Вместо предисловия
Сразу оговорюсь, данный материал вряд ли будет интересен маститым гитарным мастерам, если только не возникнет желания высказать свое мнение и поучить уму-разуму автора, за что, впрочем, буду весьма благодарен.
Собрался сделать свою третью электрогитару. До нее были сделаны классические копии: Fender Stratocaster и Ibanez JEM 777.
Очень захотелось уйти от классики и сделать гитару в необычном, современном стиле.
После долгих поисков внимание привлекли 2 модели: NIWA Ульриха Тойффеля (Ulrich Teuffel) и Сaligo Фрэнка Хартунга (Frank Hartung). Обе модели меня весьма впечатлили.
Niwa | Caligo |
На мой взгляд, стилистики Niwa и Caligo очень похожи. Дизайн Niwa и Caligo, очень современен, я бы сказал даже футуристичен, и осознанно не опирается на привычную классику электрогитар. Фрэнк Хартунг создал свою гитару несколько позднее шедевра Ульриха Тойффеля, что позволило предположить, что Хартунг, как минимум, был знаком с творчеством Тойффеля, а как максимум, использовал его некоторые “завиральные” идеи. Действительно, позднее в одном из интервью прочитал, что Хартунг частично учился на работах Ульриха Тойффеля.
|
|
В одной из статей прочитал: “Если бы Ульрих Тойффель жил в Средние века, и если бы гитаристы были так же увлечены своими взглядами и традициями, как сейчас, то, скорее всего, немецкий конструктор был бы сожжен на костре”.
У Niwa и Caligo есть свои плюсы и минусы с точки зрения их воспроизведения:
- на мой взгляд, дизайн Niwa существенно интереснее, но геометрия корпуса весьма сложна и, как следствие, сложнее технология и требуется гораздо больший расход дерева на изготовление корпуса (заявленная толщина Niwa – 90 мм);
- с другой стороны, головка грифа Caligo, на мой взгляд, гораздо интереснее, чем у Niwa:
Niwa | Caligo | Бабочка |
Стоит отметить, что Caligo (от лат. – «мрачный») — род бабочек, включающий более двух десятков видов, обитающих в тропиках и субтропиках Американского континента — от Мексики до Аргентины и Перу.
Очевидно, что голова грифа Хартунга стилизовано очень напоминает бабочку вида Caligo.
- на официальном сайте Тойффеля указаны габариты (длина, ширина, толщина) гитары Niwa, на официальном сайте Хартунга (и вообще в Интернет) этих данных найти не удалось; известны лишь длина мензуры – 655 мм и количество ладов – 22.
Вследствие учета этих факторов родилась идея создания электрогитары-гибрида Niwa и Caligo, которая бы вобрала в себя все самое интересное и, по возможности, реализуемое из этих моделей для новичка (коим себя считаю). Название проекта родилось сразу: Ni wa + Cali Go = NiGo.
Любопытно, что Nigo – прозвище Томоаки Нагао, широко известного в Америке и Японии дизайнера бренда одежды BAPE (на протяжении 20 лет), тесно сотрудничающего с Uniqlo, с производителем кроссовок adidas Originals, основателя Billionaire Boys Club, участника группы Teriyaki Boyz и просто генератора идей, регулярно сотрудничающего с певцами Фарреллом Уильямсом и Канье Вестом.
|
|
Часть 1. Проектируем деку NiGo
Первый вопрос, который возник: насколько схожи геометрия и размеры Niwa и Caligo? Геометрия, чисто визуально, – да, а размеры? Решил “оттолкнуться” от известных размеров мензуры Caligo.
Мензура электрогитары – это расстояние от верхнего порожка грифа до бриджа. В нашем случае – 655 мм.
С помощью любой программы расчета мензуры, например, Fret position calculator, рассчитаем расстояние от верхнего порожка до 22 лада.
лад | от порожка | расстояние между ладами | |||
1 | 36.762mm | 36.762mm (nut-1) | |||
2 | 71.461mm | 34.699mm (1-2) | |||
3 | 104.213mm | 32.752mm (2-3) | |||
4 | 135.126mm | 30.913mm (3-4) | |||
5 | 164.304mm | 29.178mm (4-5) | |||
6 | 191.845mm | 27.541mm (5-6) | |||
7 | 217.840mm | 25.995mm (6-7) | |||
8 | 242.376mm | 24.536mm (7-8) | |||
9 | 265.535mm | 23.159mm (8-9) | |||
10 | 287.394mm | 21.859mm (9-10) | |||
11 | 308.026mm | 20.632mm (10-11) | |||
12* | 327.500mm | 19.474mm (11-12) | |||
13 | 345.881mm | 18.381mm (12-13) | |||
14 | 363.231mm | 17.350mm (13-14) | |||
15 | 379.606mm | 16.376mm (14-15) | |||
16 | 395.063mm | 15.457mm (15-16) | |||
17 | 409.652mm | 14.589mm (16-17) | |||
18 | 423.423mm | 13.770mm (17-18) | |||
19 | 436.420mm | 12.997mm (18-19) | |||
20 | 448.688mm | 12.268mm (19-20) | |||
21 | 460.267mm | 11.579mm (20-21) | |||
22 | 471.197mm | 10.930mm (21-22) | |||
Замечание на перспективу. Для мензуры 655.000 мм., как правило, используются бриджи в стиле Tune-o-matic, размер сустейн-блока бриджа напрямую влияет на выбор толщины корпуса гитары.
Таким образом, при наших исходных данных расстояние от верхнего порожка грифа до 22 лада – 471,197 мм. Запомним это расстояние.
Следовательно, расстояние от 22 лада до бриджа: 655 – 471,197 = 183,803 мм.
Было найдено максимально крупное и максимально фронтальное изображение Caligo, загружено в Фотошоп и обрезано по краям корпуса.
Измерив размеры изображения в Фотошоп, получили:
- длина – 287,16 мм.
- ширина – 233,89 мм.
Измерим расстояние по изображению в Фотошоп между 22 ладом и бриджем. Для этого вырежем его и снимем показания Фотошоп.
Расстояние между 22 порожком и бриджем должно быть 183,803 мм, а на изображении в Фотошоп мы получили 124,18 мм. Таким образом, коэффициент увеличения изображения в Фотошоп (коэф. масштабирования) – 183,803 / 124,18 = 1,48.
Масштабируем изображение Фотошоп, например, по ширине 233,89 х 1,48 = 346,14 мм. Сохраняем изображение в формате PDF. Открываем файл с PDF изображением с помощью Adobe Acrobat Rider.
Выберем опцию <Дополнительные инструменты>, далее – <Инструменты> <Измерить>.
В открывшемся окне выберем Инструмент измерения, например, “Тип привязки. Привязка к конечным точкам”.
Для контроля корректности масштабирования измерим расстояние от 22 лада до бриджа.
Получилось 180,54 мм. Аналитические расчеты показали 183,803. Представляется, что 183,803 – 180,54 = 3,263 мм – вполне приемлемый результат, и можно переходить к измерению длины и ширины корпуса.
Измеренная ширина корпуса – 345,22 мм., длина – 423,83 мм.
Округляя, принимаем 345 х 425 мм. Вся остальная необходимая “геометрия” для изготовления шаблона корпуса измеряется аналогично.
Замечание. Интересно, что габариты Niwa, заявленные в технической документации, 340 х 450 мм., т.е. в значительной степени совпадают с размерами корпуса Caligo.
За основу шаблона нашей гитары NiGo выберем геометрию Caligo: 340 х 425 мм.
Распечатаем готовый шаблон как Постер в масштабе 100%.
Вырежем контур шаблона и наклеим его на бланк будущей гитары, чтобы вырезать корпус по его контуру доступными средствами. Поскольку я делаю все в домашних условиях и не имею возможности использовать полноценный фрезерный станок, то изготавливаю и обрабатываю корпус с помощью электролобзика, реноватора, Dremel’я, напильников, стружков, циклей, шкурки и т.п. Возможно я ошибаюсь, но в силу вышеизложенных условий, предварительное изготовление шаблона деки, например из ДСП, имеет смысл, если планируется поставить изготовление гитары “на поток”.
|
|
Открытым остался вопрос относительно того, какова толщина корпуса гитары. Можно привести довольно много параметров, влияющих на выбор толщины, но очевидно одно: минимальная толщина корпуса напрямую зависит от размеров сустейн-блока используемой тремоло системы (в народе “туда-сюдатор”), если конечно не планируется устанавливать фиксированный бридж. Пояснений этот тезис не требует, достаточно посмотреть на картинку ниже.
Очень хотелось воспользоваться авторитетом и опытом Тойффеля, поэтому в качестве тремоло-системы была выбрана Gotoh VG 300 (Япония) и механизм для регулировки натяжения пружин Sure Claw от Schaller (Германия).
Gotoh VG 300 | Sure Claw от Schaller |
Глубина сустейн-блока – 41 мм, размеры механизма Sure Claw - 52 х 42 х 14 мм. Таким образом, толщины корпуса 45 мм должно хватить.
Механизм Sure Claw от компании Schaller (Германия) представляет собой устройство для натяжения пружин тремоло системы. Благодаря системе Schaller Tremolo Shure Claw установку и натяжение пружин можно сделать за считанные секунды с помощью шестигранного ключа. В комплекте идет специальное приспособление (керн), с помощью которого можно наметить, где сверлить отверстия в крышке. Преимущества системы:
- амплитуда натяжения пружин больше: там, где стандартная планка уже уперлась бы в дерево, Sure Claw позволяет подтянуть пружины дальше;
- высокое передаточное число червячной передачи позволяет очень быстро и точно настроить тремоло;
- небольшой вес.
Sure Claw была куплена на сайте www.shamray.ru за 3760 руб. Интересно отметить, что практически 100% поставщиков этого оборудования указывали именно эту цену (вот что значит грамотная ценовая политика эксклюзивного дистрибьютора!).
Подводим итог проектирования NiGo:
- длина корпуса – 425 мм;
|
|
- ширина корпуса – 340 мм;
- толщина корпуса – 45 мм.
- дизайн (приблизительный):
Ручки потенциометров звука, тона и переключатель пока планируется сделать из дерева:
Крепеж: нержавеющая сталь / хром.
В качестве переключателя режимов планируется использование системы push/pull (пуш-пул) предназначенной для того, чтобы при вытягивании ручки отсекать одну из катушек хамбакера, превращая хамбакер в сингл-звукосниматель. Потенциометр может быть использован с любым типом звукоснимателей-хамбакеров. Его можно устанавливать на электрогитары активной и пассивной электроникой.
Как видим, выбранная толщина гитары позволит разместить потенциометр в корпусе.