Ресурсное обеспечение рыбохозяйственного комплекса в ретроспективе 11 страница

Основные проблемы, не решение которых препятствовало эффективному развитию отрасли, были связаны с необходимостью обеспечения комплексного подхода к государственному управлению рыбохозяйственной деятельностью, в том числе к дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы в области управления водными биоресурсами.

При создании целостной нормативной правовой базы функционирования рыбохозяйственного комплекса акцент предполагалось сделать на реализацию Федерального закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, в том числе на закрепление норм, касающихся квотирования водных биоресурсов, установление основных прав и обязанностей пользователей этими ресурсами, определение полномочий органов исполнительной власти. В целях совершенствования нормативной правовой базы и реализации данного федерального закона осуществлялась разработка более 30 проектов нормативных правовых актов, включая проекты актов Правительства Российской Федерации и Минсельхоза России.

Помимо принятия ряда законов и постановлений, регулирующих деятельность рыбохозяйственного комплекса, именно Федеральное агентство по рыболовству должно было принять активное участие в их реализации и контроле за их исполнением. Только государство действительно могло поддержать экономи-ческими методами обновление рыбопромыслового флота, развитие прибрежного рыболовства и аквакультуры, активизацию и расширение научных исследований. Успешное возвращение отечественного промыслового флота в ИЭЗ иностранных государств и открытые районы Мирового океана во многом зависело от действенной поддержки Министерства иностранных дел России. При этом необходимо было объединить усилия государства, хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций. Только это могло позволить создать цивилизованную конкурентную рыночную среду для рыбохозяйственной деятельности и добиться повышения роли России в мире как ведущей рыбохозяйственной державы.

То есть для осуществления комплексного подхода к государственному управлению рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации следовало усилить вертикаль власти. Главному федеральному органу исполнительной власти по рыболовству необходимо было поручить все соответствующие функции управления рыбохозяйственной деятельностью.

Кроме того, следовало обеспечить развитие саморегулируемых организаций и широкое подключение к управлению рыбохозяйственным комплексом действующих союзов и ассоциаций рыбопромышленников.

Конечные результаты реализации такого подхода были связаны с: повышением эффективности закупок для государственных нужд; ростом результа-тивности и эффективности бюджетных расходов; расширением налогооблагаемой базы вследствие сокращения административных барьеров и коррупционных издержек предпринимательства; преодолением разрыва между состоянием государственного управления и существующим социально-экономическим потенциалом рыбохозяйственного комплекса путем кардинального повышения результативности, качества и эффективности государственного управления.

Производственная структура системы управления рыбохозяйственным комплексом. В ходе реформирования производственная структура отрасли в период 2001-2005 гг. была подвержена воздействию множества внутренних и внешних факторов. На конец 2005 г. в отрасли функционировали 5484 хозяйствующих субъекта и некоммерческих организаций.1) По сравнению с 2001 г. их число увели-чилось почти в 1,3 раза (с 2000 г. – в 1,5 раза; см. табл. 63). При этом по сравнению с 2004 г. количество организаций в 2005 г. уменьшилось на 1% (это произошло впервые за период 1990-2005 гг.).

В течение 2001-2005 гг. отмечалось определенное изменение организационно-правового статуса производственной структуры отрасли. Существенно снизилась численность и удельный вес в общем количестве организаций рыбохозяйственного комплекса федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений – с 207 ед. в 2001 г. до 170 ед. в 2005 г. и с 5,0% до 3,1% соответственно) и государственных унитарных предприятий и государственных учреждений субъектов Российской Федерации – с 87 ед. до 64 ед. (с 2,1% до 1,2%) соответственно. Численность муниципальных предприятий увеличилась в рассматриваемый период с 29 ед. до 34 ед. (удельный вес их уменьшился с 0,7% до 0,6%); некоммерческих объединений (ассоциаций, союзов) – с 75 ед. до 102 ед. (с 1,8% до 1,9%); рыболовецких колхозов и артелей, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и производственных кооперативов – с 393 ед. до 508 ед. (доля их уменьшилась с 9,5% до 9,3%); хозяйственных обществ и товариществ – с 3341 ед. до 4606 ед. (с 80,7% до 83,9%) соответственно.

Расширились в рассматриваемый период место и роль в рыбохозяйственной деятельности организаций, входящих в негосударственный сектор: удельный вес численности их увеличился с 93% до 95,7%, доля в выпуске рыбной продукции – с 95% до 98,7%.

Развитие малого предпринимательства продолжало оставаться существенным фактором увеличения численности организаций в рыбной промышленности и хозяйстве. В 2005 г. их насчитывалось 3923 субъекта, или 71,5% общего количества организаций отрасли (в 2001 г. – 2,75 тыс. организаций малого предпринимательства, или 66,4% общей численности предприятий отрасли). В общих уловах гидробионтов и производства товарной продукции в аквахозяйствах страны малое предпринимательство в 2005 г. стало составлять более 30% (в 2001 г. – 21,7%).

В 2005 г. впервые за истекшее десятилетие наблюдалось снижение числа субъектов малого предпринимательства – по сравнению с 2004 г. оно уменьшилось на 190 ед., или на 4,6%, в том числе на Дальнем Востоке – на 5%, на Северном рыбопромышленном бассейне – на 3,3%. По экспертной оценке специалистов отрасли, в немалой степени снижение малых предприятий в рыбохозяйственном комплексе и наметившуюся тенденцию к концентрации производства обусловило принятие Правительством Российской Федерации от 20.11.2003 г. №704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов».

В перспективе одним из важнейших мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов должно было стать создание интегрированных структур, включающих добычу водных биоресурсов, производство рыбной продукции, оптовую и розничную торговлю, а также предоставление различного рода услуг, связанных с судоремонтом, изготовлением тары и тарных материалов и т.п. Как показывает отечественная практика, а также зарубежный опыт, создание такого рода структур может осуществляться путем объединения организаций в виде холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.

Создание горизонтально и вертикально интегрированных структур могло способствовать повышению конкурентоспособности рыбной продукции, организаций и отраслевого производства в целом, а также инвестиционной привлекательной рыбохозяйственной деятельности, в том числе за счет появления возможностей финансирования НИОКР, промысловой разведки, маркетинговых исследований, организации рекламы, создания сети собственной торговой сети, расширения использования патентов и реализации инновационных проектов и т.п.

В последние годы в целях объединений хозяйствующих субъектов и координации их деятельности, совершенствования системы управления рыбохозяйственным комплексом продолжали функционировать ранее созданные и вновь образованные некоммерческие объединения (союзы и ассоциации). В 2005 г. их насчитывалось 102 единицы, в том числе: Всесоюзная ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспертов (ВАРПЭ); Ассоциация «Государственное объединение рыбного хозяйства» (Росрыбхоз); Союз рыболовецких колхозов России (Росрыбколхозсоюз); бассейновые и региональные союзы и ассоциации, в том числе Союз обществ и организаций рыбного хозяйства Дальнего Востока, Союзы рыбопромышленников Севера и Запада, Ассоциация рыбопромышленников «Северо-Запад», Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья, Ассоциации рыбопромышленников Камчатки, Сахалина, Магадана, Хабаровского края; Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки; Ассоциация рыбопромышленников малых и средних предприятий Камчатки; Союз рыбопромышленников Карелии; Рыбный союз Кубани и др.
Производство рыбной продукции
Как видно из табл. 130, отмечаемая четкая тенденция к снижению объемов производства рыбной продукции предприятиями рыбохозяйственного комплекса в период 2000-2004 гг., в 2005 г. наконец-то поменяла свой вектор в сторону увеличения: по сравнению с 2004 г. общий объем выпуска рыбной продукции увеличился на 10,8%, в том числе пищевой, включая консервы, - на 12,4%, пищевой – на 13,4%, консервной – на 1,1%

Рассматривая динамику производства рыбной продукции предприятиями рыбохозяйственного комплекса России в период 2000–2005 гг., можно отметить, что объем выпускаемой рыбной продукции в течение данного периода изменялся неоднозначно: минимальные и максимальные общие объемы производства продукции отличались на 23,0%, товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, – на 18,2%, товарной пищевой рыбной продукции – на 21,8%, консервной продукции – на 40,0%, непищевой рыбной продукции – в 3,5 раза.

Практически за последние шесть лет структура рыбной продукции существенно не изменилась. По-прежнему основу в общем выпуске рыбной продукции составляла пищевая: в 2000 г. – 88,0%, в 2001 и 2002 гг.- 88,8%, в 2003 г. – 89,8%, в2004 г. – 88,8%, а в 2005 г. - 90,9%. Наметившийся в последние годы рост производства консервной продукции обусловил увеличение удельного веса еe в общих объемах выпуска рыбной продукции за рассматриваемый период на 2,5 пункта - с 4,2% в 2000г. до 6,7% в 2005 г. (в 2001 г. – 5,2%, 2002 г. – 5,9%, в 2003 г. – 6,2%, в 2004 г. –7,2%). В свою очередь, доля непищевой рыбной продукции, включая жир, кормовую рыбу и муку, в этот период уменьшилась на 5,4 пункта - с 7,8% в 2000 г. до 2,4% в 2005 г. (в 2001 г. - 6,0%; в 2002 г. – 5,3%; в 2003 г. и 2004 г. – 4,0%).

Структура производства пищевой рыбной продукции за последние 6 лет (2000-2005 гг.) изменилась несущественно: доля мороженой рыбы, филе и продукции спецразделки увеличилась на 1,7 пункта (с 63,0% в 2000 г. до 64,7% в 2005 г.); доля соленой продукции, включая пряную и маринады, осталась на прежнем уровне и составила 0,3%; удельный вес живой и охлажденной рыбы уменьшился на 8 пунктов (с 23,1% в 2000 г. до 15,1% в 2005 г.); копченой, сушено-вяленой продукции и балычных изделий - на 0,2 пункта (с 0,6% в 2000 г. до 0,4% в 2005 г.). Не претерпела серьезных изменений и структура производства консервной продукции: удельный вес объемов производства натуральных консервов увеличился на 11,7 пункта (с 48,0% в 2000 г. до 59,7% в 2005 г.), консервов в масле - на 0,4 пункта (с 10,2% в 2000 г. до 10,6% в 2005 г.), доля консервов в томате снизилась на 8,7 пункта (с 31,0% в 2000 г. до 22,3% в 2005 г.), пресервов - на 0,6 пункта (с 2,7% в 2000 г. до 2,1% в 2005 г.).

В период 2000–2005 гг. отмечалось постоянное снижение объемов произ-водства непищевой рыбной продукции, играющей важную роль в экономике страны и, в первую очередь в агропромышленном комплексе. Уровень произ-водства непищевой продукции уменьшился в 3,0 раза (с 264,2 тыс.т в 2000 г. до 79,5 тыс.т в 2005 г.), в том числе кормовой муки – в 2,2 раза (с 127,4 тыс.т до 58,9 тыс.т соответственно).

Уменьшение объемов вылова, высокий уровень затрат, низкая степень утилизации прилова и отходов от разделки рыбного сырья, невысокий уровень мировых цен, а также отсутствие на многих промысловых судах, особенно приобретенных в 90-е годы, жиромучных установок привели к существенному сокращению объемов выпуска кормовой муки (по сравнению с 2003 г. – на 16,0%, с 2000 г. – на 55,1%.

Объемы производства рыбной продукции и ее структура в 2005 г. определялись в основном уровнем платежеспособного спроса на рыбные товары на внутреннем рынке и конкурентоспособностью на внешнем. В немалой степени они были обусловлены уровнем технологического и технического состояния рыбообрабатывающего производства, уровнем использования его производст-венных мощностей.

Продолжало сказываться прогрессирующее влияние высокой степени физического износа и морального старения обрабатывающих мощностей, особенно на флоте, а также списание обрабатывающих судов (в том числе на выпуске консервов), на которых ранее отходы от разделки направлялись на выпуск непищевой продукции.

В целом же развитие производства рыбной продукции в 2005 г. осуществлялось в русле общемировых тенденций - в направлении дальнейшего расширения использования различных прогрессивных способов обработки гидробионтов, роста производства новых видов продукции улучшенного ассортимента.

 

Внутренний рынок рыбных товаров России
Несмотря на определенное увеличение среднедушевого потребления рыбных продуктов населением страны в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 4,2%, достигнутый уровень пока далеко отставал от рекомендуемого Институтом питания Российской медицинской академии наук РАН размера среднедушевого потребления рыбных продуктов на 47,3 % (от фактически достигнутого уровня потребления в 1990 г. – на 38,4 %)1).

В 2005 г., по оценке ВНИЭРХ, емкость внутреннего рынка пищевых рыбных товаров составляла около 1,8 млн. тонн. По сравнению с 2004 г. она увеличилась на 4,6 %. Основу (97,7 %) прироста внутреннего потребления (с учетом потерь и продуктов любительского лова) составило отечественное производство (без учета внутреннего оборота). За рассматриваемый период оно возросло на 10,8 %. При этом одновременно увеличились поставки рыбных товаров на экспорт на 11,4 % и импорта на внутренний рынок – на 17,6 % (в том числе на потребление – на 1,4 %).

Рассматривая динамику баланса обеспечения России пищевыми рыбными товарами, включая консервы, в период 2000-2005 гг., можно отметить:

1) определенную стабилизацию производства данной продукции (в 2005 г. объемы их составили 95,2 % производства 2000 г.);

2) четкую тенденцию роста экспортных и импортных поставок пищевых рыбных товаров, включая консервы, на потребление (за рассматриваемый период их рост составил 115,1 % и 169,8 % соответственно);

3) четкую тенденцию увеличения в общих объемах производства пищевых рыбных товаров, включая консервы, удельного веса экспортных поставок с 38 % в 2000 г. до 46,9 % в 2005 г. и импорта рыбных товаров в Россию, направляемых на потребление, в общих объемах потребления рыбных товаров (с учетом потерь и продуктов любительского лова) на внутреннем рынке – с 19,7 % до 38,6%;

4) усиление неоправданного оттока валютных ресурсов за рубеж при импорте рыбных товаров на промышленную переработку в тех случаях, когда аналогичная продукция производилась российскими товаропроизводителями.

Для достижения главной цели функционирования рыбохозяйственного комплекса, сформулированной выше, потребуется уже в ближайшей перспективе определенным образом пересмотреть проводимую в рассматриваемый период политику в области обеспечения расширения насыщения внутреннего рынка рыбными товарами и, в первую очередь отечественного производства.

Как показывают результаты оценки и анализа сложившейся ситуации на рынках рыбных товаров России, решение приведенной выше задачи возможно несколькими путями:

- развитие отечественного производства рыбных товаров;

- увеличение поставок рыбных товаров на внутренний рынок за счет соответс-твующего сокращения их поставок на экспорт;

- расширение импорта рыбных товаров, в первую очередь в направлении обеспе-чения межассортиментного обмена.

Путь - увеличение импорта рыбных товаров в Россию, несомненно, нежелателен по следующим причинам:

- рост импорта продовольственных товаров, как правило, приводит к снижению уровня продовольственной безопасности страны;

- при закупке рыбных товаров за рубежом российский капитал работает не на развитие отечественной рыбной промышленности и хозяйства, а на зарубежных товаропроизводителей;

- с ростом импортных поставок рыбных товаров цены на них, в конечном итоге, будут возрастать.

Вместе с тем импорт рыбных товаров в целом необходим, по крайней мере, в трех случаях:

1) когда импортируются рыбные товары, не производимые в России, или выпускаются, но в недостаточных для насыщения рынка объемах;

2) если российские рыбоперерабатывающие предприятия испытывают недостаток в рыбном сырье для обеспечении полной загрузки производственных мощностей;

3) если импортируемые рыбные товары будут дешевле аналогичных, производимых на отечественных предприятиях.

При решении проблемы в области расширения поставок рыбных товаров, производимых отечественными предприятиями, на внутренний рынок за счет сокращения их экспорта, необходимо иметь ввиду, что это должно осуществляться за счет сокращения не объемов поставляемых на экспорт товаров, а путем уменьшения доли их в общем объеме производства рыбных товаров. При этом объемы экспортных поставок в денежном выражении должны возрастать, то есть рост экспортных поставок в натуральном выражении должен быть более медленным, чем рост объемов отечественного производства рыбных товаров. Именно выполнение этого условия и должно обусловить необходимое увеличение поставок отечественных рыбных товаров на внутренний рынок России.

В последние годы поставка рыбных товаров на внутренний рынок страны осуществлялась в разных направлениях: обеспечение федеральных нужд; свободная реализация как в рамках оптовой, так и розничной торговли. При этом на пути движения продукции на рынок действовало множество различного рода посредников. Последние, участвуя в перераспределении прибыли, как правило, необоснованно присваивали ее в значительных пропорциях, далеко не сопостави-мыми с производимыми ими затратами на оказываемые услуги.

На внутренний рынок страны рыбные товары поставлялись в основном сбытовыми организациями рыбопромышленных бассейнов и торгово-производственными объединениями субъектов Российской Федерации. Кроме того, на рынке рыбных товаров действовало более тысячи товаропроизводителей. Среди них, наряду с крупными и средними предприятиями, функционировали и малые.

Рынок рыбных товаров в рассматриваемый период находился в состоянии устойчивого равновесия, имел достаточно высокий уровень насыщенности товарами и стабильности обеспечения товарными ресурсами. Как показывают результаты маркетинговых исследований рыбных товаров России, в 2005 г. в большинстве промышленных и административных центрах, в городах и крупных населенных пунктах страны в оптовой и розничной торговой сети предлагался достаточно широкий ассортимент рыбных товаров. Как правило, торговые организации имели в среднем до 25 наименований мороженых рыбных товаров, 12 – соленых, 12-15 – копченых, более 15 наименований рыбных консервов.

Наибольший объем потребления приходился на мороженые рыбные продукты. В структуре пищевых рыбных товаров мороженая рыба составляла 58,6 %, сельдь всех видов обработки – 13 %, на долю консервов приходилось 7%. Однако тенденция изменения спроса на эти товары и их динамика в рассматриваемый период постоянно менялись. В связи со значительным расслоением населения по уровню доходов большая часть его предпочитала дешевые товары из таких массовых видов рыб, как минтай, путассу, мойва, сайка и другие недорогие виды рыб. Кроме того, в этот же период отмечалась тенденция увеличения спроса покупателей с повышенными доходами на деликатесы из ценных видов рыб, икру, креветку, крабы и т. п.

Результаты анализа состояния рынка рыбных товаров в период 2000-2005 гг. показывают, что как оптовые, так и розничные цены имели тенденцию к определенному росту. Так, оптовые цены на мороженую рыбу увеличились в 2,5 раза, соленую и копченую – на 89,7 %, рыбные консервы – на 32,6 %. Розничные цены на мороженую рыбу возросли на 95,2 %, на соленую и копченую – на 89,7 %, на рыбные консервы – на 44,2 %.

Соотношение розничных и оптовых цен в рассматриваемый период продолжало оставаться необоснованно завышенным. Наибольшего уровня оно наблюдалось в 2000 г. по всем видам рыбных товаров (от 1,8 на консервы до 1,88 на соленую и копченую рыбу). В последующие годы на соленую и копченую рыбу это соотношение оставалось на этом же уровне, а в 2003 г. достигло 2,1. На мороженую рыбу в период 2001-2003гг. розничная цена превышала оптовую в пределах 38-50%%. На рыбные консервы соотношение розничной и оптовой цены имело тенденцию к снижению. Так, если в 2001 г. оно составляло 1,87, то в 2004 г. – 1,48.

Торговые наценки в составе розничных цен на протяжении длительного периода возрастали опережающими темпами по сравнению с оптовыми ценами на рыбные товары.

Если в большинстве западноевропейских и североамериканских стран торговые наценки составляли примерно от 15 до 25% от оптовой цены, то в России на рыбные товары они были многократно выше и иногда даже превышали оптовую цену предприятия-товаропроизводителя.

Высокий уровень торговой наценки был связан с участием большого числа посредников на всех этапах продвижения товаров, значительным повышением тарифов на транспортировку, а также цен на топливо и электроэнергию.

Рынок рыбных товаров в рыбохозяйственных регионах в рассматриваемый период более гибко реагировал на цикличность и сезонность промысла различных видов гидробионтов. Во время проведения путины, как правило, увеличивался как спрос, так и предложение на определенные виды товаров. Все это и определяло состояние и динамику оптовых и розничных цен на рыбные товары в период 2000-2005 гг.
Внешний рынок рыбных товаров России
Тенденция к росту общих объемов экспорта рыбных товаров России и импорта их в страну как в натуральном, так и стоимостном выражениях, отмечавшаяся в первые годы двадцать первого столетия, продолжилась и в 2005 г. (см. табл. 130). При этом, если по сравнению с 2000 г. прирост объемов экспорта в натуральном и стоимостном выражениях составил соответственно 15,1% и 27,3%, то относительно 2004 г. – 12,1% и 27,6% соответственно. Импортные поставки пищевых рыбных товаров, включая консервы, в рассматриваемый период увеличились более существенно: по сравнению с 2000 г. – в 2,1 и 6,5 раза; относительно 2004 г. – на 17,4 и 6,4% (незначительно) соответственно.

Основу прироста экспорта и импорта пищевых рыбных товаров, включая консервы, как в натуральном, так и стоимостном выражениях в период 2000-2005 гг. составили мороженые рыбные товары: доля их в общем объеме прироста экспорта по сравнению с 2000 г. была на уровне 92,4% и 94,9%, по сравнению с 2004 г. – 82,8% и 76,5%; импорта – по сравнению с 2000 г. – 68,0% и 47,5%, относительно 2004 г. – 61,0% и 52,8% соответственно.

Внешнеторговая деятельность в области рыбных товаров и в 2005 г. имела значительную сырьевую направленность. При этом в экспортных поставках доля живой, охлажденной и мороженой рыбы имела более высокий уровень по сравнению с импортом: в 2005 г. – 88,3% (в импортных – 72,2%), в 2000 г. – 77,3% (68,2%), в 2004 г. – 88,7% (74,5%) соответственно.

Структура экспорта пищевых рыбных товаров, включая консервы, как в натуральном, так и стоимостном выражениях в рассматриваемый период (2000-2005 гг.) претерпела определенные изменения. При этом, если доля мороженой рыбы, рыбных консервов и икры, консервов из ракообразных и моллюсков в общих объемах экспорта пищевых рыбных товаров, включая консервы, в натуральном выражении была характерна тенденция к увеличению (с 68,55 % в 2000 г. до 86,7 %; с 1,32 % до 3,34 %; с 0,26 % до 0,28 % соответственно), то удельному весу других – к снижению. Так, доля живой и охлажденной рыбы в рассматриваемый период снизилась почти на 7,2 пункта (с 8,7 % в 2000 г. до 1,57 % в 2005 г.); рыбного филе – на 7,3 пункта (с11,63% до 4,33 %); вяленой, сушеной и копченой рыбы – на 3,24 пункта (с 3,84 % до 0,6 %); товаров из ракообразных – на 2,06 пункта (с 3,93 % до 1,87 %); товаров из моллюсков – на 0,47 пункта (с 1,77 % до 1,3 %).

В отличие от структуры экспортных пищевых рыбных товаров, включая консервы, в натуральном выражении структуре в стоимостном выражении было характерно существенное (на 16,2 пункта) увеличение удельного веса мороженой рыбы (с 55,9 % в 2000 г. до 72,1 % в 2005 г.). Это произошло как за счет увеличения поставок (рост их составил за данный период 145,6 %), так и средней цены за единицу товара (112,3 %). Доля рыбных консервов и икры возросла незначительно – на 0,92 пункта (с 2,78 % до 3,7 % соответственно) – главным образом за счет увеличения средней цены на них (более чем в 4,6 раза).

В то же время в рассматриваемый период отмечалось в общих объемах экспортных поставок пищевых рыбных товаров, включая консервы, в стоимостном выражении снижение удельного веса живой и охлажденной рыбы на 3,3 пункта (с 4,9 % в 2000 г. до 0,6 % в 2005 г.), рыбного филе – на 5,31 пункта (с 14,81 % до 9,5 %), вяленой, сушеной и копченой рыбы – на 1,33 пункта (с 2,53 % до 1,2 %), товаров из ракообразных – на 4,81 пункта (с 14,91 % до 10,1 %), товаров из моллюсков – на 1,02 пункта (с 2,92 % до 1,9 %) и консервов из ракообразных и моллюсков – на 0,35 пункта (с 1,25 % до 0,9 %) соответственно.

Необходимо также отметить, что, несмотря на относительно небольшие объемы поставок в 2005 г., по сравнению с 2004 г. значительно увеличились объемы экспорта как в натуральном, так и в стоимостном выражении: рыбных консервов и икры – в 1,46 раза в натуральном и в 1,49 раза в стоимостном (по сравнению с 2000 г. – в 2,9 раза и 1,69 раза соответственно) выражениях; консервов из ракообразных и моллюсков – в 1,46 и 1,14 раза (в 1,23 и 1,01 раза) соответственно. Кроме того, можно выделить в качестве позитивного момента опережающий рост экспортных поставок пищевых рыбных товаров, включая консервы, в стоимостном выражении по сравнению с ростом в натуральном выражении.

География экспорта рыбных товаров России из районов отечественного морского промысла в страны дальнего зарубежья в период 2000-2005 гг. изменилась несущественно (за исключением стран Азии, в т.ч. КНР, Республика Корея, Япония): по сравнению с 2000 г. прирост их в стоимостном выражении составил 33,8% (с 2004 г. – 25,2%). Весь прирост экспортных поставок в 2005 г. по сравнению с 2000 г. был осуществлен за счет стран Азии (по сравнению с 2004 г. на них пришлось 73,1%). Основу (61,4%) экспортных поставок рыбных товаров России в 2005 г. составили страны Азии (в2000 г. – 35,4%), в том числе Республика Корея – 32,1 (11,6), КНР – 9,4 (1,5), Япония – 10,0 (18,0) соответственно. Доля стран Европы была на уровне 23,4% (32,8%), в том числе страны ЕС – 13,3 (18,7), Норвегия – 9,2 (12,4); страны Африки – 0,7 (0,5); страны Америки – 14,% (31,3), в том числе США – 9,5 (28,5) соответственно.

По сравнению с 2000 г. поставки экспортных рыбных товаров России в 2005 г. снизились: в страны Европы на 4,6%, в том числе в страны ЕС – на 4,6%; Норвегию – на 0,2%; страны Америки – на 37,9%, в том числе в США – на 35,5%. Существенно увеличились поставки в страны Азии – в 2,3 раза, в т.ч. в КНР – в 8,4 раза, Республику Корея – в 3,7 раза (в Японию – уменьшились на 25,7%) и страны Африки – в 2 раза.

Начиная с 2004 г., можно отметить тенденцию к увеличению экспорта рыбных товаров России в страны Европы (в том числе в страны ЕС, Норвегию), страны Азии (в том числе в КНР, Республику Корея), страны Африки и Америки (в первую очередь в США).

Претерпела существенные изменения в период 2000-2005 гг. и структура импорта пищевых рыбных товаров, включая консервы, в Россию. По-прежнему основу в нем занимала мороженая рыба: в натуральном выражении в 2005 г. – 67,1% (в 2000 г. – 66,1%), в стоимостном – 50,5% (67%) соответственно. Уменьшился удельный вес в импортных поставках рыбных консервов и икры – с 21,2% в 2000 г. до 11,9% в 2005 г. В свою очередь, увеличилась доля: живой и охлажденной рыбы (с 1,8% до 11,8%); рыбного филе (с 4,3% до 10,9%); вяленой, сушеной и копченой рыбы (с 2,3% до 2,6%); товаров из ракообразных (с 2,2% до 7,2%); товаров из моллюсков (с 0,7% до 2,4%); консервов из ракообразных и моллюсков (с 0,64% до 2,7%) соответственно.

Характеризуя общую ситуацию в области внешней торговой деятельности рыбохозяйственного комплекса России в период 2000-2005 гг., можно отметить: во-первых, определенную тенденцию роста экспорта рыбных товаров (в натуральном и стоимостном выражениях); во-вторых, значительное увеличение объемов импортных поставок рыбных товаров в Россию; в-третьих, как результат приведенных выше тенденций – резкое уменьшение величины коэффициента, характеризующего соотношение объемов экспорта отечественных пищевых рыбных товаров (включая консервы) и импортных поставок их в Россию (в натуральном выражении – с 2,54 в 2000 г. до 1,40 в 2005 г.; в стоимостном – с 8,86 до 1,73 соответственно); в – четвертых, отмеченные последние моменты в немалой степени были обусловлены низким уровнем управления рыбной промышленностью и хозяйством, отсутствием действенного механизма управления внешней торговлей рыбными товарами, в том числе ценообразованием на рынках рыбных товаров России.
Материально-техническая база рыбной промышленности и хозяйства России
Реформирование экономики страны, в том числе отрасли, на рассматриваемом этапе развития весьма негативно сказывалось на функционировании рыбохозяйственного комплекса и, в первую очередь на уровне использования производственных ресурсов. Как показывают результаты исследования, в последние годы материально-техническая база рыбной промышленности и хозяйства, в первую очередь флот, характеризовалась высоким уровнем физического износа и морального старения, низким уровнем использования производственных мощностей, уменьшением среднегодовой стоимости основных фондов.

Основу материально-технической базы составлял флот. На его долю в рассматриваемый период приходилось более 70% общей стоимости основных производственных фондов. Он обеспечивал около 90% общего вылова рыбы и нерыбных объектов. На нем в 2005 г. было сосредоточено почти 77% производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции, включая консервы.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: