1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Брестский сепаратный мир
2) восстание на броненосце «Потемкин»
3) советско-польская война
2. Установите соответствие между событиями Гражданской войны и их датами.
СОБЫТИЯ | ДАТЫ | |
А) поход на Москву Добровольческой армии А. И. Деникина Б) мятеж Чехословацкого корпуса В) разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму Г) завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке | 1) 1917 г. 2) 1918 г. 3) 1919 г. 4) 1920 г. 5) 1922 г. 6) 1921 г. |
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям 1917-1921 гг. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Совнарком, 2) рабочий контроль, 3) «зубатовщина», 4) военный коммунизм, 5) ВЦИК, 6) Государственная Дума.
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
Применявшаяся в годы нэпа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству, называется ________.
5. Установите соответствие между аббревиатурами, обозначающими названия советских государственных органов и общественных организаций, и их функциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ | ФУНКЦИИ | |
A) ВСНХ Б) ВЧК B) РАПП Г) СНК | 1) орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем 2) высший орган исполнительной власти 3) орган по управлению делами Русской Православной Церкви 4) высший орган по планированию развития советской экономики 5) объединение советских писателей 6) орган власти по проведению реабилитации |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Это был период времени, хронологически связываемый с началом XX века. Название эпохе дано после ее завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции, оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после пушкинской эпохи. Если термин fin de si6cle — «конец века» — термин общеевропейский, то этот термин применяют только к русской культуре. Широкое бытование понятия в Советском Союзе распространилось после знакомства читателей с «Поэмой без героя», опубликованной в сборнике «Бег времени», 1965 г., где были такие строки:
«На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка И серебряный месяц ярко Над [...] веком стыл...».
Б) Организация возникла в Петрограде незадолго до Октябрьского переворота как творческая и культурно-просветительская. Активные деятели организации провозглашали задачу разрушения традиционной «дворянской культуры» и создания некой новой «рабочей культуры» путём развития творческой самодеятельности трудящихся. Идеология этого направления утверждала: «Одна из основных задач нашей новой культуры — восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествовавшего развития... Эту идею надо последовательно провести во всём изучении, во всём изложении науки, преобразуя то и другое, насколько потребуется».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный текст описывает период серебряного века русской культуры.
2) На этот период времени приходится расцвет творчества Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.
3) Текст описывает время деятельности организации, известной как «Пролеткульт».
4) В отличие от идеологии этого направления в культуре социалистический реализм признаёт достижения русской классической литературы.
5) К этому периоду времени относится творчество А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёва.
6) В этот период времени был написан роман И. Г. Эренбурга «Оттепель».
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.
1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Переговоры большевиков с Германией о заключении сепаратного мира проходили в ______________.
Б) Войсками Красной Армии, которая разгромила Врангеля в Крыму, командовал _______.
В) _____________ конференция, на которой большевики пытались установить дипломатические отношения со странами Европы, произошла в 1922 г.
Пропущенные элементы:
1) Рижская
2) М.В.Фрунзе
3) Петроград
4) Генуэзская
5) С.М.Буденный
6) Брест-Литовск
9. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их деятельностью.
ФАМИЛИИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
А) А. В. Луначарский Б) А. В. Колчак В) В. И. Ленин Г) А. М. Каледин | 1) лидер антибольшевистского движения на Дону 2) председатель СНК 3) нарком просвещения 4) лидер «левых коммунистов» 5) «верховный правитель России» 6) нарком иностранных дел |
10. Прочтите отрывок из политической речи и укажите фамилию автора.
«Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны,
какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными.
Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участники(-и) |
Захват большевиками власти | __________(А) | В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий |
штурм Перекопа | __________(Б) | __________(В) |
__________(Г) | август 1917 г. | А. М. Крымов |
советско-польская война | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы
1) 1919-1921 г.
2) октябрь 1917 г.
3) ноябрь 1920 г.
4) корниловский мятеж
5) разгон Учредительного собрания
6) М. В. Фрунзе
7) А. В. Колчак
8) Ю. Пилсудский
9) Г. В. Плеханов
12. Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего Черноморским флотом.
«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым... Затем я получил телеграмму от Алексеева... В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г.
2) Правительство, о котором идёт речь в документе, называлось Временное.
3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.
4) Автор лояльно относится к новой власти.
5) Новое правительство поддержали все слои русского общества.
6) Россия выиграла эту войну.
Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
13. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».
14. Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _____________ году».
15. Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме.
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. П. Махно.
2) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.
3) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.
4) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.
5) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.
6) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕКРИСТИКА | |
А) роман «Чапаев» Б) дом К. С. Мельникова В) сборник «Вехи» Г) «Булыжник – орудие пролетариата» | 1) Автор – Д.Фурманов. 2) В произведении критически показывается роль интеллигенции в революции 3) Произведение было создано в честь перехода к НЭПу 4) Произведение было создано в 1890 –е годы 5) Автор произведения известен как представитель стиля конструктивизм в архитектуре. 6) Автор произведения - Шадр |
18. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения, связанные с изображением, которое Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России.
2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин.
3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте.
4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо.
5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.
19. Какое из изображений относится к тому же периоду, что и надпись на столбе? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из отчёта херсонского губернатора от 1906 г.
«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить своё хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.
Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается.
Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».
20. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?
21. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее четырёх недостатков.
22. На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX в. Укажите не менее трёх последствий.
23. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого. Почему В. И. Ленин пошел на то, на что не согласился пойти Николай II? Приведите три объяснения.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Россия накануне событий 1905 - 1907 гг. двигалась по прогрессивному пути социально-экономического развития, революционеры-демократы и либералы своей борьбой с властью лишь "раскачивали" российскую государственность и вовлекали в борьбу с ней народные массы
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1905-1907 гг.;
2) 1921-1928 гг.;
3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.