Вопрос. Реформы Клисфена и Эфиальта. Формирование основ Афинской демократии

Реформы Клисфена

1. Реформа территориального деления. До этого существовало 3 филы, которые делились на более мелкие единицы фратрии, которых было тоже три. Во главе фратрий стояли представители знатного рода, которые ведали наиболее значимыми делами. Все остальное население должно было им подчиняться и оказывать поддержку во всех начинаниях. Клисфен же полностью изменил эту систему. Было введено деление всей территории Аттики на 10 фил и 3 округа - городской, прибрежный, внутренней области Аттики. Каждая фила в свою очередь делилась на 10 тритий. Триттии рапределялись по жребию между 10 филами, так чтобы в состав одной филы одна трития городская, одна прибрежная (Паралии) и одна внутренней области (Месогеи). Тритии делились на самые мелкие территориальные единицы демы. Дем выступал политической, военной, хозяйственной и административной единицей. Дем представлял собой самоуправляющуюся общину, которая имела свой суд, свое собрание, свою казну и выборного старосту - демарха, который наделялся административными и полицейскими функциями. Собрание дема обычно малочисленное обсуждало вопросы, связанные с местными нуждами, занималось распределение собственных доходов, иногда выступать в качестве примирителя в спорах между демотам, т.е. гражданами дема. В демах составлялись списки населения, и попадание в эти списки вело к автоматическому приобретению гражданских прав. Демы получали свои названия в соответствии с местность, которую занимали, именами мифических основателей, а также названиями местных знатных родов. Филы же получали название от имен древних аттических героев. Что касательно Афин, то они не были причислены к одной филе. Территория Афин была разделена на демы, дабы предотвратить сохранения особого положения знати.

Значение реформы. Эта реформа покончила с политическим значением родового деления.

· Гражданство теперь определяется припиской (пропиской) к определенному дему. Теперь, если человек не проживал в своем деме, все равно оставался к нему приписанным и имел возможность осуществлять все свои права в рамках этого дема.

· В гражданские списки дема вносились афиняне, достигшие 18-летнего возраста. Также за ними закреплялась обязанность военной службы, т.е. их еще вносили в военные списки. Все это называлось зачислением в эфебы, т.е. включение в состав полноправных граждан. Это зачисление сопровождалось обязательной клятвой, которую приносили лица, достигшие 18-летнего возраста. При нарушении этой клятвы они теряли гражданские права и становились на одну ступеньку с метеками.

· Аристотель в своем труде «Афинская полития» сообщает нам о появлении так называемых «новых гражданах». Скорее это были метеки, которым Клисфен даровал гражданские права, тем самым усилив демократический элемент и получив новый опору.

·  В связи с введенными новшествами появляется следующая афинская поговорка: «Оставь в покое свои филы и роды».

2. Создание совета Пятисот. Теперь в совет избиралось по 50 человек от каждой филы, т.е. в общей сложности в совет входило 500 человек. Совет пятисот состоял из 10 комитетов. В каждый комитет входило 50 человек. Комитеты назывались пританами. Комитеты по очереди, определяемой жребием в начале года, занимались текущими вопросами. Срок деятельности одного комитета по текущим вопросам составлял 35-36 дней. Этот срок называли пританией. Члены такого комитета заведовали финансами, готовили доклады для совета, а также Народного собрания, принимали заявления и различного роды сообщения. Председателем пританов избирался эпистат, выбираемый из среды членов Совета каждый год по жребию. Он хранил ключи от святилищ, государственную печать, а также с третьей частью пританов дежурил в особом заседании – фолосе.

Значение. В связи с проведением данной реформы поменялось положение Народного собрания. Теперь оно созывается гораздо чаще и роль его возрастает. К нему переходит полномочие решения вопросов о государственных преступлениях - эйсангелии, которое раньше принадлежало ареопагу. Народное собрание теперь получает право осуществлять судебную функцию. Также возрастает роль и гелиэи, т.е. суда присяжных. Теперь гелиэя становится полноценным судебным органом, должностные лица которого теперь должны были осуществлять предварительное следствие по делу.

Таким образом можно сказать, что все это было направлено на ограничение аристократии и обеспечение каждого гражданина отстаивать свои права и законные интересы.

3. Создание коллегии стратегов. В работе коллегии принимали участие 10 человек, избираемых по одному от каждой филы. К компетенции Коллегии стратегов относилось:

1) обеспечение боевой готовности армии;

2) имели право сбора военных налогов, а также чрезвычайных военных налогов в военное время;

3) могли требовать внеочередного созыва Народного собрания и Совета пятисот;

4) руководили переговорами, отвечали за минные договоры;

5) имели право председательствовать в судах по делам о воинских преступлениях.

 

4. Введение процедуры остракизма, т.е. «суда черепков». Остракизм представлял собой голосование с помощью черепков - остраконов, на которых афинские граждане писали имя человека, якобы посягавшего на существующий строй. Человек, имя которого было написано большее количество раз, изгонялся за пределы Афин на 10 лет, при этом сохраняя свои гражданские права и формально имущество. На соборы ему давалось 10 дней. Семья же этого человека имела право остаться в Афинах и не несла никакой ответственности за него. По окончании срока наказания он мог вернуться назад в Афины и жить прежней жизнью афинского гражданина. Также за ним сохранялось право претендовать на какую - либо должность.

5. С целью укрепления и увеличения государственных сил, Клисфен провел предложение, согласно которому все приобретенные на Эвбее земли необходимо было разделить на 4000 участков. Эти участки были распределены между малоимущими гражданами области Аттика. Так государство получило 4000 зевгитов, увеличив таким образом военные сила на 4000 гоплитов. Силу народа против знати увеличили метеки, которые получили некоторые гражданские права.

6. В 506 г до н.э Афины разгромили Халкидян с остров Эвбеи и захватили часть Халкиды. На конфискованной в пользу Афин поселились 4 тыс. бедных афинян (поселенцев – клерухов). В результате увеличился слой средних землевладельцев.

7. В социальной сфере происходит замена земельного ценза денежным.

Таким образом, можно сделать вывод, что реформы Клисфена окончательно сформировали демократическую политическую система. Следствием проведенных реформ стала победа демоса над аристократией. Произошло окончательное уничтожение родоплеменных пережитков. Реформами Клисфена завершилось объединение Аттики, начатое Тезеем, в единый полис во главе с Афинами. Разрозненный ранее народ превратился в органическое единое целое население полиса.

Реформы Эфиальта

1. Появляется новая законотворческая традиция – выставление законов для обозрения на Агоре. Перед каждым заседанием Народного собрания теперь определялась не только повестка дня, а также вывешивались для всеобщего ознакомления законопроекты, которые должны были рассматриваться и обсуждаться на Народном собрании. Это позволяло народу узнать суть нового законопроекта, более детально обдумать свое отношение к этому законопроекту, чтобы в дальнейшем выступить за или против этого закона на заседании Народного собрания.

2. Была изменена система отчетности должностных лиц. Отчет же магистр должен был предоставить в течение 30 дней, со дня истечения срока службы. В течение трех дней, после поступления отчета в гелиэю, любой афинский гражданин мог пожаловаться на уходящего в отставку магистра, который мог за неисполнение должностных обязанностей быть привлечен к ответственности.

3. Реформа против ареопага 462 г.до н.э. ареопаг лишился законодательной власти и частично судебной. Теперь в ведении ареопага были уголовные дела: предумышленное убийство, раны и увечья, нанесенные с целью лишения жизни, поджоги и отравления, религиозные преступления. Сохранялись его полномочия в сфере контроля за правильностью культа, частично цензорские полномочия и участие в воспитании юношей. Ареопаг мог в особо важных случаях с разрешения Народного собрания выступать в качестве высшей следственной комиссией. Все остальные функции были разделены между Народным собранием, Советом пятисот и гелиэей.

4. Реформа гелиэй. Была создана более четкая и определенная структура гелиэи. В нее входило 5000 основных присяжных и 1000 запасных. Было учреждено 10 дикастериев, каждый из которых включал в себя 500 человек. Дикастерия избиралась на один год. Заседать могла не целая дикастерия, в некоторых случаях допускалось временное объединение нескольких дикастерий в одну. Дикасты при вступлении в должность приносили клятву судить по справедливости и повиноваться законам, постановлениям народа и Совета пятисот. Гелиэя была связана и с внешней политикой, т.к. даровала гражданские права, участвовала в заключении договоров.

5. Создания мер для обеспечения устойчивости государственного порядка. Первая - «обвинение в противозаконии». Каждый афинский гражданин мог выступить против какого-либо предложения, указав на него как противоречащее существующим законам. Если это подтверждалось клятвой этого человека, тогда автор этого предложения становился ответчиком в суде. Если его вина доказывалась, то он подвергался наказанию. Наказание зависело от тяжести вины. Если вина небольшая, то выплачивался денежный штраф, а если вины была особо тяжкой, то ему грозила смертная казнь. Вторая - «эпихейротония законов». В начале года Народное собрание решало, нужно ли принимать какой новый закон или изменять, отменять старый. Если признавалась необходимость принятия нового закона, то его проект готовился в Совете пятисот и должен был быть представлен к третьему Народному собранию. Такой законопроект вывешивался для предварительного ознакомления, и каждый гражданин мог высказать свои замечания по поводу данного законопроекта.

6. Появляется новая должность номофетов, которые избирались из бывших служащих гелиэи. Номофеты были последней инстанцией в принятии законопроекта. Именно им принадлежал решающий голос.

7. Совет пятисот получил право судить и наказывать должностных лиц. Совет становится централизованным органом государственного управления, ведению которого подлежат многие отрасли государственного управления.

Исходя из вышеперечисленных рассмотренных реформ Клисфена и Эфиальта можно сделать вывод, что эти реформы заложили основы афинской демократии. Клисфеновские реформы были направлены на ограничение аристократической власти и установление народовластия. Реформы в политической и социальной областях должны были препятствовать возвращению к тирании. Так территориальная реформа «перемешала граждан», сильно ударив по преобладанию аристократии в филах. В основе был положен территориальный принцип за место прежнего родового. В связи с новым делением в демократическом духе были преобразованы государственные органы. Совет пятисот, образованный вместо Совета четырехсот, занимал очень важное место в системе государственного управления. К этому совету, в который входили представители различных слоев населения, перешли некоторые полномочия архонтов, что ограничило влияние аристократии. Это способствовало формированию демократического механизма в управлении Афинами. Реформа ареопага окончательно закрепила господство демократического устройства власти. Была достигнута главная цель - ограничение политической власти ареопага. Он перестал быть все контролирующей инстанцией, тем самым обеспечив реальное народовластие. Ограничение полномочий архонтов и расширение полномочий гелиэи можно условно назвать отделением судебной власти от административной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: