Министерство науки и высшего образования РФ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Факультет естествознания, физической культуры и туризма
Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Дисциплина: «Методика обучения и воспитания»
Ф.И.О. Терентьев Иван Валерьевич.
Группа БЖ-1801z.
Тема 3. Межпредметные связи предмета ОБЖ с другими образовательными предметами
Задание 1. Раскрыть функции межпредметных связей и их особенности (образовательная, воспитательная, развивающая). Методологическая функция межпредметных связей.
Образовательная – состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
Воспитательная – выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
|
|
Развивающая – определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Методологическая – выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Задание 2. Заполните таблицу «Виды межпредметных связей».
№ п/п | Вид межпредметных связей | Краткая характеристика | Примеры (3 примера связанных с предметом ОБЖ, с указанием классов и названия тем). «Предмет» – «ОБЖ» |
1 | Предшествующие | Раскрытие того или иного вопроса когда преподаватель опирается на знания обучающихся, полученных при изучении других предметов. | Физика 9 кл.: «Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора» – «Аварийно - спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения». Физкультура с 5 по 9 кл. «ОФП» – «Основы военной службы». Обществознания 9 кл.: «Семейные правоотношения» – «Основы семейного права в Российской Федерации». |
2 | Сопутствующие | Ряд фактов, понятий, когда определенная информация одновременно разбираются на уроках нескольких предметов. | История, обществознания 10 кл.: «Памяти поколений - дни воинской славы России», «Дни воинской Славы России» – «Основы военной службы». Химия, экология 9 кл.: «Аварийно химические опасные вещества», «Химические факторы загрязнения окружающей среды» – «Обеспечение химической защиты населения». Математика, география 7 кл.: «Умение делать расчеты при решении ситуационных задач», «Ориентирование на местности. Карты» – «Способы ориентирования и определение направления движения». |
3 | Перспективные | Изучение материала по одному предмету, опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. | Физика 11 кл.: «Строение атомного ядра. Ядерные силы» – «Ядерное оружие, его классификация». Химия 10 кл.: «Химические отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества» – «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия». |
|
|
Задание 3. Какие педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний создаются в процессе обучении ОБЖ?
- Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.
- Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.
- Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.
- Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.
- Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.
Задание 4. Особенности применения межпредметных связей во внеурочной деятельности и воспитательной работе по предмету ОБЖ. Как реализуются?
Наиболее успешно, как показывает анализ работы преподавателей ОБЖ, осуществленной на основе межпредметности, происходит при выполнении следующих методических и педагогических условий:
- выделение комплексной проблемы, задачи, позволяющей группировать знания из разных предметных областей вокруг одного объекта познания;
- включение воспитательных задач, вопросов практичеcкой деятельности учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания ОБЖ;
- опора на уже имеющиеся устойчивые интересы школьника и умение найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
- закрепление, расширение и углубление во внеклассной работе объема знаний по ОБЖ, умений и навыков, полученных на этих уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь с учебной деятельностью;
- обеспечение высокой активности и интереса учащихся при применении знаний из других областей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по ОБЖ;
- реализуемые во внеклассной воспитательной работе межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны способствовать пониманию воспитанниками сущности рассматриваемых понятий и явлений.
Задание 5. Приведите примеры форм внеклассной воспитательной работы межпредметного характера: индивидуальная, групповая и массовая.
К индивидуальным формам относятся:
- выполнение рефератов, сочинений, докладов;
- самостоятельные исследования;
- сбор материалов межпредметного содержания.
К групповым формам относятся:
- межпредметные тематические кружки;
- практические работы;
- обсуждение книг;
- оформление стенных газет;
- игры межпредметного содержания;
- групповые творческие задания и т.п.
К массовым формам работы относятся:
- межпредметные экскурсии;
- вечера;
- конференции, лектории, олимпиады;
- турниры, конкурсы и т.п.