Теория цены-ценности

Теория "цены-ценности" является для Струве "ключом" к переосмыслению основных проблем экономической науки. С точки зрения Струве, существуют два диаметрально противоположных подхода к отношению цены и ценности благ: так называемые метафизическая и эмпирическая идеи.

Суть метафизической идеи, возводящей цену к ценности, в формулировке Струве заключается в следующем: "...блага обмениваются и могут обмениваться потому, что в них есть нечто общее. Эта общая субстанция и есть ценность". Этот подход ведет свое начало от Аристотеля и находит высшее выражение у Маркса (субстанцию ценности образует застывший в товаре труд).

Критикуя метафизическую идею, Струве приводит в качестве контраргумента единственно верный эмпирический, или статистический, способ решения этой проблемы: "...равенство между товарами, или благами, создается в самом процессе обмена, и только в нем. Никакой общей субстанции и никакого равенства, предшествующего обмену, нет и быть не может".

"Совершенно ясно, - продолжает Струве, - что с этой точки зрения ценность вовсе не управляет ценами. Образованию цен, в конечном счете, предшествуют только психические процессы оценки. Ценность же образуется из цены".

Ценность - это норма, "понятие идеального, или должного, соотношения между благами в процессе обмена". В зависимости от происхождения этой нормы Струве различает два вида ценности.

Нормативная ценность - это этически или юридически определенная норма. Ее происхождение: "оценочное веление власти - нормативная ценность-цена". Нормативная ценность - это "указная" (т. е. назначенная сверху) цена.

Типическая ценность - это цена, в действительности уплачиваемая, которая сообразуется с "обычной" или фактической нормой. Ее происхождение: "оценка (субъективная)-цена-ценность (типическая)". Типическая ценность является как бы "...отверждением некоторого множества свободных цен в оценочную среднюю...".  Цена возникает в случае, когда психический процесс оценки "материализуется" при посредстве менового акта.

Теория производства

По мнению Струве, производство как создание прибавочного продукта не существует ни в одной отрасли, кроме сельского хозяйства (известный постулат физиократов). "Во всех других случаях, - пишет Струве, - кроме случаев вегетативного процесса, может быть речь не о создании прибавочного продукта, а только об образовании прибавочной ценности...". Поскольку "единственную оценку труду может дать цена", "если субъект в результате своей хозяйственной деятельности придает продукту некую дополнительную положительную ценность", его экономическая деятельность "производительна". Рассуждая таким образом, Струве опровергает полностью учение о производительном и непроизводительном труде сторонников трудовой теории ценности (в частности, Маркса).

Струве вводит в анализ категорию приобретения, которое, "если его понимать в смысле реализации положительных ценностных разностей, - есть основное верховное понятие". Ведь "производство экономически существенно постольку, поскольку оно учитывается как «приобретение». Экономический процесс есть всегда процесс приобретения, а производство как материальный процесс существенно для этого экономического процесса, но оно недостаточно для него и не всегда совпадает с ним.

Теория вменения

От благ как таковых Струве переходит к источникам, которые эти блага создают, - к так называемой проблеме вменения, и выделяет три вида вменения: 1) производственное, 2) ценностное, 3) социально-экономическое.

Производственное вменение - это отнесение определенного конечного продукта к факторам (труду, капиталу, земле), участвующим в его создании. За ценностным вменением, да и за вменением вообще (в рамках экономической проблемы), следует понимать "калькуляцию", т. е., в общем смысле, исчисление издержек и доходов. "Калькуляция знает только цены: она отправляется от цен и приходит к ценам. Ничего, кроме цен, - это есть лозунг калькуляции, и таков должен быть лозунг всей реалистической или эмпирической политической экономии".

 

 

Вопрос 10.    Распространение экономических идей марксизма в России. Труды Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Н.И. Бухарина.

 

I. Плеханов Георгий Валентинович

(1856 – 1918)

Первым российским марксистом, сыгравшим исключительно важную роль в становлении марксистского направления в России, был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Его взгляды отражены в работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» и др.

Плеханов пришел к выводу, что неправомерно чрезвычайное противопоставление России Западу и не следует акцентировать внимание только на особенностях историко-экономического развития российского государства, так как увлечение спецификой мешает видеть общие для всех стран закономерности. Так, он продолжал утверждать, что история России -это непрерывная борьба государственности с автономными устремлениями и личностью. Он считал, что если в Западной Европе основной движущей силой развития является классовая борьба, то в России - тормоз исторического прогресса, ибо Россия по характеру государственного устройства является восточной деспотией и идет по азиатскому типу эволюции.

В 80-е годы Плеханов, анализируя на большом статистическом материале факты хозяйственной жизни России, пришел к заключению, что в стране уже развивается капитализм, что реален факт разрушения общины, и упования народников на общину как на средство избежать капиталистического уклада, таким образом, несостоятельны. Он полагал, что внутренние, фундаментальные причины разрушения общины - развитие товарного хозяйства. Г. В. Плеханов описал этапы превращения натурального хозяйства в товарное, показал процесс возникновения классов капиталистического общества - капиталистов и наемных рабочих, выступил против распространенной тогда теории бесклассовости русского общества.

Плеханов исследовал положение рабочих в России и их роль в социально-экономической жизни. Он утверждал, что пролетариат представляет собой самую могущественную силу в историческом развитии страны.

Одновременно Плеханов отрицал революционные возможности крестьянства, говорил о его реакционности и не отождествлял крестьян, занимающихся отхожими промыслами, с рабочими.

Вершиной всей предшествующей зарубежной экономической мысли он считал произведения Д. Рикардо. Плеханов положительно охарактеризовал его методологию и высоко оценил его теорию стоимости. Г.В. Плеханов утверждал, что стоимость определяется не естественными свойствами вещи, а трудом, затраченным на производство. Прибавочную стоимость он понимал как разность между вновь созданной стоимостью и заработной платой рабочего. Но он критиковал Риккардо за его внеисторический подход к экономическим явлениям, не соглашаясь с тем, что капитализм--это вечный порядок, капитал-это все средства производства. Плеханов разрабатывал проблему рынка, утверждая, что капитализм сам создает себе рынок. Его также интересовала проблема экономических кризисов перепроизводства.

 

II. Ленин Владимир Ильич

(1870 – 1924)

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов)    – политический деятель и революционер. Был рожден в 1870 году, в Симбирске. За всю свою жизнь основал много партий Советского Союза. Он окончил Симбирскую гимназию, и поступил в Казанский университет. Там он проучился недолгое время. Его исключили из-за участия в студенческом движении. После здесь же в Казани он стал членом марксистского кружка. В 1983 году в Петербурге он занялся публицистикой, стал изучать социальную демократию и политическую экономику. В 1895 году отправился за границу, а через некоторое время основал партию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

За границей до 1917 года готовил революционный переворот и захват власти. Вернулся в Россию в апреле 1917 года. 25 октября 1917 года большевики захватили власть и Ленин стал руководителем первого в мире социалистического государства.

В 1917 году революция была окончена, Ленин заключил договор о мире с Германией и стал основателем Красной армии. Ленин принял декреты о мире и земле, национализировал землю, ввел социальное законодательство. Создал РСФСР (так стала называться советская Россия), а потом и СССР. Все законы принимались в интересах беднейшего населения – рабочих и крестьян.

Ленин изменил экономику государства и направил все силы на развитие сельского хозяйства, также он основал идеологически новое государство – СССР. Ленин умер в 1924 году 21 января из-за ухудшения здоровья и последствий инсульта.

 

Радикальное направление русского марксизма возглавлял В. И. Ленин (1870–1924). Многочисленные работы его пронизаны идеей неизбежности движения русского капитализма к пролетарской революции и возможности построения социализма в России, несмотря на ее экономическую отсталость от Запада.

Все вопросы преобразования общества Ленинрешал с помощью революционного насилия, осуществляемого пролетариатом во главе с марксистской партией.

В. И. Ленин написал несколько работ на экономические темы, но наиболее крупной среди них была книга «Развитие капитализма в России» (1899 г.), в которой марксистская теория была применена к анализу экономического развития России. Ленин, используя официальную статистику, описал развитие национального рынка в результате усиления общественного разделения труда. Промышленность переходит на машинно-фабричную основу, в сельском хозяйстве осуществляется разложение крестьянства на зажиточных (кулаков) и бедных (пролетаризирующихся) производителей, помещичьи хозяйства приобретают все более торговый характер. Растут города и городское население. Все это характеризует превращение феодального строя России в капиталистический, а значит, страна не имеет какого-либо особого пути развития. Она двигается в общем русле мирового прогресса – к развитому капитализму, а затем – к социализму.

Важным произведением Ленинав анализе современного ему общества явилась работа «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.).

В ней Ленинопределяет характерные черты капитализма в конце XIX – начале XX вв. и формулирует основные тенденции капиталистической экономики. По его мнению, империализм есть загнивающий, паразитический и умирающий капитализм. Он вошел в эпоху глубокого обострения всех своих противоречий, которое означает не что иное, как общий кризис капитализма. На этой стадии происходит полная подготовка социалистической революции.

Этой концепции последователи Маркса и Ленина придерживались вплоть до 90-х гг. XX в., когда в общий кризис попал социализм и произошел его распад. Учение о социализме Ленинвначале разрабатывал в соответствии с принципами «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Он стоял на позициях:

1) полного устранения частной собственности и перехода к общественной собственности;

2) ликвидации рыночных отношений;

3) огосударствления всей экономики;

4) осуществления централизованного управления хозяйством.

Однако полный развал российского хозяйства и социальный протест против политики большевиков заставили Ленинаразработать принципы новой экономической политики. Произошло возрождение частной собственности, рынка, денег, предпринимательства, но при сохранении диктатуры пролетариата. Ленинпытался найти путь постепенного преобразования капитализма в социализм с помощью хозяйственного расчета и кооперации. Благодаря Ленину и новой экономической политике НЭП  стране удалось преодолеть голод, эпидемии и разруху – последствия гражданской войны. Однако эти идеи оказались утопическими. В 1928 году все элементы рыночных отношений и экономической демократии были уничтожены Сталиным и его окружением с помощью массового террора.

III. Бухарин Николай Иванович

(1888 – 1938)

Николай Иванович Бухарин (1888-1938) в послеоктябрьский период выдвинулся в число ведущих идеологических работников большевистской партии. В то же время он вел большую хозяйственную работу и стал заместителем председателя ВСНХ. Бухарин активно занимался теоретической деятельностью. Его перу принадлежат большой философский труд «Теория исторического материализма», работы, посвященные ленинскому идейному наследию, проблемам социалистического преобразования сельского хозяйства на основе ленинского кооперативного плана.

Бухарин благоговел перед Лениным, однако часто спорил с ним как по политическим, так и по теоретическим вопросам.

После смерти В.И. Ульянова-Ленина Политбюро раскололось в дебатах о возможности курса на построение социализма в одной стране — СССР. Главными проводниками этого курса стали Н. Бухарин и генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И. Сталин, их поддержали новый глава правительства А. Рыков и руководитель профсоюзов М. Томский. Бухарин был главным идеологом политики НЭП в 1922 – 1928 гг.

В 1928 г. Сталин и его окружение приступили к слому нэпа и форсированной индустриализации, что было расценено Бухариным как переход на позиции «троцкизма». Но Бухарин и его сторонники А. Рыков и М. Томский не получили поддержки в партии и были разгромлены как «правые» уклонисты (оппортунисты). В 1929 г. Бухарин был выведен из Политбюро и снят с поста редактора «Правды». В 1938 году Н.И. Бухарин был расстрелян как враг народа.

Отношение Бухарина к экономике имело философский характер, поскольку он не хотел отрывать экономику от своей более широкой концепции рабоче-крестьянской смычки. Идею исторической смычки между пролетариатом и крестьянством он определял как «основной вопрос нашей революции». Исходя из представления о не расслоенном сельском населении, он считал крестьянство таким же трудящимся классом, как и пролетариат, и отстаивал теорию, согласно которой Россия переходного периода представляет собой «двух классовое общество». Позже, во времена сталинских «чисток» в этой теории усмотрели отклонение от курса партии и квалифицировали как «правый уклон». В середине 30-х годов Бухарин и его сторонники были репрессированы.

Бухарин полагал, что теоретическое изложение диалектического метода и социальных изменений в механистических терминах возможно посредством теории равновесия. По его мнению, любая система, в том числе и социальная, стремится к состоянию равновесия и проходит три стадии: первоначальное равновесие, нарушенное равновесие и восстановленное равновесие на новой основе. «Теория равновесия» утверждает распад, рост и образование новых систем в процессе постоянного нарушения равновесия, их восстановление на другой основе. Согласно данной теории, общество как социальная система поочередно находится то в равновесии, то в неравновесии. Постоянно нарушаемое социальное равновесие может стремиться к восстановлению в двух формах: в форме эволюционного приспособления различных элементов общественного целого друг к другу и в форме революций. По Бухарину, новое общественное равновесие есть «новая устойчивая оболочка производственных отношений, могущая служить формой развития производительных сил».

Впоследствии взгляды Бухарина на НЭП и темпы социалистического строительства изменились. Подобно Ленину, он стал видеть в нэпе подходящую основу экономической политики и условие общественного равновесия, которые могут вести страну по направлению к социализму. Отстаивая тезис об эволюционном развитии общества, он пришел к убеждению, что классовая борьба в России должна теперь вестись не насильственными методами, а путем мирного рыночного соревнования между социалистической и частной экономиками. «Мы думали, - писал он, - что мы можем одним взмахом и сразу уничтожить рыночные отношения. Оказалось, что мы придем к социализму именно через рыночные отношения». периоды жизни общества. Так, его книга «Экономика переходного периода» была посвящена проблемам общества с нарушенным революцией равновесием, а «Теория исторического материализма» - проблемам общества, находящегося в состоянии равновесия.

Позже Бухарин пересмотрел свои взгляды и трактовал «военный коммунизм» уже не как общую модель перехода к социализму, а как временную, вынужденную меру. Он признал необходимость учитывать специфику рынка и использовать рыночные категории. Он посчитал, что в стране, где доля мелких производителей огромна, введение свободного рынка товаров, частной инициативы может только стимулировать экономический подъем.

Бухарин выдвинул экономическую и политическую программу в соответствии с генеральной стратегической установкой партии на построение социализма в нэповской России. Он исходил из того, что реальное экономическое и иное развитие имеет своей предпосылкой гражданский мир, сотрудничество и гармонию. Замена продразверстки продналогом была им одобрена, он категорически исключал возможность возврата к продразверстке и «военному коммунизму», его статья «Новый курс экономической политики» была посвящена популяризации нэпа. Однако нэп рассматривался Бухариным как короткий период необходимого отступления. Он считал, что ради восстановления и развития крупной промышленности и увеличения количества производимых продуктов можно временно допустить в народное хозяйство мелкобуржуазные и крупнокапиталистические формы хозяйствования. После решения этих задач страна должна вернуться на прямой путь социалистического строительства.

Бухарин был противником коллективных форм сельскохозяйственного производства, доказывая, что «для главной массы мелких производителей втягивание их в организованный аппарат возможно, главным образом, через сферу обращения». Он выражал уверенность в том, что Россия придет к социализму через процесс обращения, через кооперацию, а не непосредственно через процесс производства.

Индустриализацию Бухарин считал самой главной целью партии и соглашался с тем, что она требует «перекачки» средств из сельскохозяйственного сектора. Но при этом он подчеркивал, что к вопросу о методах и пределах этой «перекачки» следует подходить трезво, хозяйственно, политически целесообразно, чтобы получить наиболее благоприятный результат. Он пришел к выводу, что без накопления в крестьянском хозяйстве промышленность долго развиваться не сможет. Предложенная им программа социалистической индустриализации предусматривала осуществление аграрных реформ, восстановление нормальных условий торговли и сведение к минимуму вмешательства государства, начиная с центральных рынков и кончая местными базарами, и постоянное снижение цен на промышленные товары.

Заявив о переходе к новому периоду в развитии России - к реконструкции производственной основы нэповского общества, основанной на долговременном планировании, - Бухарин, однако, не отказался от своих прежних принципов. Он продолжал оставаться сторонником нэпа, рыночного пути к социализму и делал ставку на развитие индивидуальных крестьянских хозяйств и нормализацию рынка. Но большинство в руководстве партии во главе со Сталиным считало нецелесообразным сохранение нэпа, полагая резервы индивидуального крестьянского хозяйства исчерпанными. Через пять лет после смерти Ленина нэп прекратил свое существование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: