План урока
1. Влияние европейской культуры.
2. Образование.
3. Научные знания.
4. Литература.
5. Архитектура.
6. Живопись.
7. Театр.
8. Культурное взаимодействие народов России.
Проблемные вопросы
— Почему в XVII в. усиливается влияние европейской культуры?
— Было ли это полезным и закономерным?
1. Влияние европейской культуры
— Какова основная особенность средневековой культуры?
Духовная жизнь находилась под полным контролем церкви, что отражалось на образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличии от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развиваться достаточно рано, в России еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в XVII в. появляются элементы западноевропейской культуры (например, театральные постановки при дворе Алексея Михайловича).
— Работая с п. 1 § 26 учебника(с.94- 95) приведите примеры, подтверждающие усиление влияния европейской культуры на культуру России в XVII в., и ответьте на вопросы.
— Какие категории европейского населения ехали в Россию в XVII в.?
— Было ли строительство Немецкой слободы закономерным явлением?
— Как влияли представители различных национальностей на культуру и быт русского народа?
2. Образование
— Какое образование существовало на Руси в Средние века?
— С чем был связан рост потребности в образованных людях в XVII в.?
Запись в тетради
Причины роста потребности в образованных людях в XVII в.:
1) оживление торгово-промышленной деятельности;
2) рост государственного аппарата;
3) возобновление связей с зарубежными странами.
Мы выяснили, что экономическое развитие страны потребовало немалого числа образованных людей.
Прочтите пункт 2 параграфа 26 – с.95-96 Вопросы к классу (устно)
— Какие новые черты появились в образовании в XVII в.?
— В чем они выражались?
В XVII в. возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди страшат что медведи».
— Что означала эта поговорка?
— О каком факте она свидетельствовала?
3. Научные знания. Прочтите пункт 3 на с.96-97
Вопросы к классу (устно)
— На какой стадии находилась наука в России в XVII в.? Обоснуйте свой ответ.
— Как развивались географические знания?
— Как применялись научные знания?
4. Литература Прочтите с.97-98
Вопросы к классу
— Какие новые жанры появились в русской литературе в XVII в.?
— С чем это было связано?
5. Архитектура. Читаем с.98-100
Какие новые черты в архитектурном строительстве можно выделить?
6. Живопись Читаем с. 100
Вопросы к классу
— Какие новые явления возникли в русской живописи в XVII в.?
— Чем вы это можете объяснить?
7. Театр
Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Эти бродячие артисты собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные музыкальные инструменты (дудки, гусли), кукол, самодельные костюмы.
Иногда скоморохи, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.
Творчество скоморохов оказало большое влияние на развитие русского театра, многие элементы и детали которого были взяты из народных представлений. Собственно первый театр в России был открыт при дворе Алексея Михайловича в 1672 г. А автором идеи был боярин Артамон Матвеев, часто бывавший в Европе и посещавший там театральные представления.
В России еще не было ни артистов, ни драматургов. По поручению А. Матвеева пастор из Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.
В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло около 10 ч, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой мужественно высидели до конца.
В 1673 г. театральные подмостки перенесли в Кремль. Грегори написал новую пьесу, на этот раз о Юдифи. Театр стал главным развлечением царя.
После смерти Грегори в 1675 г. во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько драматических постановок. Однако придворный русский театр прекратил свое существование в 1676 г., после смерти царя Алексея Михайловича.
Вопросы к классу
— Что общего между театром и представлениями скоморохов?
— В чем их основные различия?
— Почему театр прекратил свое существование после смерти Алексея Михайловича? При ответе на вопрос используйте материал п. 7 § 26 учебника.
8. Культурное взаимодействие народов России
— Работая с п. 8 § 26 учебника, определите, почему десятки народов, населявших Россию, так мало знали о культуре друг друга.
Новые элементы в культуре России XVII в. (записать)
Сфера культурной жизни | Новые элементы | Пример |
Просвещение | Массовое издание букварей и грамматик | В. Бурцов-Протопопов «Букварь» (1634 г.) М. Смотрицкий «Грамматика» (1648 г.) |
Появление зачатков высшего образования | Славяно-греко-латинское училище (1687 г.) | |
Литература | Исторические сочинения и песни публицистического характера | «Повесть об Азовском осадном сидении» |
Сатирическая повесть | «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная» и др. | |
Биографическая повесть | «Повесть об Улиянии Осорьиной» | |
Автобиография | «Житие протопопа Аввакума» | |
Информационная газета | «Куранты» (с 1621 г.) | |
Архитектура | Шатровый стиль | Церковь Вознесения в Коломенском |
Нарышкинское (московское) барокко | Церковь Покрова в Филях | |
Живопись | Черты реализма в иконописи | С. Ушаков «Спас Нерукотворный», представители ярославской школы |
Портретная живопись | Парсуны Алексея Михайловича, Федора Алексеевича | |
Театр | Первый придворный театр | Труппа из 60 иностранцев (в основном немцев), авторы пьес — пастор Г. Грегори, затем Гивнер |
Вывод: В XVII в. в русской культуре активно развиваются светские элементы, а творения архитекторов, писателей, художников отходят от привычных канонов и обретают индивидуальные черты.
Домашнее задание:
1. Посмотреть видеоматериал по ссылке.. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2042/main/
2. Прочитать параграф 26
3. Ответить на вопросы на с. 102 устно
4. Выполнить задание 6 на с.103 (по желанию.)