Аннотация. В статье рассматриваются особенности военной поэзии народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима. Анализируются такие стихотворения поэта, как “Я ухожу на фронт, товарищи”, “Мой конь”, “Далеко, где солнце восходит...” и другие. Данные произведения пронизаны болью тысяч погибших, душевными переживаниями, тоской оставшихся в живых и великим духом патриотизма.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Мустай Карим, символика, Акбузат, Родина, солдат, тоска, Победа.
Творчество народного поэта Республики Башкортостана Мустая Карима стало духовным достоянием и национальной гордостью республики. Поэтический талант поэта полнее раскрылся в период Великой Отечественной войны. Поэт, находившийся все военные годы на фронте, сумел передать все мысли и чувства солдата-поэта в глубоко лиричных картинах.
Самое первое стихотворение, которое было написано в первые дни войны это всем известное стихотворение - «Я ухожу на фронт, товарищи…» («Мин фронтҡа китәм, иптәштәр!»).
|
|
Отец, пускай в семье никто не тужит,
Акбузат твой верный правдой мне послужит,
Клинок, слезой твоей омытой, мать,
Меня в сраженьях будет защищать [1, 47].
Данное стихотворение в свою очередь прозвучала как клятва всех советских солдат того периода. Не случайно автор, обращаясь к башкирскому народному творчеству, использует и образ легендарного Акбузата. Ведь Акбузат является символом жизни, знак удачи и счастья. А это значит, что солдат уходит на войну с большой надеждой – с надеждой победы войны.
Образ Акбузата приобретает символическую окраску и в стихотворении «Мой конь» («Минең атым»). В данном произведении автор передает нам мысли солдата, который попал в госпиталь.
Мне снился конь мой, друг крылатый,
Товарищ верный бранных дел.
В мою больничную палату
Он словно молния влетел [1, 55].
Используя прием олицетворения, автор оживляет своего коня и передает читателю его слова:
Вставай скорей, джигит, с постели -
Нет без тебя покоя мне! [1, 55].
Это означает, что где бы не был воин, что бы он не чувствовал, его мысли всегда на войне, на защите своей Родины. Даже его верный друг – крылатый конь Акбузат всегда рядом с ним, в любой момент готов броситься на войну против врагов Родины. Все эти мысли показывают патриотизм, силу духа, мужество типичного башкирского воина.
В стихотворении «Далеко, где восходит солнце...» («Ҡояш сыҡҡан яҡта, йыраҡта...» отражаются мысли человека, который скучает по родной земле, по родным просторам. Главным героем стихотворения является юноша, который вырос в горах гордого Урала, вспоенный водой Агиделя.
|
|
Там все мальчишеские сны,
Что не вернуть вновь.
Там двадцать две моих весны
И первая любовь [1, 72] –
вспоминает с нежной любовью и горькой тоской лирический герой.
В то утро, когда «на востоке мирно загорелась алая заря, а запад охватило пламя пожара, он отправился на поле боя, чтобы защитить родную землю от врага». И вот уже третий год идет война, лирический герой вместе с другими воинами бьется с коварным фашизмом. Перед его глазами родная деревня, родные степи, родные края. За эти божественную землю лирический герой готов отдать все. Он верит в конец войны, в Великую Победу:
Клинок отточенный со мной
В узорном серебре.
С победой я вернусь домой
Атака на заре! [1, 75]
Мотивы тоски по Родине продолжают свое развитие и в стихотворении «Дождь» («Ямғыр»). В данном стихотворении перед нами предстает образ солдата, который с теплыми воспоминаниями уходит в свое прошлое. Описывается счастливое детство – бег мальчишки под летним дождем с открытою головой, пашня, годы засухи. Все эти счастливые моменты автор заменяет описанием жизни солдатского окопа:
Солдат в окопе дождю не рад:
Дьявольская беда.
Насквозь промокла его шинель,
По пояс в окопе вода [1, 9].
Таким образом, в данном произведении показывается отношение автора к дождю. Если с одной стороны, дождь связана со светлыми воспоминаниями, с веселой жизнью в родных краях, с другой – это “дьявольская беда”, связанная с кровопролитной войной.
Таким образом, стихи Мустая Карима, написанные в период Великой Отечественной войны, пронизаны болью тысяч погибших, душевными переживаниями, тоской оставшихся в живых и великим духом патриотизма. Своим творчеством поэт помогал солдатам справиться с проблемами и мотивировал идти вперед.
Литература:
1. Мустай Карим. Избранные произведения. В двух томах. Том 1. – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1969. – 344 с.
2. Мостай Кәрим. Әҫәрҙәр. Биш томда. Т.I. − Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1995. – 416 бит.
3. Рамазанов Ғ. Әҙәбиәт офоҡтары. Тикшеренеүҙәр һәм әҙәби-тәнкит мәҡәләләре. − Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1978. − 192 бит.
4. Хөсәйенов Ғ.Б. Мостай Кәрим: − Шәхес. Шағир. Драматург. Прозаик. - Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1994. – 416 бит.
5. Хөсәйенов Ғ.Б. Шағирҙар. Әҙәби портреттар. − Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1981. – 240 бит.
УДК 378.147
Шарипова С. Р.
Методист, Дворец творчества «Орион» (Уфа, Россия)