- Почему так повел себя дед?
(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился.)
- Как поступают взрослые с вашей точки зрения по отношению к деду? Муж тети?
(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта) Сначала отец, пытаясь угодить «дорогому гостю», одновременно старается избежать конфликта, но неудачно. Дед понимает реплики своего сына как сомнения в собственной компетенции в плотницком деле.
- Как поступает тетя?
(Тоже ведет себя снисходительно к деду. Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)
- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?
|
|
(Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)
- Смеются, -- сказал он Петьке.
-- Кто?
-- Вон... -- Дед кивнул в сторону горницы. -- Ничего, говорят, ты не
понимаешь, старый хрен. А они понимают!
-- Не обращай внимания, -- посоветовал Петька.
Дед присел к столу, помолчал. Потом опять заговорил.
-- Ты, говорят, дурак, из ума выжил...
-- Что, так и сказали'
-- А?
-- Так и сказали на тебя -- дурак?
-- Усмехаются сидят. Они шибко много понимают! -- Дед постепенно
"заводился", как выражался Петька.
-- Не обращай внимания, -- опять посоветовал Петька.
-- Приехали... Грамотеи! -- Дед встал, покопался у себя в сундуке, взял
деньги и ушел.
Пришел через час пьяный.
-Что произошло далее? Расскажите, что мы называем кульминацией? Где она в тексте?
(ответы уч-ся, краткий пересказ эпизода)
Дед разбивает телевизор, родители вызывают милиционера, который составляет протокол на деда и его увозят в вытрезвитель.
- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушк у?
(Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)
-Как вы относитесь к поступку родителей Петьки?
Мы проанализировали образы героев рассказа.
-Что объединяло деда и Петьку какой графический знак можно поставить в конце таблицы?(объединяющую фигурную скобку)
-Кто противостоит Деду и Петьке? Как поступают взрослые с вашей точки зрения по отношению к деду?
- Почему вы пришли к такому выводу?
Возвращаясь к теме нашего урока: можно ли назвать главного героя «чудиком»? Почему?
Да. Этот герой не похож на остальных, его не понимают, он нелеп и смешон для окружающих, но у него есть чувство собственного достоинства, своё мнение, своя правда. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.
|
|
Встречались ли вам такие люди в жизни? Как вы к ним относились?(2-3 варианта ответов учащихся)
Почему чудики так интересовали писателя? Как Шукшин относился к своим героям?
«Есть люди, - говорил Шукшин, - в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука».
Какие чувства пробудил в вас рассказ? О чём он? Чему учит?
Он учит «про душу не забыть и немножко добрее быть…»
Домашнее задание: закончить заполнение таблицы «характеристика героев»,написать продолжение рассказа. Предположите, как бы дальше могли развиваться события рассказа?
Домашнее задание:
1.Ознакомиться и прочитать внимательно конспект урока.
2.Написать сочинение на тему «Образ героев-чудиков в рассказах В.М.Шукшина «Чудик» и «Критики».