Планирование - это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства.
Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, графоаналитический и программно-целевой.
Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана.
Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень.
Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
|
|
Графоаналитический метод даёт возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами.
Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.
Методологические принципы планирования:
1) принцип альтернативности. Требует проведения многовариантных разработок планов;
2) принцип системности. Предполагает исследование количественных и качественных закономерностей, создание системы показателей, методов, моделей, которые бы позволяли построить целостную картину его развития;
3) принцип согласованности. Предполагает согласованность планов, различных по масштабу, планируемому периоду;
4) принцип непрерывности. Должна быть увязка планов по разным временным аспектам;
5) принцип комплексности. Рассмотрение всех сторон объекта исследования во взаимосвязи с внешними процессами;
6) принцип оптимальности - из всех возможных вариантов развития должен выбираться оптимальный;
7) принцип сбалансированности заключается в балансовой увязке показателей и установлении пропорций;
8) принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов.
Виды планов.
1. По срокам различают следующие виды планирования:
а) перспективное планирование основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическое планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование.
|
|
б) текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные;
в) оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех - участок - бригада - рабочее место.
2. По содержанию планов: технико-экономический, организационно-технологический, социально-трудовой, финансово-инвестиционный и т. д.;
3. По уровню управления: фирменное, заводское планирование;
4. По методам обоснования: рыночное, административное планирование;
5. По сфере применения: межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
6. По стадиям разработки: предварительное и окончательное;
7. По степени точности: укрупненное и уточненное.
8. По типу составления: выделяют целевое и поисковое планирование. Целевое планирование предполагает сперва установку желаемых целей, а затем определение необходимых для достижения этих целей ресурсов. Поисковое планирование противоположно - определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которых будет возможно достичь с данными ресурсами.