Выводы по результатам

  К 1-му уровню успешности, относятся дети, которые концентрируют внимание, тщательно разглядывают все элементы изображенных фигур. Продуктивность дифференцирования их среди аналогичных фигур достаточно высока (6-8 фигур из 9).
   Ко 2-му уровню относятся дети, которые не столь внимательны, поэтому продуктивность их запоминания и узнавания ниже (5 фигур из 9).        

   К 3-му уровню относятся дети, которые при непроизвольном запоминании идентифицируют 3-4 фигуры из 9. Однако, если при повторении задания дается установка на запоминание, это существенно улучшает результат (5-7фигур).       

   К 4-му уровню относят детей, узнавших менее 3 фигур.

 


МЫШЛЕНИЕ

        Быть готовым к школе – это прежде всего иметь базу для развития интеллектуальных способностей, включающие возможность наглядно-действенного, словесно–логическая, образно–логического и сенсомоторного мышления.        Усвоение любого учебного предмета предусматривает наличие у ребенка способностей (умений):

  • анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей;
  • устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • строить самостоятельные умозаключения или выводить закономерности на основе анализа, синтеза, обобщения, классификации.

      Без всех этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребенка в школе. Предлагаемые методики помогут выявить уровень развития мыслительных процессов.

Исключение лишнего»

Лабиринт»

Матричные задачи Раввена»

Нелепицы»

Последовательность действий»

Результаты обследования по каждой методике заносятся в регистрационный бланк №2

«Бланк регистрации индивидуальных результатов изучения интеллектуального развития ребенка старшего дошкольного возраста» в соответствующую графу.

 

Методики

     №1 «Исключение лишнего» (изучение способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки).

Материал для использования: рисунки  11а, б, в; 12а, б, в, г; 13а, б, в.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что здесь лишнее?

- Почему? Назови отличительный признак.

- Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

   Выводы по результатам.

К 1-му уровню относятся дети, которые справляются  с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

Ко 2-му уровню относятся дети, которые правильно выполняют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызывает.

К 3-му уровню относятся дети, которым необходимо неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов.

К 4-му уровню относятся дети, которые полностью не справились с заданием.

Если ребенку при выполнении задания трудно подобрать обобщающее слово, рекомендуется сузить круг поиска, например, задав вопрос: «Это мебель, посуда или одежда?»

Достаточно эффективной оказывается активизация пассивного словаря с помощью ассоциаций, например, ребенка можно спросить: «А что мама моет после ужина?»

В бланке регистрации индивидуальных показателей следует обязательно указать, какие дополнительные виды помощи были использованы.

 

№2 «Лабиринт»  (изучение развития наглядно-образного   мышления). автор Л. А. Венгер

Материал для использования: рисунки 14а, б.

Ребенку предлагается пошагово соотносить рисунок со схемой в соответствии с правилом, организовывать свою познавательную деятельность, действовать в соответствии с целью. При выполнении задания оценивается способность ребенка работать в плане схем и знаков, решать задачу, ориентируясь на ряд признаков, учитывать целое пространство и его отдельные элементы. Тестовый материал представлен в  рисунках

   Выводы по результатам.

К 1-му уровню успешности относятся дети, проявляющие большую познавательную активность, концентрацию внимания при рассмотрении плана и продвижении по схеме. У них практически не наблюдается ошибочных ходов.

Ко 2-му уровню относятся дети, которые отличаются от предыдущей группы более длительным периодом ориентирования по плану. Они допускают небольшое количество ошибочных ходов, но сразу исправляют ошибку.

К 3-му уровню относятся дети, которые так же проявляют большую заинтересованность. Однако индивидуальные особенности, трудности в пространственной ориентации и концентрации внимания не позволяют этим детям быть столь же успешными.

К 4-му уровню относятся дети, не способные ориентироваться по плану и соотносить свои действия со схемой.

 

     Для облегчения выполнения задания детям, продемонстрировавшим 3-й и 4-й уровни успешности, можно дать инструкцию следующего содержания: «Помоги мышатам найти клад Кота Леопольда» (Рис. 14а).

 

 

№3 «Матричные задачи Раввена» (выявление уровня развития основных компонентов наглядно-образного мышления: зрительный анализ целого пространства и его отдельных частей, зрительная манипуляция образами, выявление закономерностей (закономерностей изображения как целого, так и логических закономерностей).

     Материал для использования: рисунки 15 а,б, в, г, д.

Методика позволяет оценить способность ребенка к определению тождества в простых рисунках, у становлению так же в сложных рисунках, решению задач на простую аналогию. Для проведения диагностики нами были отобраны задания А10, В9 и В10 (см. рис. 15 в, г, д).

   Выводы по результатам.

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые  решают задачи всех типов: установление тождества в простых рис (А4), установление тождества в сложных рисунках (А выявление простых аналогий (В9, В10). Они самостоятельно анализируют простую наглядную ситуацию, выделяют в ней существенные признаки и осуществляют их мысленный синтез. При этом отмечаются внимательное выслушивание инструкции, целенаправленная мыслительная деятельность, самоконтроль.

Ко 2-му уровню относятся дети, которые также справляются со всеми типами задач, однако для успешного выполнения задач третьего типа (выявление простых аналогий) им требуется помощь. В дальнейшем они усваивают принцип решения и действуют уже безошибочно.

К 3-му уровню относятся дети, выполняющие задание частично. Наибольшие трудности вызывают у них задания третьего типа на установление простых аналогий. Задания второго типа (установление тождества в сложных рисунках) решаются с переменным успехом (в зависимости от степени концентрации внимания). Ошибки, на которые обращают их внимание, тут же исправляются. Задания первого типа (установление тождества в простых рисунках) затруднения не вызывают и выполняются самостоятельно и быстро.

      К 4-му уровню относят детей, которые справляются только с первым заданием. Выполняя задания второго и третьего типа, они просто хаотично перечисляют возможные варианты ответов, избегая интеллектуального усилия.

 

 

 

 

 

                                                         

                         Рис. 15 д

 

 

№4 «Нелепицы» (определение умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль).

    Материал для использования: рисунки 16 а, б, в.

    Инструкция: ребенку предлагается картинка с изображением нелепой ситуации со словами: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то скажи об этом и объясни, почему это не так и как должно быть на самом деле».

       Ребенку демонстрируется картинка. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время показа картинки и выполнения ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему и как на самом деле должно быть.

 

   Выводы по результатам.

I уровень (высокий)  – ребенок справился с заданием в течение 3-х минут, заметил

                                   все 8-10 имеющихся на картинке нелепиц (что не так) и сумел                

объяснить, как на самом деле должно быть.

 

II уровень (средний) –  ребенок отметил все имеющиеся нелепицы, но 1-3 из них не

                     сумел до конца объяснить (как на самом деле должно быть).

 

III уровень (низкий) – ребенок заметил не все нелепицы и большую часть из них

                                  не смог правильно объяснить

IV уровень (недостаточный) – ребёнок не смог ничего объяснить.

 

 

        

 

   Рис. 16 а

 

 Рис. 16 б

 

Рис. 16 в

 

№5 «Последовательные картинки» (выявление уровня сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ).

   Материал: рисунки  17а, б, в, г, д.

  Инструкция: детям предлагается набор из 4 или 6 картинок, перемешав их, положить перед ребенком со словами: «У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)».

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: