Методические рекомендации по написанию и оформления выпускной квалификационной работы
В организации продуктивной работы над ВКР принципиальное значение имеют следующие моменты.
1. Выбор темы исследования:
− тема должна соответствовать программе образовательной подготовки студента;
− тема должна быть не только интересна студенту и научному руководителю и находиться в зоне компетенции последнего, но и быть проблемной, актуальной, востребованной современной коррекционно-педагогической теорией и практикой;
− тема может быть выбрана, исходя из плана научно-исследовательской, хоздоговорной работы кафедры;
− тема может быть выбрана в соответствии с запросом (заявкой) образовательной организации.
2. Формулировка темы исследования:
− в формулировке темы должен быть представлен предмет исследования, (Например,«Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»; «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня»; «Предупреждение нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи»);
|
|
− если в формулировке темы встречаются понятия «условия, аспекты, средства, педагогические основы, принципы, методы, способы, факторы, формы», очень важно, чтобы автор хорошо разбирался в этих понятиях и они нашли полное отражение в работе;
− если в формулировке темы встречаются термины «влияние, зависимость» и т.п., необходимо использование методов математической статистики.
Темы ВКР и закрепление научных руководителей утверждаются на заседании кафедры не позже сентября месяца текущего года. Корректировка темы возможна до конца января по согласованию с научным руководителем, заведующим кафедрой, с последующим утверждением на заседании кафедры.
Для утверждения темы необходимо подготовить презентацию:
1 слайд: тема, научный руководитель, исполнитель работы;
2 слайд: актуальность (проблема);
3 слайд: объект, предмет, цель, задачи работы;
4 слайд: теоретико-методологическая база исследования, методы исследования;
5 слайд: этапы работы над ВКР.
Предзащита ВКР проходит в несколько этапов*.
* - график этапов выполнения ВКР по датам обновляется ежегодно и размещается на информационном стенде кафедры.
1 этап – студенческая научная конференция (апрель);
2 этап – выступление в присутствии научных руководителей (середина мая);
3 этап – официальная предзащита на заседании кафедры (июнь).
Обязанности научного руководителя. Научный руководитель консультирует студентов по вопросам выполнения ВКР не реже 1 раза в месяц, график консультаций размещен на стенде кафедры.
|
|
В обязанность руководителя входит оценка ВКР в системе «Антиплагиат», написание «Отзыва научного руководителя».
Отзыв научного руководителя включает в себя экспертную оценку работы студента и характеристику его профессиональных качеств.
Например,
Отзыв на выпускную квалификационную работу «Преодоление общего недоразвития речи путем формирования межполушарного взаимодействия» студентки IV курса гр. 29СдО145-1
К…….. й И.Ю.
Тема выпускной квалификационной работы утверждена своевременно, студенткой был соблюден график посещения консультаций руководителя, предзащиты пройдены своевременно.
В работе соблюдены технические требования (размер страницы, поля, шрифт, интервал). В тексте отсутствуют ошибки, справочный аппарат, таблицы, графики и рисунки оформлены в соответствии с требованиями.
Имеются данные об оригинальности текста работы и данные об апробации (справка о внедрении, диплом победителя студенческой научной конференции, ксерокопии опубликованных научных работ).
Тема выпускной квалификационной работы имеет новизну и позволяет в процессе работы над ней обеспечить отработку профессиональных компетенций, трудовых действий, готовность работать в соответствии с требованиям ФГОС и профессиональных стандартов. Оглавление соответствует теме и позволяет раскрыть ее. Во введении выделены: актуальность, противоречие, проблема исследования. Методологический аппарат сформулирован корректно (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологическая основа, методы и методики, этапы исследования, структура и объем работы). В работе указана база исследования, обозначены ожидаемые результаты, показана практическая значимость работы и представлены данные об апробации. В работе имеется словарь основных терминов, используемых в работе (со ссылками на первоисточники).
Содержание бакалаврской работы соответствует теме исследования. Характер работы аналитический, четко просматривается глубина анализа, самостоятельность, творческий подход. Материал изложен грамотно, ясно и доступно. Параграф завершает вывод с описанием перехода к следующему параграфу. Выводы по главам отражают основное содержание параграфов глав. Имеется сбалансированность теоретической и эмпирической глав. Глава 2 о содержании констатирующего исследования, глава 3 о содержании формирующей работы.
Заключение отражает основное содержание работы, показывает степень решения выдвинутых задач, достижения цели и степень подтверждения гипотезы. В списке литературы 50 источников, оформленных в соответствии с требованиями, из них: 20% – учебные пособия и справочная литература; – не менее 30% – изданные за последние 5 лет; – не менее 20% – из научных периодических журналов; – не менее 20% – с использованием интернет-источников.
В приложении представлен текст диагностического инструментария, бланки диагностического обследовании, протоколы результатов обследования.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы И. Ю. зарекомендовала себя очень самостоятельной, профессиональной, в высшей степени ответственной студенткой на всех этапах совместной работы. Тема предложенной ей работы требовала глубокого освоения логопедических и нейропсихологических методов, с чем она успешно справилась. Ею проделана большая работа, освоены новые методы и разработана программа комплексной коррекции с блоками кинезиологических упражнений, которая, безусловно, будет востребована в профессиональной деятельности. И. Ю. глубокий, увлеченный, позитивный человек, эти качества незаменимы в избранной ею профессии.
Работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам и заслуживает оценки «отлично».
|
|
Научный руководитель
канд.биол.наук, доцент
Студенты знакомятся с проектом отзыва на первом организационном собрании.
На заседании кафедры (не позже февраля) ежегодно принимаются обновленные требования к оригинальности текста в системе «Антиплагиат». Нижняя граница оригинальности – 50%. Степень оригинальности работы учитывается при защите ВКР. При показателе ниже 50% ВКР не может быть оценена положительно.
При прохождении преддипломной практики студенты должны апробировать коррекционную программу и получить справку о внедрении в учреждении.
Образец оформления ВКР ежегодно обновляется с учетом общих требований ТюмГУ и хранится на кафедре.