Проект инклюзивного образования

Введение

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

В психолого-педагогических исследованиях представлены направления и технологии работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Но не представлены работы, в которых рассмотрены формы работы с родителями, воспитывающими детей с нормальным психофизическим развитием. А ведь именно они влияют на установки и отношение своих условно здоровых детей к детям, имеющим отклонения в развитии.

Очень важно, чтобы родитель был партнёром, но очень часто мы лишаем его права ответственного выбора. Тогда рекомендации специалистов становятся приговором, а консультация не открывает возможностей и вариантов поведения. В процессе развития инклюзивного подхода в образовании позиция родителей будет приобретать всё большую самостоятельность и активность. Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка – важная задача  школьного сообщества.

Актуальность выбранной темы проекта заключается в разработке программы исследования, предлагающей анкетирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ и педагогов, для выявления возникающих трудностей в семье и образовательном процессе, и анализ результатов исследования.

Цель: разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей, методические рекомендации по ее реализации в условиях единого образовательного пространства.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. 2. Разработать программу исследования, направленного на анкетирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и педагогов, для выявления возникающих трудностей в семье и образовательном процессе, и проанализировать результаты исследования.

3. Разработать направления психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями развития. Гипотеза исследования - мы предполагаем, что выявленные в ходе анкетирования проблемы и трудности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностям здоровья и анализ результатов исследования предоставят возможность разработать модель оптимальной адаптации ребенка и его семьи к условиям единого образовательного пространства.

Характеристика работы:

Прикладная ценность проекта  работы в необходимости обеспечения предоставления семьям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях, создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.

Практическое применение заключается в том, что данное исследование могут использовать в своей работе педагоги, специалисты по социальной работе и родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями.

  Теоретическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что оно дает углубленное и целостное представление об особенностях психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях единого образовательного пространства, условиях и путях его оптимизации.

Основная часть

Теоретический раздел

Для создания оптимальных условий для обучения детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве необходимо активное участие и взаимодействие всех участников учебного процесса: педагогов, родителей, самих детей. Для успешного развития детей в условиях инклюзии предлагается проект инклюзивного образования, представленный в виде системной модели, которая включает четыре подсистемы: целевую, функциональную, ресурсную и организационную. Конечной целью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является их интеграция в социум. Промежуточными целями выступают: медико-социальная реабилитация детей с ОВЗ и укрепление их здоровья, формирование у них навыков и умений бытового самообслуживания, общее образование, профессиональное образование, трудоустройство, формирование положительной самооценки.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Эффективная реализация обозначаемых приоритетов представляется весьма затруднительной без специализированного комплексного сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов, поскольку сам процесс инклюзии детей с особыми образовательными потребностями является динамичным и сложным как в организационном, так в содержательном компонентах.

В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.

Широко используются в образовательном процессе информационные технологии, направленные на просвещение родителей об особенностях психического развития детей с разными типами отклоняющегося развития. Использование таких технологий целесообразно на родительских собраниях.

С целью создания и укрепления отношений между родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, и родителями, воспитывающими детей с условно нормативным развитием, эффективно создание психологических клубов для родителей. В работе с родителями активно используются психокоррекционные и развивающие технологии, тренинговые формы работы, направленные на формирование эффективного взаимодействия между родителями. Таким образом, системное психологическое сопровождение родителей позволяет решить задачи полноценного развития всех субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Практический раздел

ПРОЕКТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ДЛЯ КАЖДОГО»

База - МОУ г.Железнодорожного

Объект исследования - психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в условиях единого образовательного пространства.

  Предмет исследования - специально организованные условия, обеспечивающие эффективность развития детей с ОВЗ в семье и инклюзивном пространстве.

Разработанная в проекте системная модель управления данным процессом определяет перспективные направления его исследования.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: