Возрастные анатомо-физиологические особенности органов дыхания

У новорожденного после перерезки пуповины прекращается поступление в организм кислорода и его освобождение от углекислоты. За короткое время (от нескольких секунд до минуты) содержание в крови углекислоты резко повышается, а содержание кислорода падает. Избыток углекислоты повышает возбудимость дыхательного центра, а недостаток кислорода действует на чувствительные к нему рецепторы, расположенные в стенках артерий, и стимулирует рефлекторное сокращение мышц, совершающих вдох. В результате появляется первый вдох новорожденного. Растяжение легких, раздражая рецепторы блуждающего нерва, вызывает рефлекторное расслабление вдыхательных мышц и сокращение выдыхательных. Так начинается легочное дыхание. (ОТВЕТ НА 7 ВОПРОС)

У новорожденного полость носа узкая, носовые ходы развиты слабо. Носоглоточное пространство и глотка также малы и узки. Слизистая оболочка носа нежная, богата сосудами, поэтому даже незначительные раздражения (изменение температуры, пыль) вызывают ее набухание и гиперемию, приводят к закупорке носовых ходов, затрудняя сосание у грудных детей.

Добавочные полости (пазухи) – гайморова и решетчатая мало развиты, а основная и лобная пазухи у детей отсутствуют.

Гортань новорожденного имеет сравнительно большие размеры; она короткая, широкая, воронкообразная. Вследствие высокого расположения гортани у новорожденных и детей грудного возраста надгортанник находится несколько выше корня языка, поэтому при глотании жидкость обходит надгортанник с боковой стороны. В результате этого ребенок может дышать и глотать одновременно, что имеет важное значение при акте сосания. Форма гортани более округлая, так как пластинки щитовидного хряща сходятся под очень большим углом. Голосовые связки очень короткие – 4-4,5мм. К году их размер достигает 7-и мм.

Гортань у ребенка в раннем возрасте длиннее и уже, чем у детей старшего возраста. Голосовая щель также узкая. Хрящи гортани нежные и податливые. Это обуславливает частое развитие стеноза (сужение) гортани. Трахея также относительно узкая, хрящи мягкие и податливые. Слизистая оболочка нежная, обильно снабжена кровеносными сосудами. Слизистые железы недостаточно развиты. Это обеспечивает сухость слизистой, поэтому у детей раннего возраста часто возникают воспалительные явления в бронхах.

С трехлетнего возраста начинают проявляться различия в росте гортани у мальчиков и девочек. После 6-7-и лет гортань у мальчиков крупнее, чем у девочек. В 10-12 лет у мальчиков становится заметным выступ гортани, то есть начинается образование кадыка, что ведет к удлинению голосовых связок и мутации голоса. Мышцы гортани в детском возрасте развиты слабо. Наиболее интенсивный их рост наблюдается в период полового созревания. Положение, характерное для взрослого, гортань занимает после 17-ти лет.

У новорожденного грудная клетка узкая. Купол диафрагмы стоит очень высоко, что объясняется давлением со стороны брюшных органов, особенно печени, относительный размер которой примерно в два раза больше, чем у взрослого. Высоко расположен и сильно выдается вперед нижний край грудины. Книзу грудная клетка расширена (рис. 23).

У новорожденного положение ребер горизонтальное, что соответствует максимальному вдоху. Поэтому у новорожденного вдох осуществляется в основном сокращением диафрагмы, и частично сокращением шейных мышц, которые тянут вверх всю грудную клетку.

От года до 7-и лет существенно меняется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно нижних. В связи с этим окружность нижней части грудной клетки к 2-ум-3-ем годам становится такой же, как и окружность ее верхней части. После семи лет верхняя окружность грудной клетки начинает превышать нижнюю.

Легкие новорожденного малоэластичны. Растяжение во время вдоха увеличивает их объем только на 10-15 мл.Глубина дыхания в 8-10 раз меньше, чем у взрослых, поэтому ребенок часто дышит, чтобы покрыть потребность в кислороде. При покое их частота достигает 50-60-и в минуту.

Через 8-10 дней после рождения объем легких несколько увеличивается, так как значительно возрастает количество заполненных воздухом легочных пузырьков; объем дыхательных движений увеличивается до 20-25-тимл, а минутный объем в покое, при частоте дыхания 40-50 в минуту, возрастает примерно до 1000-и мл.

Со второй половины 1-го года жизни заметно изменяется направление ребер, которые начинают отходить от позвоночника все более наклонно. Соответственно опускается книзу и грудина. Если в первые месяцы жизни объем грудной клетки изменяется почти исключительно засчет сокращения диафрагмы, то к году в дыхательных движениях начинают участвовать межреберные мышцы. Диафрагмальное дыхание превращается в диафра диафрагмально-реберное, при котором облегчается вентиляция верхней части легких.

В течение первого года жизни размер легких, как и грудной клетки, сильно увеличивается. Рост легких происходит в основном за счет ветвления мелких бронхов и особенно образования новых легочных пузырьков. (ОТВЕТ НА 9 ВОПРОС) К концу 1-го года вес легких доходит до 150-ти г, а их объем до 250-280-тимл. К этому же времени окружность грудной клетки увеличивается почти в полтора раза: с 30-ти-34-ех до 45-ти-48-исм. Поперечный диаметр грудной клетки увеличивается сильнее, чем передне-задний, и уже к 5-6-ти месяцам оба диаметра становятся равными, а к концу 1-го года поперечный диаметр примерно на 6-8% больше передне-заднего.

Образование новых разветвлений альвеолярных ходов заканчивается к 7-9-ти годам, легочных альвеол – к 12-15-ти годам. К этому времени размеры альвеол увеличиваются вдвое. Формирование легочной ткани завершается к 15-25-ти годам. В процессе роста и развития увеличивается объем легких: в течение первого года в 4 раза, к 8-и годам – в 8 раз, к 12-ти – в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного.

В период полового созревания рост бронхиального дерева усиливается. Размеры всех его частей к 20-ти годам увеличиваются в 3,5-4 раза по сравнению с их размерами у новорожденного. Масса легких достигает 0,5-0,6 кг каждое, а объем 3-7 л.

На долю легких к 7-и годам приходится почти3/4 объема грудной клетки, причем их вес достигает примерно 350-тиг, а объем – приблизительно 500-отмл. К этому же возрасту легочная ткань становится почти столь же эластичной, как и у взрослого человека, что облегчает дыхательные движения, объем которых за шесть лет (с 1-го до 7-и лет) увеличивается в 2 раза, достигая 140-а-170-тимл. (ОТВЕТ НА 10 ВОПРОС)

Дыхательные движения по мере роста грудной клетки и легких становятся более интенсивными и менее частыми. Так, при покое в среднем у шестимесячного ребенка их частота составляет – 40, у годовалого –35 в минуту, в 2 года – 31, в 3 года – 28 дыхательных движений в минуту. Небольшое снижение происходит и в следующие годы. В 7 лет частота дыхания составляет 22-24 в минуту. В младшем школьном возрасте: 18-20.

В дошкольном возрасте, особенно у детей старше 4-ех лет, покойный вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц, а покойный выдох – почти без участия мышц. Глубокий вдох осуществляется у дошкольников в первую очередь диафрагмой, а выдох – мышцами брюшного пресса, кроме того, усиливается работа межреберных мышц, а также включаются дополнительные вдыхательные и выдыхательные мышцы.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мозга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга.

С возрастом происходит изменение типа дыхания. У мальчиков с 7-и до 10-ти лет устанавливается брюшной тип дыхания, как и у взрослых мужчин, а у девочек в этом возрасте устанавливается грудной тип дыхания, как у взрослых женщин. У новорожденных тип дыхания – брюшной. С 3-ех до 7-и лет – грудной, без различия полов. (ОТВЕТ НА 8 ВОПРОС) Отмеченные возрастные особенности формирования типа вдыхания обусловлены структурными изменениями грудной клетки – передне-заднего диаметра и реберного угла.

Для контроля за физическим развитием здоровых детей часто используется метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Жизненную емкость легких у детей до 4-ех лет практически определить не удается. В старшем дошкольном возрасте (от 5-и до 7-и лет) она составляет примерно 1000-1300мл, В младшем школьном возрасте жизненная емкость легких колеблется в пределах от 1400 до 1900 мл. Уровень ЖЕЛ обусловлен также размерами тела и степенью физического развития.

 

Гигиена дыхания

Каждый человек должен активно добиваться, чтобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий правильного дыхания – забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры воздуха. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.

Детей надо учить дышать носом. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через носовые ходы вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. (ОТВЕТ НА 11 ВОПРОС) Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например, при хроническом насморке, а также при аденоидите – разрастании заднеглоточных миндалин, прикрывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме.

 

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Какова физиологическая характеристика дыхания?

2. Из чего состоит газообмен?

3. Какие органы входят в состав дыхательной системы?

4. Где происходит газообмен?

5. Что называют жизненной емкостью легких?

6. Где находится дыхательный центр?

7. В чем заключается особенность дыхания у детей первых месяцев жизни?

8. Какое дыхание у взрослых и новорожденных?

9. За счет чего происходит рост легких у детей?

10. Какова изменяется величина дыхательных движений с годами у детей дошкольного возраста?

11. В чем преимущества носового дыхания?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: