной организации будет присутствовать и целевой, и структурно-организационный блок, в который включается нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов [36, с. 30].
Понятие «компетенция» в структуру правового статуса негосударственной организации не входит, так как включает совокупность властных полномочий, которые у них отсутствуют, если только таковые не переданы им органами государственной власти. Но данный блок можно заменить, например, блоком «прав и обязанностей» негосударственной организации, составляющих содержание их статуса, и, следовательно, назвать его содержательной составляющей последнего [31, с. 142].
В.М. Манохин выделял такие элементы административно-правового статуса организаций, как:
1) их создание (учреждение);
2) государственную регистрацию;
3) получение разрешения на занятие определенной деятельностью;
4) формирование органа управления делами организации;
5) определение круга полномочий вышестоящих органов в отношении
организации;
6) гарантии прав и защиты имущества от незаконного изъятия [37, с. 17].
Более узкий подход используется некоторыми авторами при определении содержания правового статуса коммерческих организаций. Так, Врублевский А.С. отмечает в отношении данных субъектов, что содержание их административно-правового статуса составляет комплекс прав и обязанностей, гарантированных государством и регламентированных административно-правовыми нормами [38, с. 522-523].
Н.Н. Ковалева, напротив, в структуру административно-правового статуса предприятий, а также и учреждений предлагает включить пять элементов: 1) целевой блок, который включает в себя предмет, цели и задачи деятельности предприятия (учреждения); 2) административную правосубъектность предприятий (учреждений), в состав которой входят их правоспособность, дееспособность и компетенция; 3) внешнеорганизационный блок, который представляет собой совокупность полномочий государственных органов власти в отношении предприятий (учреждений) и включает в себя такие элементы, как создание предприятия (учреждения), государственную регистрацию, лицензирование деятельности предприятия (учреждения), ликвидацию и реорганизацию, определение круга полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятий (учреждений); 4) внутриорганизационный блок, включающий формирование органа управления делами предприятий (учреждений); 5) гарантии прав предприятий (учреждений) [39, с. 27].
Авторы, рассматривающие статус коллективных субъектов административного права, едины в том, что в его структуру входит: их создание; государственная регистрация; права и обязанности организаций; получение разрешения на занятие определенной деятельностью; формирование органа управления; гарантии прав организаций; их ответственность и ликвидация.
Включение большинства данных составляющих будет справедливо и для административно-правового статуса негосударственных организаций. Вместе с тем такой элемент, как получение разрешения на занятие определенной деятельностью, можно отнести к регулированию административно-правовыми нормами, закрепляющими права и соответственно обязанности данных субъектов.
Формирование органа управления в отношении негосударственных организаций регулируется их уставами, не содержащими норм административного права. Поэтому данный элемент не включается в их статус как субъектов данной отрасли. Ликвидацию же и иные меры ответственности, применяемые к негосударственным организациям, можно объединить и отнести к такому элементу структуры административно-правового статуса негосударственных организаций, каr порядок применения к ним мер административного принуждения.
Если рассматривать признак, стоящий в основе выделения элементов, то наиболее целесообразно использовать этапность их деятельности, что позволит дать более подробную характеристику структуры статуса данных субъектов административного права. В результате предлагается обозначить следующую структуру административно-правового статуса негосударственных организаций, включающую в себя административно-правовые нормы, регулирующие:
1) цели деятельности негосударственных организаций;
2) принципы их деятельности (принципы административно-правового регулирования статуса негосударственных организаций);
3) способы их создания;
4) права негосударственных организаций;
5) гарантии реализации их прав;
6) обязанности негосударственных организаций;
7) порядок применения мер административного принуждения к ним [31, с. 162].
Выделение всех указанных элементов необходимо для уяснения и изучения в целом административно-правового статуса негосударственных организаций. Для удобства изучения они могут быть объединены и представлены совокупностью следующих составляющих:
1) целевая составляющая административно-правового статуса негосударственных организаций: цели деятельности негосударственных организаций, принципы административно-правового регулирования их статуса;
2) организационная составляющая: способы создания негосударственных организаций;
3) содержательная составляющая: права негосударственных организаций;
4) гарантии их реализации; обязанности организаций;
5) охранительная составляющая: меры административного принуждения, применяемые к негосударственным организациям [31, с. 163].
Рассмотрев данную главу можно сделать вывод о том, что, в отечественной юридической литературе отсутствуют исследования понятия «негосударственные организации». Закрепление данного понятия необходимо с целью единообразного применения всех законов, упоминающих об организациях, наделенных публичными полномочиями. Негосударственная организация – это субъект административного права, представляющий собой группу физических лиц, выступающую персонифицированно от своего имени, выполняющую собственные, корпоративные задачи и функции, не обладающую государственно-властными полномочиями, созданную без участия государства и им не финансирующуюся. Негосударственные организации – очень многочисленная группа субъектов административного права. В законодательном регулировании негосударственных организаций выделяются, прежде всего, коммерческие и некоммерческие объединения.