Введение
В современном мире развитие цифровой экономики актуально для всех стран мира, так как цифровые технологии стали неотъемлемой частью во всех сферах жизни общества. Реализация цифровых технологий не обошла стороной и сферу образования, что диктуется актуальностью рассматриваемых проблем:
- цифровые технологии в образовании поддерживаются на государственном уровне и широкой общественностью;
- это инструмент эффективной доставки информации и знаний студентам;
- это инструмент создания учебных материалов;
- это инструмент эффективного способа преподавания;
- это средство построения новой образовательной среды.
Методически цифровизация системы образования опирается на новые образовательные стандарты, используя новый компетентностный подход, что приводит к серьёзной перестройке образовательного процесса и изменению роли педагога.
Это является поводом для дальнейшей реорганизации образовательного процесса и приведёт к глубоким изменениям на рынке труда.
|
|
Цель исследования: выяснить роль образования в развитии цифровой экономики.
Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие цифровой экономики, её преимущества и недостатки.
2.Раскрыть роль образования в цифровой экономике.
2.Описать современное развитие образования в условиях цифровой экономики.
В реферате можно обозначить объект и предмет исследования, где объектом является цифровая экономика, а предметом – роль образования в развитии цифровой экономики.
Основная часть
На сегодняшний день человечество развивается стремительными темпами, в том числе технологии и информационные изобретения. Усложнение общественного строя, основой которого выступают современные цифровые технологии, ставит на первый план вопрос о формировании цифровой экономики.
Цифровая экономика – это экономика, основанная на цифровых технологиях, к которым в основном относятся сервисы по предоставлению онлайн – услуг, электронных платежей, а также интернет – торговля товарами и услугами.
К преимуществам цифровой экономики относятся:
- увеличение эффективности труда;
- полная централизованность управления, налогообложения и контроля;
- глобальная автоматизация и стандартизация всех хозяйственных процессов: производственных, образовательных, медицинских, социальных и т.д;
- снижение бюрократии и коррупции;
- переход от наличных денег к электронным;
- сведение к нулю связи экономического и производственного факторов от непостоянности человеческого фактора (личные качества людей, их эмоциональное состояние и самочувствие прекращают влиять на профессиональную продуктивность).
|
|
Однако помимо явных преимуществ развитие цифровой экономики влечёт за собой такие риски, как:
- роботизация производств и услуг увеличивает уровень безработицы (большое количество нынешних специальностей и компетенций, за не востребованностью, исчезают, что не способствует социальной гармонии);
- снижение человеческих и кадровых возможностей (существенная часть людей не справится с «современной» работой в виду своей неподготовленности;
- компьютеризация с раннего возраста приводит к формированию у детей машинного мышления (моментального, математически-линейного, фрагментарного, поверхностного) в ущерб системному (многоплановому, целостному, философскому, комплексному).
- за отсутствием экономической надобности, уменьшается, а затем и вовсе пропадает индивидуальность, пропадает фантазия;
- связь с реальным окружающим миром, вовсе скоро разорвётся («компьютерное» поколение со временем замыкается лишь на коммуникации с искусственным интеллектом, через него же и строит общение с другими).
Цифровизация российской экономики ставит работников и работодателей перед необходимостью адаптации к новым условиям. Для успешного развития цифровой экономики система образования и переподготовки кадров должна обеспечивать экономику специалистами, соответствующими требованиям цифровой эпохи. Государства, сумевшие адаптировать свою образовательную инфраструктуру к новым потребностям, смогут значительно укрепить свои экономические позиции при переходе к цифровой экономике.
У России есть все шансы поддержать собственную конкурентоспособность путем модернизации систем образования и профессиональной переподготовки кадров.
Одним из первых шагов государства по адаптации системы образования к потребностям цифровой экономики может стать обновление устаревших программ профессионального образования и повышения квалификации для ликвидации пробелов в цифровых навыках, необходимых в современной экономике.
Необходимо сформировать и постоянно пополнять запас открытых общеобразовательных, общеразвивающих онлайн-ресурсов и ресурсов профессионального образования, начиная от отдельных заданий и завершенных блоков содержания, до курсов и модулей формирования заданных компетенций и целостных открытых систем содержания образования определенного уровня, дополняемых внутрикорпоративными образовательными ресурсами.
Заключение
Среди профессионалов цифровой экономики особую роль приобретают педагогические работники, непосредственно обеспечивающие весь процесс формирования общества цифровой экономики, реализацию модели цифровой компетентности и сами ею обладающие.
Какие бы трансформации не происходили в обществе, реальная роль образования в новых условиях остаётся прежней: человек должен не только получить знания о свойствах окружающих его предметов, законах и закономерностях развития процессов и явлений, но и посредством приобретенных компетенций возможность активного преобразования внешнего мира.
За образованием, как и прежде, закреплены две важнейшие функции: воспроизводство высококвалифицированной рабочей силы и развития личности, включая духовное, нравственное, художественное и социализацию личности.
Конечными целями формирования цифровой экономики должны стать: повышение конкурентоспособности национальной экономической системы в мировом пространстве; увеличение её потенциала; повышение уровня жизни населения; создание больших возможностей выбора в социально – экономической сфере (как для личности, так и общества в целом).
|
|
Среди промежуточных целей можно назвать следующие: выход на новые технологические рубежи; развитие науки и высокотехнологичных производств; рост производительности труда при повышении уровня образования и квалификации населения страны.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что появление цифровой экономики в жизни человека играет немаловажную роль, ведь государства, сумевшие адаптировать свою образовательную инфраструктуру к новым потребностям, смогут значительно укрепить свои экономические позиции при переходе к цифровой экономике.