Создание техники танца модерн (1894-1991г. ) – марта грэм. техника Грэхем

 

«В создании своей техники М. Грэхем делает напряжение одним из главных выразительных средств танца, считая, что сама жизнь есть усилие и без усилий мыслей хореографа не передать. Ее техника основывается на ударных импульсах, именуемых сокращениями или «сжатиями» (contraction). Которые проходят по телу, рукам и ногам, подобно тому, как, согласно современной объяснению Агнесс де Миль, «волны движения пробегают по кнуту при ударе». Сокращения и моменты освобождения от сокращения (contraction и release) составляют основу техники Грэхем. Основное внимание Грэхем уделила развитию подвижности спины, позвоночник наклоняется, загибается и поворачивается вокруг своей оси. Важную роль в технике Грэхем играют падения и подъемы. Использование гравитации, приближение к земле играет не менее существенную роль в формировании движения, чем окружающее танцовщика пространство. Важную роль играют движения босой ступни исполнителя, которая не только не только невыворотна, но и не всегда вытянута. «Техника Грэхем» формировалась постепенно на протяжении многих лет. Грэхем всегда порицала дилетантизм и считала, что танцовщик должен развивать свое тело, чтобы сделать его послушным инструментом для танца. Заниматься этим нужно всегда и беспрерывно, и для полного владения возможностями тела требуется многолетний тренаж. Вначале, отрицая, как и все артисты этого направления, балетный театр, Грэхем демонстративно отвергала и классический тренаж. Позднее, по ее признанию, она поняла, что нелепо игнорировать то, что является плодом трехсотлетнего опыта, и взяла для себя из классического танца все, что ей казалось полезным».[1]                                               «Движение никогда не лжет. Оно выдает то, что чувствует ваше сердце» (М. Грэхем). С самого начала своей самостоятельной работы Марта Грэхем утверждала, что танцовщик должен работать в равной степени как физически, так и эмоционально. Даже в состоянии внешнего покоя в ее танце не было расслабления. Фундаментом ее техники стала развитая ею теория contraction и release (сокращения и освобождения).

Contraction подобен удару снизу по диафрагме, как будто при рыдании сильный всхлип выталкивает воздух из тела. Как следствие, таз может наклониться, позвоночник изогнуться, голова откинуться назад, а ладони сократиться в мини-contraction. Но здесь нет расслабления и остановки. После того, как contraction достигает своего предельного состояния, следует release, вызывающий выпрямление и удлинение позвоночника, расширение всего тела в пространстве. Как говорила в личной беседе с автором этого учебника Д. Радди, педагог Центра американского танца Э. Эйли и Джульярдской школы танца, М. Грэхем утверждала, что contraction начинается в глубине таза, между тазовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release.

Сокращение брюшных мышц при contraction происходит в направлении внутрь, вверх и назад к позвоночнику. Далее движение продолжает грудная клетка. Т.о., contraction распространяется снизу вверх из центра таза до основания гортани. Вследствие сокращения внутренних мышц позвоночник изгибается от крестца до верхних позвонков шейного отдела. Голова может завершать движение, продлевая линию позвоночника или отклониться назад таким образом, чтобы подбородок был направлен вверх. В этом, последнем, случае, необходимо не допускать чрезмерного запрокидывания головы в шейном отделе. Шея должна оставаться по возможности длинной, а дыхательные пути свободными, чтобы воздух мог свободно выходить через рот.

При исполнении release брюшные мышцы освобождаются и вытягиваются, обеспечивая поддержку позвоночника в его движении вверх. Последовательно, позвонок за позвонком, позвоночник выпрямляется и удлиняется. Последней в движение приходит голова, возвращаясь в вертикальное положение.

Отдельно необходимо описать исполнение high release. В этом случае, начиная от точки между лопатками, позвоночник вытягивается не вверх, а по диагонали назад, образуя изгиб в грудном отделе. Грудная клетка приподнимается и открывается вверх, голова не запрокидывается, шея остается удлиненной, продолжая линию позвоночника. Взгляд направлен по диагонали вперед и вверх. Это положение также называется high lift. Его можно принимать и без предварительного contraction, в этом случае позвоночник удлиняется, вытягиваясь вверх и назад за макушкой. В других техниках танца модерн для описания этого движения часто используют слово arch (фото 01).

Contraction и release неотделимы от дыхания. В момент contraction выдох как будто опустошает тело. При release, наоборот, происходит вдох и тело, наполняясь воздухом, удлиняется и расширяется. Но дыхание не только функциональная составляющая в этом процессе. Его сила сообщает энергию и динамику движению, придает ему эмоциональную окраску и драматизм.

Важным является также то, что во время contraction происходит аккумуляция в центре тела внутренней энергии, которая при освобождении (release) используется для движения.

Изучение contraction лучше всего начинать в положении сидя на полу. Позиции ног могут быть различными: это может быть параллельная позиция, frog-pozition (колени согнуты, стопы прижаты друг к другу), вторая позиция, turkish position (стопы или свободно лежат на полу или натянуты, касаясь пола только кончиками пальцев). Здесь необходимо заметить, что в технике Грэхем место контакта тела с полом всегда остается активным. Т.е., независимо от позиции и исполняемого движения, в положении сидя ягодичные мышцы сохраняют активное состояние, как будто выталкивая тело вверх от пола.

На первом этапе обучения, пока брюшные мышцы и мышцы спины недостаточно сильны, для поддержки торса полезно использовать руки, положив их ладонями на пол около бедер. Таким образом, танцовщик учится, как бы толкая пол вниз, поднимать тело вверх. В дальнейшем, когда необходимость в опоре на руки отпадает, их работа усложняется: руки переводятся из позиции в позицию в координации с движениями торса.

Не останавливаясь отдельно на работе рук, упомянем только одно положение, т.к. оно уникально и встречается только в технике Грэхем. Это своеобразный contraction ладоней, при котором пальцы прижаты друг к другу, кисти сокращены, а ладони сгибаются таким образом, чтобы образовался угол чуть больше 90° между поверхностью ладони и пальцами. Такое положение рук используется только в сочетании с contraction торса.

При исполнении contraction и release в положении сидя необходимо постоянно сохранять контакт седалищных косточек с полом, не допуская отката на копчик.

Возможно также исполнение contraction в положении лежа (колени согнуты, подошвы на полу). В этом случае таз и поясница остаются прижатыми к полу, а лопатки и плечи отрываются от пола. Голова может завершать линию позвоночника или откинуться назад. Руки обычно вытягиваются вдоль корпуса параллельно полу, внутренней поверхностью вверх, кисти и ладони сокращены (contraction, как описано выше). В этом положении натяжение рук помогает лопаткам оторваться от пола, оставляя плечи раскрытыми. В положении лежа легко проверить правильную работу брюшных мышц: при выполнении contraction они должны, сокращаясь, не выступать наружу, а, наоборот, втягиваться внутрь, образуя вогнутую поверхность, подобную ложке (фото 02).

Существует еще один тест проверки исполнения contraction: учащиеся работают в парах. Один выполняет contraction в положении сидя во второй позиции. Во время исполнения стопы привести в положении flex, руки во второй позиции, ладони и кисти – contraction. Партнер, взяв сзади исполнителя под мышки, немного приподнимает его от пола. Если contraction исполняется правильно, ноги отрываются от пола и их положение относительно торса не меняется.

После изучения contraction во всех позициях сидя, он может выполняться в положении «на четвереньках» и стоя на коленях.

Наконец, последний этап – contraction в положении стоя. Здесь он может сочетаться с движениями рук, сменой позиций ног, demi и grand plie, releve. При выполнении contraction в положении стоя в технике Грэхем важно сохранять направление седалищных косточек и копчика точно вниз, т.е. таз не должен отклоняться назад от вертикального положения.

Понимание contraction и release техники Грэхем - довольно сложная задача. Поэтому автор этого учебника не рекомендует студентам и педагогам, никогда не обучавшимся на семинарах по этой технике и не видевшим лицензированных видеозаписей, использовать эти элементы в своей работе.

Модерн-джаз танец, заимствовав из техники Грэхем идею contraction, видоизменил его форму, сделав возможным начинать сжатие в области живота или выше, в области диафрагмы (именно такой тип contraction предпочитает использовать в своей технике Мэт Мэттокс). При таком исполнении contraction распространяется из центра торса вниз и вверх, а таз посылается вперед.

Приведем еще несколько понятий, пришедших в модерн-джаз танец из техники Грэхем.

Спирали. К этой группе относятся движения, развивающие подвижность позвоночника. Спираль – это последовательное, снизу вверх, скручивание позвоночника вокруг своей оси. Изучение спирали обычно начинается в положении сидя. В этом случае движение начинается с поворота таза, т.е. со смещения седалищных косточек, далее в движение последовательно включаются талия, грудная клетка, плечи, шея и голова. Если представить воображаемую спираль, охватывающую торс, то она будет начинаться от седалищной кости поворачивающей бедра, а заканчиваться в противоположном плече. Оппозиция между этими двумя точками, при сохранении вертикальной оси позвоночника, обеспечивает  сохранение правильного выравнивания корпуса. При выполнении спирали важным также является то, что ощущение максимального скручивания должно возникать под лопатками (фото 03, 04)

Как и contraction, спираль начинают изучать в положении сидя на полу. Позиции ног могут быть любыми. По мере освоения, спираль может выполняться с одновременной сменой позиции ног, например, из параллельной в четвертую (swastika position), и в сочетании с движениями рук. Спираль может быть исполнена как отдельно, так и в соединении с release и high lift. В этом случае скручивание позвоночника происходит последовательно, по мере его освобождения и удлинения.

В положении стоя спираль может начинаться с поворота таза, и в этом случае она часто используется для вращения, а может и с поясничного отдела позвоночника. Именно этот, последний вариант, заимствован модерн-джаз танцем. Для его описания обычно используют термин torso twist.

Tilt (наклон) – это наклон торса в сторону, при которым позвоночник остается длинным и не изгибается. При исполнении tilt происходит сгибание в тазобедренных суставах, и образуется угол между ногами и торсом. Tilt может исполняться на одной ноге, другая нога может быть в положении passé или открыта в сторону. В технике Грэхем корпус обычно наклоняется в сторону таким образом, чтобы образовался тупой угол между ним и опорной ногой, рабочая нога открывается в сторону, противоположную наклону торса, руки вытягиваются во вторую позицию, но ладони направляются вниз, пальцы вместе, голова поворачивается в сторону наклона торса таким образом, чтобы взгляд был направлен вдоль руки по диагонали вниз (фото 05).

Наклоны торса, аналогичные tilt, существуют и в других техниках танца модерн. Модерн-джаз танец использует все варианты подобных движений. Корпус при этом может наклоняться во всех направлениях и под любым углом, главным остается сохранение прямой линии позвоночника. Для описания таких положений часто используется термин lay out.

Принцип чередования contraction и release лежит в основе большей части работы в классе. На нем основаны многие упражнения на растяжение и удлинение позвоночника, выполняемые на полу, упражнения на середине и упражнения на перемещение. Знаменитые падения Грэхем формируются серией contraction и release. В работе на полу также можно отметить последовательности с использованием спирали позвоночника, в которых меняются позиции ног, а иногда и уровень танцовщика по отношению к полу. Каждая из таких комбинаций - своего рода маленький танец. Спирали также фигурируют в упражнениях стоя и при перемещениях. Некоторые виды перемещений в технике Грэхем уникальны, например, triplet, ритм которого «вниз-вверх-вверх» напоминает вальс, однако танцовщик не тает, как в вальсе, а активно, большими шагами движется в пространстве. Другие комбинации на перемещение представляют собой последовательности движений, до этого исполнявшихся на середине, соединенных между собой одним или несколькими шагами. Прыжки могут исполняться как на месте, так и с перемещением.

В течение многих лет техника, так или иначе, видоизменялась ее создателем. Марта Грэхем адаптировала ее к своим новым интересам или к танцовщикам, с которыми работала. То, что преподавалось в Школе Современного Танца Марты Грэхем к моменту ее смерти в 1991 году, было гораздо менее скупо, лаконично и жестко, чем то, что преподавала сама Марта в 1930 году, когда она сформулировала ключевые принципы своей методики. С самого начала Грэхем очень мало использовала выворотность. Параллельная позиция, как и сокращенные стопы, больше соответствовали намеренному примитивизму ее танца. Позднее, движения, придуманные ею для «греческих» танцевальных драм, многие из которых основаны на античных или азиатских стилях, вошли в экзерсис класса, придав ему новую сложность.                 Техника Марты Грэхем является лицензированной. Это значит, что преподавать ее имеет право только тот, кто проучился в школе М.Грэхем не менее двух лет и получил лицензию на право преподавания. В связи с этим подробное описание конкретных упражнений и композиции урока в данной книге невозможно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: