Устройство метрополитена
Отличительные черты метрополитена
Обеспечение безопасности движения на метрополитенах
Виды габаритов
Глоссарий
Автоматическая блокировка (АБ) | - техническое средство интервального регулирования движения поездов на межстанционных перегонах по сигналам проходных и локомотивных светофоров |
Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) | - система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков |
Акведук | - искусственное сооружение в виде моста с лотками под водоток, строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой |
Балластный слой | - слой сыпучих материалов (щебня, гравия, песка) в виде трапеции на основной площадке земляного полотна, распределяет нагрузки на основную площадку земляного полотна, оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, смягчает удары подвижного состава, отводит воду от колеи, создает возможность выправки пути |
Берма | - площадка между подошвой откоса насыпи и ближайшим водоотводом |
Бровка | - линия сопряжения основной площадки с откосом |
Вагон | - единица ПС железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов |
Вагонное хозяйство | - обеспечивает содержание всего парка грузовых и пассажирских вагонов, а также контейнеров в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов |
Верхнее строение пути | - единая комплексная конструкция, предназначенная для восприятия нагрузок от ПС, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения ПС |
Виадук | - искусственное сооружение, которое сооружают вместо высокой насыпи при пересечении дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий |
Вредное пространство | - расстояние от горла крестовины до сечения сердечника шириной 40 мм |
Выемка | - инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже поверхности земли |
Вытяжной путь | - путь который служит для выполнения на них маневров |
Выходной светофор | - светофор, который разрешает или запрещает поезду отправиться со станции на перегон |
Входной светофор | - светофор, предназначенный для ограждения станции со стороны прилегающих перегонов, разрешает или запрещает вход поезда на станцию |
Габарит погрузки | - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути |
Габарит подвижного состава | - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути подвижной состав в порожнем и груженом состоянии |
Габарит приближения строений | - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств |
Газотурбовоз | - локомотив, имеющий в качестве силовой установки газовую турбину |
Галерея | - искусственное сооружение, которое строят на косогорах, в местах, угрожающих обвалами горных пород |
Главные пути | - пути перегонов и их непосредственное продолжение в пределах станций |
Горло крестовины | - самое узкое пространство между усовиками в их изгибе |
Горловина (станционная) | - зона, на которой последовательно уложена группа стрелочных переводов, соединяющие пути и парки между собой |
Горочная автоматическая централизация | - система, которая позволяет управлять стрелками и горочными сигналами и регулировать скоростями надвига и роспуска состава |
Горочный светофор | - светофор, разрешающий или запрещающий роспуск вагонов с горки |
Грузовая станция | - станция, предназначенная, в основном, для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки грузов из вагонов, сортировки перевозимых грузов, приёма и отправления грузовых поездов |
Грузооборот | - сумма произведений количества перевезенных грузов на соответствующее расстояние их перевозки, выражается в тонно-километрах |
Групповая отправка | - партия груза, перевозимая по одному документу, для которой требуется более одного вагона, но менее маршрута |
Думпкар | - вагон, предназначенный для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, рудных грузов, грунта, песка и т.п |
Дюкер | - искусственное сооружение, которое устраивают при необходимости пропуска трубопровода или малого водотока под путем |
Забанкетная канава | - элемент земляного полотна для сбора и отвода воды с площади обреза |
Заградительные светофоры | - светофоры, требующие остановиться при опасности движения на переездах, в местах обвалов, ограждающие составы для осмотра и ремонта |
Земляное полотно | - служит основанием для укладки верхнего строения пути и представляет собой полосу земли, спланированную в соответствии с продольным и поперечным профилями линий. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства. |
Зона обслуживания | - два или более направлений с примыкающими к ним железнодорожными ответвлениями, обслуживаемыми локомотивами одного или нескольких депо и включающими в себя несколько участков смены бригад |
Изотермический вагон | - вагон, который служит летом для перевозки скоропортящихся грузов (мяса, рыбы, молока, фруктов и т.п.), а зимой – грузов, боящихся замерзания (овощей, фруктов, молока, минеральных вод) |
Искусственные сооружения | - собирательное название всех строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью защиты от неблагоприятных воздействий |
Кавальер | - вспомогательная насыпь из удаленного при сооружении выемки грунта |
Колея | - железнодорожный путь из двух параллельных рельсов |
Контактная сеть | - комплекс устройств, предназначенных для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу через токоприемники |
Контррельс | - элемент стрелочного перевода, который направляет гребни колес в соответствующий желоб крестовины и средней своей частью перекрывает вредное пространство |
Крестовина | - элемент стрелочного перевода, который обеспечивает проход колес ПС в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого пути |
Крытые вагоны | - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений |
Кювет | - продольные канавы, для отвода воды с каждой стороны основной площадки |
Локомотив | - (от лат. Lokus место и motio движение) – основная тяговая машина для передвижения вагонов |
Локомотивное депо | - основное линейное предприятие локомотивного хозяйства, предназначенное для технического обслуживания и ремонта локомотивов |
Локомотивное хозяйство | - отрасль железнодорожного транспорт – осуществляет мероприятия по совершенствованию содержания локомотивного парка в исправном состоянии для выполнения плана перевозок, его обновлению и насыщению локомотивами нового поколения, отвечающими по важнейшим технико-экономическим показателями передовым достижениям науки и техники |
Локомотивный светофор | - светофор, устанавливаемый в будке машиниста и повторяющий показания проходных светофоров |
Лотки | - искусственные сооружения, которые применяют при низких насыпях (до 2 м) на малых водотоках |
Малодеятельные участки | - участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки |
Малотоннажная отправка | - партия груза, перевозимая по одному документу, массой свыше 10 до 20 т, и занимающая не более половины объема четырехосного вагона |
Маневровая работа | - внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон |
Маневровый полурейс | - перемещение вагонов с локомотивом или одного локомотива без изменения направления движения |
Маневровый рейс | - перемещение вагонов с локомотивами или одного локомотива по станционным путям с изменением направления |
Маневровый светофор | - светофор, разрешающий или запрещающий производство маневров |
Маневровый состав | - вагоны, с которыми совершается рабочий полурейс или рейс |
Марка крестовины | - тангенс угла крестовины (tg α) или отношение ширины сердечника в хвосте крестовины К к длине сердечника до математического центра l |
Маршрутная отправка | - когда груз предъявляют к перевозке по одному документу в количестве, достаточном для формирования целого состава |
Маршрутный светофор | - светофор, разрешающий или запрещающий поезду проследовать из одного района станции в другой |
Математический центр крестовины | - точка пересечения рабочих граней сердечника |
Междупутье | - расстояние между осями двух смежных путей |
Мелкая отправка | - партия груза, перевозимая по одному документу, масса которой не превышает 10т, а объем – одной трети вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы |
Метрополитен | - городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров |
Мосты | - устраивают в местах пересечения железной дорогой рек, оврагов, каналов, ручьев |
Мотовоз | - локомотив малой мощности, в качестве источника энергии имеющий двигатель внутреннего сгорания — карбюраторный или дизельный |
Насыпь | - сооружение из насыпного грунта. Основная площадка насыпи расположена выше поверхности земли. |
Негабаритный груз | - груз, размеры которого выходят за пределы габарита погрузки, но не превышают определенной величины, позволяющей перевозить его при соблюдении специальных условий |
Нерабочий парк вагонов | - вагоны, оставленные в резерве МТК, неисправные, находящиеся в различных видах ремонта, проходящие испытания, и вагоны, находящиеся в других специальных формированиях |
Обгон поездов | - состоит в приеме с остановкой первого поезда на приемоотправочный путь и пропуске второго поезда того же направления по главному пути |
Обгонный пункт | - раздельный пункт на двухпутной линии с путевым развитием для обгона одних поездов другими и перевода их с одного пути на другой |
Обочина | - площадка между бровкой земляного полотна и нижней гранью откоса балластного слоя |
Обрез | - элемент земляного полотна, представляющая собой полосу земли между полевой бровкой выемки и кавальером |
Основная площадка | - верхняя площадка земляного полотна, на которую уложено верхнее строение пути |
Откос насыпи (выемки) | - боковая наклонная поверхность насыпи (выемки) |
Отправка | - количество груза, принятое к перевозке по одному перевозочному документу |
Отцеп | - один или несколько вагонов в составе, подлежащем расформированию, которые в процессе сортировки должны быть поставлены на один путь |
Парк | - группы станционных путей одинакового назначения, объединенные общими горловинами |
- | |
Паровоз | - локомотив, который в качестве силовой установки имеет паровой котел и паровую машину, сообщающую движение колесным парам |
Пассажирооборот | - сумму произведений числа пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах |
Пассажирская станция | - станция, предназначенная для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов, ремонта и экипировки пассажирских вагонов, продажи билетов, посадки пассажиров на поезда и высадки из поездов, приёма и выдачи багажа, почты и грузобагажа, а также выполнения ряда других операций, связанных с обслуживанием пассажиров |
Пассажирский остановочный пункт | - пункт, расположенный на перегонах и предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров |
Перегон | - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами |
Переезд железнодорожный | - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне |
Переносные сигналы | - щиты, фонари, флаги, факел-свечи, временно устанавливаемые для ограждения всякого рода препятствий на пути, мест производства работ |
План пути | - графическое изображение оси пути на горизонтальной плоскости - проекция трассы на горизонтальную плоскость |
Платформа | - вагоны, предназначенный для перевозки длинномерных, штабельных, громоздких грузов, колесно-гусеничной техники, не требующих защиты от атмосферных воздействий |
Площадка | - горизонтальный участок пути без подъемов и спусков |
Повагонная отправка | - количество груза, для перевозки которого требуется отдельный вагон |
Повторительный светофор | - светофор, оповещающий о показании основного светофора, когда из-за местных условий его видимость не обеспечивается |
Подвижной состав | - перевозочные средства железнодорожного транспорта, подразделяется на самоходный (локомотивы, моторный вагон, дрезины) и несамоходный (прицепной) |
Подпорные стены | - искусственные сооружения, которые строят на крутых косогорах, на берегах рек и морей для удержания грунта от обрушения |
Подъездной путь | - путь, который соединяет станцию общего пользования с промышленным предприятием |
Полезная длина пути | - это та часть полной его длины, в пределах которой можно устанавливать подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям |
Полная длина пути | - расстояние между остряками стрелочных переводов, ведущих на этот путь |
Полоса отода | - полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути, других устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков и лесонасаждений |
Полуавтоматическая блокировка | - система интервального регулирования движения поездов, при которой функции по отправлению и приему поездов выполняются как вручную, так и автоматически |
Полувагоны | - вагоны, предназначенные для перевозки навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий |
Полувыемка | - инженерное сооружение основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки – один |
Полунасыпь | - инженерное сооружение основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи – один |
Полунасыпь-полувыемка | - основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки |
Поперечный профиль | - сечение земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси |
Постоянные сигналы | - сигналы, устанавливаемые в определенных местах железнодорожного пути |
Пошерстное движение | - движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу в направлении от крестовины к остряку стрелки |
Предельный столбик | - деревянный или железобетонный путевой знак, устанавливаемый после стрелочных переводов посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся или расходящихся путей будет 4100 мм. Он указывает границу, в пределах которой может находиться подвижной состав не нарушая безопасности движения по соседнему пути. |
Предохранительный тупик | - предназначен для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов |
Предупредительные светофоры | - светофоры, заблаговременно предупреждающие о показаниях входного, проходного, заградительного сигнала |
Приемо-отправочный путь | - путь, предназначенный для приема и отправления поездов |
Провозная способность | - возможный объем грузовых перевозок, млн т, на данной линии в течение года |
Промежуточная станция | - станция, предназначенная, главным образом, для приема, отправления и пропуска поездов |
Пропускная способность | - наибольшее число поездов или пар поездов установленной массы, которое может быть пропущено в единицу времени (сутки, час) в зависимости от имеющихся постоянных технических средств, типа и мощности подвижного состава и принятых методов организации движения поездов |
Противошерстное движение | - движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу по направлению от остряка стрелки к ее крестовине. |
Профиль пути | - графическое изображение оси пути на вертикальной плоскости - вертикальный разрез по трассе |
Проходной светофор | - светофор, разрешающий или запрещающий поезду проследовать с одного блок-участка на другой |
Путепроводы | - искусственные сооружения, которые строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают безопасный и независимый пропуск транспорта на разных уровнях |
Рабочая отметка | - разность между отметками земли и отметками бровки земляного полотна; - представляют собой глубину выемок или высоту насыпей |
Рабочий парк вагонов | - исправные вагоны, находящиеся в поездах, на станциях, под погрузкой и выгрузкой и т.д., т.е. участвующий непосредственно в перевозочном процессе |
Рабочий рейс (полурейс) | - передвижение локомотивов с вагонами |
Раздельные пункты | - пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны |
Разъезд | - это раздельный пункт на однопутном участке, имеющий путевое развитие для скрещения и обгона поездов |
Рамные рельсы | - часть рельсовых нитей, расходящихся на стрелочном переводе, к которым прижимаются стрелочные остряки |
Расформирование поездов | - сортировка вагонов в соответствии с их назначением |
Регулируемый переезд | - переезд, оборудованный устройствами переездной сигнализации, которые извещают водителей транспортных средств о подходе к переезду поезда или обслуживаются дежурным по переезду |
Резервы | - служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод. |
Рельсовые скрепления | - предназначены для соединения рельсов между собой и прикрепления рельсов к подрельсовому основанию |
Рельсы | - элемент верхнего строения пути; непосредственно воспринимают нагрузку от подвижного состава, передают ее на лежащие ниже элементы и направляют движение колес |
Ручные сигналы | - фонари, флаги, диски, устанавливаемые на поездах для обозначения головы и хвоста поезда, а также для обозначения снегоочистителей и дрезин |
Светофоры прикрытия | - светофоры, ограждающие места пересечения на одном уровне железной дороги с другой железной дорогой, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проходимые с проводником |
Селеспуски | - искусственные сооружения, которые устраиваются в гористой местности для пропуска грязекаменных потоков (селей) с гор |
Сигнал | - видимый или звуковой знак, при помощи которого передаются приказы машинистам локомотивов о запрещении или разрешении движения и ограничении скорости |
Скрещение поездов | - заключается в приеме первого поезда на один из приемоотправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляется ранее прибывший поезд; - пропуск встречных поездов на однопутной линии |
Соединительный путь | - два отрезка колеи, которые соединяют стрелку с крестовиной: один прямой, а другой криволинейный, называемый переводной кривой. |
Сортировочная станция | - станция, основной работой которой является расформирование составов поездов, сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов новых поездов |
Сортировочный путь | - путь, предназначенный для сортировки вагонов по назначению следования и для накопления их на составы |
Специальные вагоны | - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих особых условий при перевозке |
Станционная площадка | - горизонтальный участок продольного профиля главных путей в пределах станции |
Станционные пути | - все пути в границах станции |
Станция | - раздельные пункты, имеющие путевое развитие и позволяющие производить прием, отправление, скрещение и обгон, формирование и расформирование поездов |
Стрелка | - элемент стрелочного перевода, который направляет движущийся ПС на боковой путь и обратно |
Стрелочный перевод | - предназначен для перевода подвижного состава с прямого пути на ответвленный боковой |
Стыки | - места соединений рельсов между собой |
Тепловоз | - локомотив, который источником энергии имеет двигатель внутреннего сгорания (дизель), который через специальную передачу (электрическая, гидравлическая или механическая) сообщает движение колесным парам |
Технические пассажирские станции | - предназначены для комплексной подготовки пассажирских составов к рейсу (осмотр, текущий ремонт, санитарная обработка и экипировка вагонов). Они находятся на крупных пунктах приписки и формирования пассажирских поездов |
Техническо-распорядительный акт станции | - основной документ станции, который содержит основные данные о всех технических средствах станции (путевом развитии, стрелочном хозяйстве, устройстве сигнализации и связи, грузовых устройствах и др.) и их специализации, определяет порядок использования технических средств, предусматривая при этом полное обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы |
Технологический процесс работы станции | - рациональная система выполнения операций с грузами, обслуживания пассажиров, обработки вагонов и поездов, основанная на применении передовых методов труда и наилучшем использовании технических средств |
Тоннель | - искусственное сооружение для прокладки пути под землей |
Тормоз | - устройство, которым создается искусственное сопротивление движению, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости |
Транспортер | - разновидность вагона, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые не могут быть перевезены в других вагонах |
Трасса | - линия, характеризующая положение продольной оси пути в пространстве |
Трассирование | - процесс прокладки трассы |
Трубы | - укладывают в тело насыпи, когда под ней необходимо пропустить сравнительно небольшое количество воды |
Угон пути | - продольное перемещение рельсов относительно шпал или вместе со шпалами. Он разрушает балластную призму, вызывает поломку рельсов, скреплений, износ шпал, искажение колеи |
Улавливающий тупик | - для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по крутому затяжному спуску или подъему |
Универсальные вагоны | - вагоны, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов |
Участковая станция | - станция, предназначенная для формирования участковых и сборных поездов, смены в поездах локомотивов и локомотивных бригад, технического обслуживания подвижного состава в проходящих поездах |
Участок обращения | - направление, обслуживаемое локомотивами одного или нескольких депо и состоящее из нескольких участков работы бригад |
Холостой рейс (полурейс) | - перемедвижение локомотивов без вагонов |
Хоппер | - вагон, предназначенный для перевозки массовых сыпучих грузов (от английского hop – прыгать) |
Цистерна | - вагон, предназначенный для перевозки жидких, газообразных и пылевидных грузов |
Ширина колеи | - расстояние между внутренними гранями головок рельсов |
Шпалы | - служат опорами для рельсов. - передают давление от рельсов на балласт, обеспечивая постоянство ширины колеи и устойчивость рельсового пути |
Электровоз | - локомотив, который своего источника энергии не имеет: он получает электрическую энергию через контактную сеть от стационарных источников — электростанций и преобразует ее в механическую работу с помощью тяговых электродвигателей |
Эстакада | - искусственной сооружение, которое создают вместо высокой насыпи в городах, где они меньше стесняют улицы и обеспечивают проезд и проход под ними |