Участие в рынке, удовлетворение потребностей покупателей, получение собственной выгоды - вот что составляет основу агробизнеса

По сути, агробизнес - это двигатель экономики агропромкомплекса, и его основу не может составлять производство сельхозпродукции для собственных нужд. Именно участие в рынке, удовлетворение спроса и извлечение выгоды должны быть базовыми целями участников агробизнеса.

Учитель: Итак, подведем итог: что же такое агробизнес?

Агробизнес - это экономическая деятельность, близко связанная или непосредственно зависящая от земледелия, включая выпуск товаров производственного назначения для сельского хозяйства (например, фермерские машины, удобрения), а также продажу с/х продукции – продовольствия и сырья.

Агробизнес имеет огромное значение для развития страны, так как плоды сельского хозяйства и продукты животноводства всегда находятся в спросе у населения. Это прибыльное дело, но при условии знания всей техники, метода выращивания и ухода за растениями и животными. Во всем мире агробизнес, при соответствующей государственной поддержке, один из самых высокодоходных секторов экономики. Нужно лишь обеспечить приемлемые условия кредитования и возвратность ресурсов. Только при таких условиях будет отдача, будет оборот и денег, и сельхозпродукции.

 «Корреспондент». Может нам пора поговорить о конкуренции? И узнать, что же такое конкуренция?

Конкуренция. Понятие конкуренция и ее виды

Учитель: Конкуренция – это универсальный показатель развитости или недоразвитости конкуренции.

Конкуренция (от латин.) - "бежать вместе", соперничать.

Смысл конкуренции - в обеспечении собственного интереса, экономическое выживание, борьба "всех против всех".

А. Смит трактовал конкуренцию, как поведенческую категорию.

Конкуренция - борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.

Суть конкуренции - постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди. Пример - конкуренция между интернет магазинами.

«Корреспондент»:  А какие виды и функции конкуренции существуют?

Учитель: На этот вопрос вам дадут полный ответ экономисты.

1-й «экономист»:

Виды конкуренции:

1. совершенная конкуренция - конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.

2. несовершенная конкуренция - конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).

3. Ценовая конкуренция - ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) => монополия, степень монопольной власти увеличивается.

4. Неценовая конкуренция - посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.)

 

Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.

Й «экономист»

Функции конкуренции

Cодержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.

В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:

1) регулирующую;

2) аллокационную;

3) инновационную;

4) адаптационную;

5) распределительную;

6) контролирующую.

 

Совокупность перечисленных функций обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет правила ведения бизнеса соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

1-й «экономист». Положительные стороны конкуренции:

- она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции исчезают экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

- она чутко реагирует на изменение спроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

- выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики

В заключении хотелось бы отметить, что аграрная сфера в России приобрела совсем другой характер, в связи с проделанной реформой. Но все равно, совершенствоваться всегда надо, тем более что мы живем в мире усовершенствованных технологий, которые являются главным помощником в реализации каких-либо идей. Главное это найти людей, которые полны новыми идеями. Так же следует сказать о конкуренции, как части рыночной экономики. В современном мире без конкуренции никак не обойтись, это касается как экономической сферы, так и политической, и любых других.

Учитель:

Давайте разберемся

1. В какие годы Россия занимала лидирующие позиции на рынке, почти по всем показателям, опережая страны ЕС? (в начале 1990 годов)

2. Когда и где были сформулированы цели и задачи аграрной реформы? (в декабре 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР).

3. Что является важнейшей частью аграрных преобразований (земельная реформа)

4. В каком году было завершено перераспределение земель по категориям граждан и юридических лиц и формам собственности (К моменту принятия новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.)

5. Что такое агробизнес? (Агробизнес - это экономическая деятельность, близко связанная или непосредственно зависящая от земледелия, включая выпуск товаров производственного назначения для сельского хозяйства (например, фермерские машины, удобрения), а также продажу с/х продукции – продовольствия и сырья).

6. Происхождение слова «Конкуренция» (от латин.) - "бежать вместе", соперничать.

7. Суть конкуренции? (постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца).

8. Что значит быть конкурентносособным? (Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди).

Рефлексия

«Микрофон»

· Учитель: Что запомнилось вам больше всего?

Домашнее задание.

Напишите сочинение о своем будущем, как Вы его видите, чем хотите заниматься, к чему стремитесь. А для того чтобы вам было проще, выполняйте задание следующим образом:

План работы с сочинением о будущем:

  1. Представить образ своей мечты.
  2. Написать сочинение по плану:

- Вступление (в чем заключается моя мечта, краткое описание, как возникла идея, что меня мотивирует, значение мечты для себя и общества, в чем ее польза)

- Основная часть (этапы ее достижения, как я к ней иду, сроки, полное описание средств, необходимых для ее исполнения).

- Заключительная часть (что я буду делать с тем, что получил в результате ее осуществления, какие перспективы моя мечта откроет для будущего).

На закуску»

«Это интересно»

Агробизнес прошлого и настоящего

Агробизнес 1.0 процветал до начала ХХ века. Он основан на крестьянских традициях, которые развивались тысячелетиями в разных странах земного шара. Он до сих пор остается основным видом сельского хозяйства в мире. При этой форме преобладает много мелких разноплановых хозяйств, часто семейных, которые приспособлены к конкретной местности. Также агробизнесу 1.0 свойственна достаточно низкая продуктивность и – с другой стороны – широкое использование ручного труда.

Аргобизнес 2.0 созрел с развитием технологий и химической промышленности. Он представляет собой уже не простой крестьянский труд, а сельскохозяйственную индустрию со свойственными ей новыми инструментами производства, управленческими практиками, синтетическими пестицидами и т.д. Множество мелких хозяйств сменяются на аграрных гигантов. Для агробизнеса 2.0 характерны относительно низкие вложения при растущей урожайности и, соответственно, прибыли. Сельское хозяйство приобретает чисто экономический характер, главная задача которого произвести как можно больше дешевой еды. В то время, как количество выпускаемой продукции действительно неуклонно растет, ее качество часто можно поставить под сомнение. Один из недостатков агробизнеса 2.0 – низкая степень осведомленности о влиянии на окружающую среду реагентов и удобрений.

Аграриям пора улучшать прибыльность, а не производительность

Агробизнес 3.0 – это пока что новое явление, которое только начинает воплощаться в жизнь. По мнению американского специалиста Джима Будзински, агробизнес 3.0 характеризуется двумя принципиальными изменениями:

1. Главным стремлением аграриев станет не производительность, а прибыльность. Раньше сельхозкомпании старались с каждым годом уменьшить исходные затраты и произвести больше, чтобы и выручить больше. Теперь же им предстоит искать пути улучшения качества продукции, раскрутки новых, более дорогих ее видов, что также позволит увеличить доходы предприятия.

2. Агробизнес откажется от узкой специализации в пользу интеграции. При агробизнесе 2.0 можно было выбрать одну узкую задачу и преуспеть в ней. Теперь же лидерами станут те, кто сможет успешно соединить все этапы производства в одну цепь.

Первопроходцы в сфере агробизнеса 3.0 выделяют еще несколько ключевых моментов, которые будут отличать новый этап от предыдущего:

§ Бизнес-структура – переход от индивидуальной собственности предприятий к институциональной.

§ Риск-менеджмент. Поскольку государственная поддержка сельского хозяйства сократится, аграриям следует самим пытаться минимизировать возможные потери.

§ Забота об окружающей среде. Если агробизнесу 2.0 было свойственно пренебрежение экологическими проблемами, то для агробизнеса 3.0 характерно бережное отношение к природе.

§ Целесообразное использование удобрений. Если раньше для удобрения почвы применялись дешевые элементы в избыточном количестве, то теперь их заменят более дорогостоящие, но действенные.

§ Борьба с болезнями растений и против сорняков – от поствременных методов к профилактическим.

§ Беспахотное земледелие. Обработка почвы будет считаться большой тратой ресурсов, в результате появятся новые технологии, которые сделают возможным нулевую обработку почвы.

Конечно, даже в развитых странах далеко не все производители захотят преобразовать свой бизнес в соответствии с версией 3.0. Но более крупные и прогрессивные бизнесмены скорей всего так и поступят. Более мелкие (и более консервативные) фермеры сосредоточатся на производстве дешевой продукции и тоже смогут неплохо зарабатывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: