Формула расчета уровня профессионального риска работника

Практическая работа №1

«Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта»

Цель работы: ознакомиться методикой диагностики, оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают.

Основные понятия

Методика позволяет оценить особенности поведенческих реакций человека в ситу­ациях, сопряженных с неопределенностью, опасностью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил.

Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в условиях, связанных с риском. Может быть использована с целью прогнозирования деятельности управляющего, работников военных ведомств, служб чрезвычайных происшествий и т.п.

Тест состоит из 25 вопросов, на каждый из которых предлагается дать один из пяти предлагаемых вариантов ответов: от полного согласия до уверенного «нет». Результат анкетирования определяется согласно набранным баллам, на основании которых выносится заключение о склонности человека к рисковому поведению. Обследование может про­водиться как индивидуально, так и в группе. Общее время обследования - около 7 минут.

Анкета зачитывается экспериментатором или предъяв­ляется в записи в темпе, позволяющем осмыслить вопрос и сделать отметку в бланке для ответов.

Порядок выполнения работы

1. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл (в порядке выполнения, записываете только это) по следующей схеме:

2 балла - полностью согласен, полное «да»;.

1 балл - больше «да», чем «нет»;

0 баллов - ни «да», ни «нет», нечто среднее;

-1 балл - больше «нет», чем «да»;

-2 балла - полное «нет».

Текст опросника

1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяже­лобольному человеку?

2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участ­вовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы вы на пути убегающего опасного взлом­щика?

4. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, бу­дучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы вы схватить за уздечку скачущую лошадь?

12. Могли бы вы после 10 выпитых стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?

14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы?

15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного ва­гона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?

20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять про­центы?

23. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?

24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

2. Обработка и оценка результатов.Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией.

Диапазон значений теста варьирует в пределах от -50 до +50 баллов. Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску, отрицательные - о склонности его избегать.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

- с возрастом готовность к риску падает;

- у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

- у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

- у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

- с ростом отверженности личности, в ситуации внут­реннего конфликта, растет готовность к риску;

- в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от груп­повых ожиданий.

Ключ

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;

от -30 до -11 баллов: осторожны;

от -10 до +10 баллов: средние значения

(поведение ситуативное);

от +11 до +20 баллов: склонны к риску;

свыше +20 баллов: склонность к безудержному риску.

Вывод

 

 

Практическая работа №2

«Рабочая методика оценки профессионального риска работника»

Установлена взаимосвязь между профессиональным риском работника и его компетентностью, компетентностью его непосредственного руководителя, условиями труда и мерами по снижению цены риска, включая удельный вес структурных элементов (компетентность персонала, условия труда, меры по снижению цены риска при данных условиях труда).

Формула расчета уровня профессионального риска работника

(математическая запись приведенного выше определения профриска)

ПР = р1ПРК1 + р2ПРК2 + р3ПРУ + р4ПРМ,

где:

ПР – уровень профессионального риска;

ПРК1 уровень профессионального риска с учетом компетентности работника;

ПРК2 уровень профессионального риска с учетом компетентности работодателя (должностного лица);

ПРУ – профессиональный риск с учетом класса условий труда и травмобезопасности;

ПРМ – профессиональный риск с учетом мер по снижению цены риска;

р1, р2, р3, р4 - удельный вес структурных элементов риска (по фактическим данным смертельного травматизма р1=0.3, р2=0.3, р3=0.2, р4=0.2).

Задание. Определить уровень профессионального риска.

Рассмотрим рабочее место работника Н.:

1. Работник Н. обучен. Но при этом работник Н. не соблюдает безопасные методы и приемы выполнения работ на рабочем месте, и поэтому есть возможность получения травмы легкой степени тяжести. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работник является малокомпетентным, и цена его неправильных действий равна 8 баллам.

2. Непосредственный руководитель работ работника Н. обучен и знает безопасные методы и приемы выполнения работ, но навыков работы не имеет, и не умеет на практике применять свои знания. Поэтому такого работника необходимо считать малокомпетентным. Цена риска, его неправильных действий равна 8 баллам.

3. Условия труда работника Н. являются вредными. Класс условий труда 3.3, по травмобезопасности 3. Рабочее место, согласно данным условиям труда, относится к высокому уровню профессионального риска. Цена риска в данных условиях труда равна 12 баллам.

4. Средства защиты и гигиены выдаются работнику согласно типовым отраслевым нормам индивидуально под роспись, режим труда и отдыха соблюдается и соответствует законодательству по охране труда. Все необходимые мероприятия, направленные на улучшение последствий от вредных условий труда, соблюдаются. Цена риска в данных условиях труда равна 0.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: