В поэзии Мустая Карима

Аннотация. В статье рассматриваются особенности военной поэзии народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима. Анализируются такие стихотворения поэта, как “Я ухожу на фронт, товарищи”, “Мой конь”, “Далеко, где солнце восходит...” и другие. Данные произведения пронизаны болью тысяч погибших, душевными переживаниями, тоской оставшихся в живых и великим духом патриотизма.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Мустай Карим, символика, Акбузат, Родина, солдат, тоска, Победа.

 

Творчество народного поэта Республики Башкортостана Мустая Карима стало духовным достоянием и национальной гордостью республики. Поэтический талант поэта полнее раскрылся в период Великой Отечественной войны. Поэт, находившийся все военные годы на фронте, сумел передать все мысли и чувства солдата-поэта в глубоко лиричных картинах.

Самое первое стихотворение, которое было написано в первые дни войны это всем известное стихотворение - «Я ухожу на фронт, товарищи…» («Мин фронтҡа китәм, иптәштәр!»).

Отец, пускай в семье никто не тужит,

Акбузат твой верный правдой мне послужит,

Клинок, слезой твоей омытой, мать,

Меня в сраженьях будет защищать [1, 47].

Данное стихотворение в свою очередь прозвучала как клятва всех советских солдат того периода. Не случайно автор, обращаясь к башкирскому народному творчеству, использует и образ легендарного Акбузата. Ведь Акбузат является символом жизни, знак удачи и счастья. А это значит, что солдат уходит на войну с большой надеждой – с надеждой победы войны.

Образ Акбузата приобретает символическую окраску и в стихотворении «Мой конь» («Минең атым»). В данном произведении автор передает нам мысли солдата, который попал в госпиталь.

                Мне снился конь мой, друг крылатый,

                Товарищ верный бранных дел.

                В мою больничную палату

                Он словно молния влетел [1, 55].

Используя прием олицетворения, автор оживляет своего коня и передает читателю его слова:

                Вставай скорей, джигит, с постели -

                Нет без тебя покоя мне! [1, 55].

Это означает, что где бы не был воин, что бы он не чувствовал, его мысли всегда на войне, на защите своей Родины. Даже его верный друг – крылатый конь Акбузат всегда рядом с ним, в любой момент готов броситься на войну против врагов Родины. Все эти мысли показывают патриотизм, силу духа, мужество типичного башкирского воина.

В стихотворении «Далеко, где восходит солнце...» («Ҡояш сыҡҡан яҡта, йыраҡта...» отражаются мысли человека, который скучает по родной земле, по родным просторам. Главным героем стихотворения является юноша, который вырос в горах гордого Урала, вспоенный водой Агиделя.

                               Там все мальчишеские сны,

                               Что не вернуть вновь.

                               Там двадцать две моих весны

                               И первая любовь [1, 72] –

вспоминает с нежной любовью и горькой тоской лирический герой.

 В то утро, когда «на востоке мирно загорелась алая заря, а запад охватило пламя пожара, он отправился на поле боя, чтобы защитить родную землю от врага». И вот уже третий год идет война, лирический герой вместе с другими воинами бьется с коварным фашизмом. Перед его глазами родная деревня, родные степи, родные края. За эти божественную землю лирический герой готов отдать все. Он верит в конец войны, в Великую Победу:

                Клинок отточенный со мной

                В узорном серебре.

                С победой я вернусь домой

                Атака на заре! [1, 75]

Мотивы тоски по Родине продолжают свое развитие и в стихотворении «Дождь» («Ямғыр»). В данном стихотворении перед нами предстает образ солдата, который с теплыми воспоминаниями уходит в свое прошлое. Описывается счастливое детство – бег мальчишки под летним дождем с открытою головой, пашня, годы засухи. Все эти счастливые моменты автор заменяет описанием жизни солдатского окопа:

                Солдат в окопе дождю не рад:

                Дьявольская беда.

                Насквозь промокла его шинель,

                По пояс в окопе вода [1, 9].

Таким образом, в данном произведении показывается отношение автора к дождю. Если с одной стороны, дождь связана со светлыми воспоминаниями, с веселой жизнью в родных краях, с другой – это “дьявольская беда”, связанная с кровопролитной войной.

Таким образом, стихи Мустая Карима, написанные в период Великой Отечественной войны, пронизаны болью тысяч погибших, душевными переживаниями, тоской оставшихся в живых и великим духом патриотизма. Своим творчеством поэт помогал солдатам справиться с проблемами и мотивировал идти вперед.

Литература:

1. Мустай Карим. Избранные произведения. В двух томах. Том 1. – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1969. – 344 с.

2. Мостай Кәрим. Әҫәрҙәр. Биш томда. Т.I. − Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1995. – 416 бит.

3. Рамазанов Ғ. Әҙәбиәт офоҡтары. Тикшеренеүҙәр һәм әҙәби-тәнкит мәҡәләләре. − Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1978. − 192 бит.

4. Хөсәйенов Ғ.Б. Мостай Кәрим: − Шәхес. Шағир. Драматург. Прозаик. - Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1994. – 416 бит.

5. Хөсәйенов Ғ.Б. Шағирҙар. Әҙәби портреттар. − Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1981. – 240 бит.

 

УДК 378.147

Шарипова С. Р.

Методист, Дворец творчества «Орион» (Уфа, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: