Социальная структура и ее трансформация

В начале XX в. в государственных документах все подданные Российской империи делились на четыре сословия («состояния»): дворянство, духовенство, городские обыватели (почетные граждане, гильдейское купечество, мещане и посадские, ремесленники или цеховые) и сельские обыватели (то есть крестьяне). Местное (нехристианское) население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное «состояние» и называлось инородцами. Эта категория управлялась по особому закону. Инородным элементом считались в Российской империи некрещёные (не принявшие православия) евреи. Им запрещались покупка и аренда земли, ограничивался свободный выбор места жительства, учёбы, многие виды деятельности.

В реальной жизни происходило размывание сословных перегородок, и население всё более четко разделялось по классовому, т.е. экономическому, признаку. Формировались социальные группы капиталистического общества – классы буржуазии и пролетариата. Вместе с тем внутри самих классов происходили процессы расслоения, размывания, множество людей находилось в промежуточном, пограничном состоянии между различными классами.

Курс на индустриализацию привел к увеличению численности пролетариата. К началу века в России имелось примерно 13 млн. наемных рабочих. Среди них 2,8 млн. составляли потомственные пролетарии, остальные относились к пролетариям первого поколения.

Положение трудящихся особенно ухудшилось во время кризиса 1900-1903 гг., когда многие из них потеряли работу и влачили нищенское существование. В стране росло стачечное движение. Проблема пролетариата – рабочий вопрос – требовала своего разрешения.

Государственное устройство и внутренняя политика.

Российская империя была наследственной монархией. «Самодержец всероссийский» обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, был верховным руководителем вооруженных сил, все жители России являлись его подданными.

Высшей законосовещательной инстанцией являлся Государственный Совет, созданный ещё в 1810 г. Члены и председатель Совета назначались царём. К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял своё значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам. Синод управлял делами православной церкви. Исполнительная власть принадлежала министерствам. До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовал Совет министров и комитет министров.

В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. С. Ю. Витте первоочередными считал экономические преобразования, а среди них – реформы в области промышленного производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны – задача не только экономическая, но и политическая, так как её осуществление позволит постепенно вытеснить с политической сцены дворянство, заменив его представителями крупного капитала, которые и скорректируют политическое устройство страны.

Главным оппонентом Витте выступал министр внутренних дел В. К. Плеве, который считал, что у России «своя отдельная история и специальный строй». Он считал, что страна нуждается в некоторых реформах, в том числе в постепенном введении самоуправления, однако, инициатива в вопросе о преобразованиях должна была принадлежать правительству.

Особое внимание Плеве уделял расширению сети отделений по охране порядка и общественной безопасности. Начальником Московского охранного отделения С. В. Зубатовым была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Его замысел заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы правительства не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей и, что улучшить своё материальное положение рабочие могут только в союзе с властью.

По инициативе Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901-1902 гг. в Москве, а затем и в других городах были созданы легальные рабочие организации. Однако участие рабочих в стачках вызвало недовольство фабрикантов, и Зубатов был отправлен в отставку

В 1904 г. Николай II назначил министром внутренних дел виленского губернатора князя П. Д. Святополк-Мирского, известного своими либеральными настроениями. В ноябре 1904 г. Святополк-Мирский предложил включить в состав Государственного совета выборных от земств и городских дум, расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, распространить земства на всю территорию империи. Среди предложенных мер значились также сближение крестьян в имущественных правах с другими сословиями, издание закона о правах еврейского населения и т.д. Однако планы Святополк-Мирского практически не были реализованы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: