Предметные
Установить зависимость между силой тока, напряжения на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.
Сформировать практические навыки по применению закона Ома при решение задач.
Метапредметные
Способствовать овладению учащимися навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
Создавать условия для развития у учащихся мышления, внимания, умения вступать в речевое общение, понимать точку зрения своего собеседника, признавать право на иное мнение, аргументировано обосновывать свою точку зрения, отражать в устной или письменной речи результаты своей деятельности;
Личностные
Воспитывать активность, организованность, ответственность за свои решения, стремление учиться самостоятельно, иметь собственное мнение.
Формировать ценности уважения к творцам науки.
Оборудование:
Портреты учёных: А.Вольта, А.Ампера, Г.Ома;
Амперметр, вольтметр, ключ, 3 резистора, источник тока, соединительные провода;
компьютерная презентация «Закон Ома для участка цепи»;
Дидактический материал: бланк дидактической карты (по числу учащихся в классе) , тест по теме «Закон Ома» (2 варианта, число экземпляров – по числу учащихся в классе).
Технологическая карта урока (примерная схема)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД (личностные, метапредметные) | ||||||||||||||||||||
I.Мотивация к учебной деятельности. (Мобилизация и положитель-ный настрой учащихся в начале урока.) 1 мин. | Цель: Ø настроить учащихся на учебную деятельность. Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! «Сейчас трудно представить себе как это - жить без электричества. Мы привычно пользуемся бытовыми электроприборами, а нужно ли при этом понимать принцип их действия? Нас ждут новые открытия и новые тайны самой замечательной науки - физики. Ну а теперь всё по порядку. Давайте ещё раз обратимся к схеме физического познания. Первым шагом на этом пути являются исходные данные. Нам сегодня в качестве исходных данных понадобятся основные характеристики электрического тока. | Речевая, взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета | Познавательные умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. Личностные установление связи между целью учебной деятельности и мотивом. | ||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 7 мин | Цели этапа:
Ø организовать деятельность учащихся, в ходе которой возникает конфликтная ситуация, вызывающая затруднение в учебной деятельности.
Ø обозначить тему урока и цель.
Учитель: на доске 2 помощника (ученики) заполнят таблицу.
Остальные заполняют эту таблицу в своих тетрадях. (Учащиеся не могут заполнить ячейки, в которых нужно указать название прибора, измеряющего сопротивление, и изобразить его условное обозначение) Учитель: Похоже у вас возникли проблемы? Мы, действительно, ничего не знаем о приборе, измеряющем сопротивление. Давайте попробуем включить логику и попытаемся догадаться, как называется этот прибор и как он обозначается в схемах электрических цепей. (Омметр, Ω). Откроем стр.174 учебника. Прочитаем название лабораторной работы №6, которое будем выполнять на следующем уроке. Как можно измерить сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра? На самом деле нам нужно знать, как связаны между собой I, U, R. В этом случае, зная силу тока и напряжение, мы всегда сможем найти сопротивление проводника. Перед выполнением следующего задания, попробуйте сформулировать цель вашей дальнейшей деятельности на уроке. Запишите каждый свою цель в тетрадях
| Сформулировать цель своей деятельности на уроке. Заполняют таблицу. Высказывают свое гипотеза о названии прибора для измерения сопротивления и его условного обозначения. Высказывают гипотезы. Формулируют и записывают цель своей деятельности на уроке. | Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель Коммуникативные: вступать в учебный диалог | ||||||||||||||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания. 20 мин (построение проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта.) | Цель этапа: Ø Организовать коммуникативное взаимодействие для выполнения практической работы, позволяющей найти необходимую зависимость. Учитель: В 1826 году немецкий физик Георг Ом экспериментально установил взаимосвязь между уже известными нам характеристиками электрического тока: силой тока, напряжением и сопротивлением. Выясним, как зависит сила тока от напряжения. Заполните соответствующий блок в дидактической карте. Теперь мы попробуем выяснить зависимость силы тока от сопротивления. Опять включаем логику. А как может зависеть сила тока от сопротивления? Давайте их всех гипотез выберем самую реальную и попробуем её проверить. Поможет нам в этом дидактическая карта. | В ходе эксперимента выяснить, как зависит сила тока от сопротивления и напряжения. Выполняют исследовательскую работу по инструкции в дидактической карте. Заполняют дидактическую карту. Высказывают гипотезы. | Коммуникативные: навык сотрудничества Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей | ||||||||||||||||||||
IV. Этап анализа полученных результатов. 5 мин | Цель этапа: Ø Помочь учащимся зафиксировать полученные в результате эксперимента результаты в словесной (вербальной) и знаковой форме. Учитель: Проанализируем полученные результаты. Высказывайте выводы о том, как зависит сила тока от напряжения и сопротивления. Запишите формулу, выражающую зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением. Теперь сравните свои результаты с информацией в учебнике. Мы сегодня на уроке экспериментально открыли закон Ома для участка цепи. Этот закон является одним из фундаментальных в электродинамике. И если вам придется самостоятельно ремонтировать электроприборы или проводку, то и здесь нам поможет закон Ома. Один ученик готовит репортаж о немецком физике (Георг Ом) Для запоминания формулы закона Ома: Определение «Закона Ома» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/375a6449-b193-4a67-8c61-94e314cf6b28/8_157.swf | Сформулировать закон Ома для участка цепи. Зачитывают выводы. Записывают формулу. Зачитывают формулировку закона Ома для участка цепи. | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения., структурировать знания Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий | ||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 9 мин | Цель этапа: зафиксировать изученный материал во внешней речи и письменно. Учитель: Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте все вместе попробуем использовать формулу закона Ома в разных ситуациях. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72440082-0334-4a7e-8a26-e60c45c19540/8_156.swf | Работают самостоятельно, опираясь на конспект и учебник. Называют основные позиции нового материала и как их усвоили. | Личностные: Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга. | ||||||||||||||||||||
VI. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой | Решение графических и количественных задач. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f8777be-52ab-4f71-a68b-cd0f2ab13f8b/8_158.swf | Выбирают эффективные способы решения задач. | |||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия. 3 мин | Цель: - оценить собственную деятельность на уроке; - поблагодарить друг друга за урок; - зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; - обсудить и записать домашнее задание. Учитель: Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока и определим уровень своих достижений. ü Что нового узнали, поняли? ü Что научились делать? ü Что понравилось на уроке? Что было самым трудным? Почему? ü Достигнута ли ваша личная цель? Заполните соответствующие строки в дидактической карте. Домашнее задание: § 44, прочитать, выучить закон Ома для участка цепи, упражнение 19 (1,2,4) из учебника (уровень понимания) Почему птицы могут сидеть на высоковольтную линию? (уровень применения) | Отвечают на вопросы учителя. Заполняют дидактическую карту. | Регулятивные: Определить самостоятельно давать самооценку. Личностные: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |